|
Непрерывное библиотечное образование
Наталья Жадько, Мария Чуркина
Секция «Библиотечная профессия, кадры и непрерывное образование» Российской библиотечной ассоциации, журнал «Библиотечное Дело»
в партнерстве
с Учебным центром
«Школа Рудомино» ВГБИЛ
и Центром Прикладных Гуманитарных Технологий сообщают
о продолжении рубрики «Непрерывное библиотечное образование» на страницах журнала
«Библиотечное Дело».
Открывая рубрику под этим, уже ставшим архаичным и привычным названием, мы, конечно же, отдаем дань традициям библиотечного дела последнего десятилетия. Действительно, в последние годы библиотекари активно и с удовольствием учатся, осваивают новые концепции, подходы и технологии работы. Во многих крупных и городских библиотеках организованы постоянные курсы, проходят семинары, школы, мастер-классы, конференции. Обучение объявляют обязательным условием профессионального соответствия. Обучением мотивируют и награждают молодых и опытных специалистов. Поэтому, на первый взгляд, возникает почти благостная картина всеобщего и абсолютно непрерывного библиотечного образования.
Однако существует противоречие, которое заключается в том, что огромные вклады, сделанные в последние годы в непрерывное образование библиотекарей, не оправдались. На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация непрерывного увеличения разрыва между усилиями по подготовке кадров в библиотеках и… наличием этих самых подготовленных кадров непосредственно на местах. В качестве основных причин несоответствия принято называть низкую заработную плату, непривлекательный имидж библиотеки, как работодателя и т. д. Очевидно, зарплата — важный показатель востребованности труда и квалификации работника, но не только она виновата в возникновении этого разрыва.
Среди причин сложившейся ситуации отметим профессиональную мифологию непрерывного библиотечного образования. Основными мифами профессиональной переподготовки на рубеже 1990—2000-х гг. стали устойчивые представления о постоянном усложнении библиотечной работы, попытки запастись знаниями «впрок» без учета возможностей структуры и, наконец, заметное предпочтение мотивации обучением вместо предоставления карьерного роста.
Возникновение этих мифов в конце 1990-х гг. было подкреплено полным отсутствием экономического риска: библиотеки редко платили за обучение своих сотрудников самостоятельно. Абсолютное большинство популярных учебных программ было организовано на благотворительные средства. Однако благотворительная подготовка и переподготовка без учета задач структуры библиотеки привела к специфическим результатам. Повсеместно возникали ситуации, когда подготовленные и «мотивированные» на семинарах, тренингах, стажировках сотрудники, возвращались в библиотеки и… начинали искать применение новым знаниям и навыкам в других местах.
Основную проблему и задачу непрерывного образования мы видим в том, что подготовка и переподготовка библиотечных кадров должна быть своевременной. Образование сотрудников, прежде всего, должно усиливать ресурсы библиотек, а не развлекать и отвлекать библиотекарей. Поэтому ключевыми вопросами профессиональной подготовки и переподготовки в библиотечной сфере мы считаем своевременность и адекватность подготовки условиям труда, содержание запроса на обучение, долгосрочность применения новых знаний и навыков на практике.
Открывая рубрику «Непрерывное библиотечное образование» в журнале «Библиотечное Дело» мы приглашаем к обсуждению этих вопросов руководителей библиотек, методистов, специалистов в области подготовки и переподготовки кадров, выпускников и преподавателей библиотечных вузов.
Нам бы не хотелось, чтобы рубрика превратилась в классические библиотечные и грантовые «отчеты о проделанной работе». Этот «жанр» уже достаточно хорошо изучен, освоен и апробирован в библиотечной печати. Мы планируем публиковать острые проблемные материалы, отражающие отечественный и зарубежный опыт в области подготовки кадров и кадровой политики, анализ практики работы библиотек и учебных заведений, современные концепции развития профессионального библиотечного образования.
Мы будем рады сотрудничеству с авторами, чьи материалы, мнения и суждения несут прикладной, проблемный и аналитический характер и будут полезны не только в рамках «Непрерывного библиотечного образования», но и в библиотечной практике в целом.
Ждем ваших откликов, статей, предложений!
109189, Москва, Николоямская ул., 1. Тел. 9150067, ф. 9153575.
E-mail: training@libfl.ru, www.cpgt.ru
|
|