Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (10)'03 - БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ
Вузы меняются
Татьяна Анатольевна Лигун, заместитель директора по научно-исследовательской работе Научной библиотеки
Санкт-Петербургского
государственного университета

Возможностей вузовских библиотек сегодня, как правило, не хватает, чтобы удовлетворить не только сильно выросшие, но и существенно изменившиеся потребности студентов и преподавателей в получении информации. Однако в работе вузовских библиотек уже произошли очень
большие изменения,
и их количество постепенно переходит в качество.

Мы являемся не только свидетелями, но и непосредственными участниками модернизации системы высшего образования и происходящих в ней динамичных процессов. По оценке ГосНИИ системной интеграции в ближайшем будущем образование вынуждено будет измениться больше, чем за 300 с лишним лет, прошедших с момента возникновения образовательных систем, появления книгопечатания. Мы провели небольшое исследование, чтобы выяснить, какие изменения произошли в содержании и структуре высшего образования за последние 5 лет.
Изменения затрагивают все звенья: структуру и содержание образовательных и профессиональных программ, систему образовательных учреждений и органов управления образованием. Естественным откликом на это является процесс создания в регионах вузов с многоуровневой и многопрофильной подготовкой специалистов. Так, по имеющимся данным в Петербурге функционирует 91 высшее учебное заведение. 42 из них — государственные вузы, остальные — негосударственные. Общее количество студентов — более 400 тысяч.
Государственная политика в образовательной сфере определяется сегодня через государственные образовательные стандарты. Понятие «государственный образовательный стандарт», впервые введенное Законом РФ «0б образовании» в 1992 г., относится к различным уровням отечественной системы образования, включая высшее профессиональное, а Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 940 утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, включающий общие требования к его структуре и программам, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся.
В последние 3 года высшая школа страны получила в свое распоряжение «второе поколение» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных в 2000 г. и представляющих его различные специальности. Сегодня их 523.
За последние годы в ряде вузов открылись новые факультеты, появились новые специальности. Утверждение новых образовательных стандартов предполагает разработку новых учебных планов. Сегодня (по данным Министерства образования) утверждено 517 примерных учебных планов. Утверждены и 53 примерные программы учебных дисциплин Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования.
Происходят значительная поляризация и расслоение высших учебных заведений. Незначительная часть их удерживаются на вершине «пирамиды относительного благополучия», участвуя в международных, национальных и региональных программах, конкурсах, сетях сотрудничества и все больше отрываясь от большинства вузов, давно забросивших научную деятельность и ставших простыми профессиональными училищами, школами, пусть даже высшими. Удел многих подобных учебных заведений сегодня — борьба за выживание.
По данным государственного статистического наблюдения, все большее развитие получает система дополнительного высшего профессионального образования. Существует уже более 1500 образовательных организаций такого типа, двадцати пяти видов. В течение 2001/2002 учебного года через них прошло более 1,1 млн человек. Для сравнения отметим, что за этот же период в вузах страны обучалось более 4,1 млн человек. При этом на долю Минобразования России приходится 54,9% всего контингента. Это особая категория студентов, у которых свой подход к обучению, особые программы и свои приемы для реализации учебных задач.
Показателен и тот факт, что негосударственные образовательные учреждения ведут подготовку по 33 направлениям и 109 специальностям высшего образования. 93% студентов негосударственных вузов обучается по гуманитарным и социально-экономическим образовательным программам (в вузах Петербурга это составляет шестую часть всех обучающихся по этим профилям).
Образование в России, как и во всех развитых странах мира, перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, становясь способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, представление, генерирование информации в обмен на полученную. По сути в стране происходит так называемая очередная революция в образовании: от знаний к информации, что требует развития творческого мышления, направленного на решение нестандартных задач. Эта тенденция четко прослеживается в новых учебных планах. В тоже время, новые примерные программы учебных дисциплин, предлагая новое содержание этих дисциплин, сохранили традиционный подход к методу их изучения, о чем свидетельствуют списки обязательной рекомендованной литературы, что, на наш взгляд, не очень позитивно влияет и на формирование творческого мышления студентов, и усложняет работу библиотекам, обеспечивающим учебный процесс.
Важнейшим элементом процесса фундаментализации образования как основы реформы высшей школы, стало включение цикла естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование, и, соответственно, цикла гуманитарных дисциплин — в естественнонаучное и техническое образование. Это в полной мере ощущают не только вузовские, но и универсальные научные и публичные библиотеки.
1990-е гг. внесли кардинальные коррективы в работу вузовской библиотеки и поставили перед ней глобальные задачи: обновление и формирование фонда для дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов и новых специальностей, совершенствование библиотечно-информационных процессов на основе внедрения автоматизированных технологий, расширение сферы услуг, активизации научно-исследовательской и рекламной работы, налаживание международных связей.
Введение Государственных образовательных стандартов и пересмотр учебных программ потребовали существенного обновления фондов учебной литературы.
Известно, что на комплектование литературой по новому направлению профессионального образования требуется как минимум пять лет. И библиотеки учебных заведений не в состоянии сразу, за первые 2—3 года, обеспечить необходимой информацией новые специальности, хотя и прилагают максимум усилий. Поэтому Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек совместно с Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации, учитывая существующие организационные и экономические особенности, разработали новые требования к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования. Они в обязательном порядке используются для оценки соответствующих учебных заведений при лицензировании, аккредитации и аттестации.
Но главная проблема — это комплектование библиотек в жестких условиях недофинансирования. Поэтому обеспечение комплектования всецело зависит от руководства каждого вуза, которое изыскивает дополнительные средства. Где-то больше, где-то меньше. Только начиная с 2000 г. министерство стало выделять средства на комплектование вузовских библиотек. Рост цен на учебную и научную литературу привел к резкому ухудшению состояния библиотечных фондов. Сегодня их восполнение и обновление отстают от темпов старения. Фонды новых поступлений в библиотеки вузов сократились на порядок. Объемы учебной литературы, приобретаемой библиотеками вузов, продолжают уменьшаться. По данным Центральной библиотечной информационной комиссии Министерства образования РФ за последние годы, библиотеки вузов в среднем приобретают на одного читателя до 1,7 экз. книг, а в отдельных вузах и того меньше — от 0,3 до 0,9 экз. А ведь многолетний опыт комплексных научных исследований доказывает: чтобы удовлетворить потребность в учебной и научной литературе, библиотека в год должна приобретать 12—14 книг в расчете на одного читателя.
Обеспеченность по циклам дисциплин:
• общих профессиональных — 41,7%;
• специальных — 35,2%.
О том, какая литература необходима в соответствии с рабочими программами дисциплин учебных планов, известно кафедрам, ведущим эти дисциплины. Но они не обладают оперативной информацией о наличии этой литературы в библиотеке вуза, возможных потребностях и заявках на нее других кафедр. Сведения об основной литературе из рабочих программ предоставляются в библиотеку нерегулярно и содержат обычно данные о литературе, изданной несколько лет назад, изменить состояние укомплектованности по которой практически невозможно.
Конечно, вузовские библиотеки не сидят сложа руки. Все пытаются что-то делать для улучшения своих фондов и расширения возможностей более комфортного эффективного обслуживания читателей. Для этого используются внебюджетные средства образовательных учреждений, региональных фондов поддержки науки и образования. Организована также коммерческая деятельность самих библиотек — предоставление дополнительных платных услуг, обслуживание негосударственных образовательных учреждений и коммерческих организаций. Вводилась залоговая система в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле», пересмотрены условия комплектования, сокращена экземплярность приобретаемой учебной литературы в пользу читальных залов.
Но и с читальными залами в вузовских библиотеках тоже проблемы. В 2000 г. насчитывалось 10 170 мест на все вузовские библиотеки, а читателей по единому читательскому билету — более 370 тысяч, причем количество книговыдач каждый год растет и сейчас составляет цифру более 24 млн изданий в год. Количество посещений вузовских библиотек города в 2002 г. составило больше 9 млн человек.
Учебное книгоиздание для профессионального образования в последнее десятилетие развивалось скачкообразно. После резкого спада выпуска учебной литературы в 1992—93 гг., начиная с 1994 г. наметились некоторые положительные тенденции, выразившиеся прежде всего в увеличении тиражей учебной литературы для вузов, а с 1998 г. — и для учреждений среднего и начального профессионального образования.
Негосударственные издательства массовыми тиражами выпускают учебные издания в области права, экономики и финансов, информатики и вычислительной техники, медицины. Сокращается выпуск учебных книг по большинству гуманитарных, естественнонаучных и особенно технических дисциплин, которые, как правило, выпускаются государственными издательствами. Основную долю их составляют издательства и издательские подразделения вузов. Существующий перекос в ассортиментной политике издательств наглядно демонстрирует следующий пример. Так, в 1998 г. для высшей школы была подготовлена 981 учебная книга с грифом Минобразования, в основном по инновационным социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам (экономике, праву и др.), и 219 — по естественнонаучному и техническим циклам дисциплин.
Наименее удовлетворительное положение дел с учебной литературой сложилось в негосударственном секторе профессионального образования. За редкими исключениями вновь открываемые негосударственные учебные заведения не имеют своих библиотек. В большинстве из них не сложилась система методического руководства самостоятельными занятиями студентов, обеспечивающая их надлежащую ориентацию в необходимой для овладения специальностью учебной, научной и справочной литературе. В этих условиях отдельные негосударственные учебные заведения пошли по пути выпуска примитивных суррогатов учебных и методических пособий, изобилующих теоретическими и фактическими погрешностями и не отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов.
Министерство общего и профессионального образования РФ издало приказ от 04.06.97 № 1098 «О мерах по обеспечению качественной учебной литературой негосударственных высших учебных заведений». К сожалению, как у нас исполняются приказы, мы знаем.
1990-е гг. примечательны для библиотек вузов и тем, что многие пережили затопления, аварии, переезды, перемещение и расстановку фонда, реорганизацию, что также не всегда было на благо библиотеки, хотя есть и очень отрадные примеры (СПбУЭиФ, ПГУПС, Технологический институт, ЛТА и др.). Многие библиотеки еще находятся в стадии реорганизации.
Потребности студентов и преподавателей вузов в получении информации в настоящее время значительно шире того, что в состоянии предоставить вузовские библиотеки. В связи с этим в библиотеках создаются условия доступа к мировым компьютерным сетям, предоставляется доступ к удаленным БД, открываются компьютерные читальные залы, функции и режим работы которых кардинально отличаются от функций специализированных читальных залов библиотеки. Рабочие места пользователей в них помимо компьютеров оборудуются сканерами, принтерами и другим оборудованием.
С увеличением числа студентов, аспирантов и внедрением новых форм организации и контроля самостоятельной работы в условиях дефицита литературы наиболее важным направлением развития библиотеки является построение рациональной организационной структуры и предоставление читателю как традиционных, так и дополнительных библиотечных услуг, способствующих повышению эффективности образовательного процесса. Выделение отраслевых, специализированных читальных залов позволяет собрать в одном месте немногочисленную на сегодняшний день литературу определенного профиля или вида и более качественно удовлетворять информационные потребности читателей. Вузовские библиотеки делают очень много — активно осваивают новые технологии, изучают и внедряют новые методы работы, реализуют корпоративные проекты.
Эффективность работы библиотеки во многом зависит от слаженных действий всего коллектива. Это стало особенно значимо в последнее десятилетие, когда в практику стали внедряться автоматизация, маркетинг, новые методы управления, требующие участия в их реализации всех структур библиотеки и каждого ее сотрудника.
Но продолжается негативное воздействие недостаточного финансирования образования и науки на кадровый потенциал библиотек вузов и развитие научных исследований. Это приводит к сокращению численности и старению кадров, оттоку наиболее квалифицированных кадров в коммерческие структуры и за рубеж, ухудшению материально-технической базы библиотек. Сегодня очень мало достаточно стабильных по составу коллективов вузовских библиотек. Это возможно только там, где есть социальная поддержка вуза, рассчитанная на закрепление кадрового потенциала.
По общему мнению, повышения уровня библиотечного обслуживания невозможно добиться без развития новых услуг, таких, например, как создание электронных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, обеспечивающих свободный доступ к ним студентов.
Этому способствует и развитие новых информационных технологий. Оно дает возможность расширить номенклатуру предоставляемых услуг, изменить качество традиционного обслуживания, создать условия для быстрого поиска информации. Обслуживание пользователей с применением новых автоматизированных технологий требует вложения значительных средств на приобретение необходимого оборудования, организацию АРМ пользователей, постоянного изучения информационных потребностей пользователя. К сожалению, практика показывает, что до сих пор, среди руководителей вузов различного уровня нет понимания того, что компьютеризация библиотеки, особенно крупной библиотеки, — сложнейший социально-экономический процесс, управление которым требует очень взвешенного подхода, тщательно продуманных и последовательно осуществленных решений, постоянных финансовых затрат. Это негативно сказывается на темпах развития вузовских библиотек, на эффективности их работы. Но и здесь ситуация постепенно меняется к лучшему, что позволяет говорить о качественном изменении работы вузовских библиотек.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы