Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (10)'03 - РАЗВИТИЕ
Нам нужна новая философия
Дмитрий Константинович Равинский,
старший научный сотрудник
научно-исследовательского отдела библиотековедения РНБ, кандидат педагогических наук

Радикальные изменения информационных технологий (интернет, дигитализация, электронные базы данных), характерные для конца двадцатого столетия и изменившие самый стиль жизни человека, поставили ряд трудных вопросов перед библиотечным сообществом. Что означают эти перемены для библиотек?

В одной из статей американского библиотечного журнала описывается, как на презентации бюджета городской библиотеки в муниципальном совете небольшого города первым заданным вопросом оказался: «Зачем нам библиотека, если у нас есть интернет?» Не вызывает сомнений, что этот вопрос звучит на многих обсуждениях бюджета городских библиотек, а если не звучит — то подразумевается. Приведу только один пример. После атаки 11 сентября 2001 г. на Пентагон пострадали многие помещения военного ведомства. Руководство Пентагона приложило много усилий для их быстрейшего восстановления и плоды этих усилий налицо. Но вот библиотека Пентагона оказалась в итоге «выселенной» в другое здание (15 минут автобусом), и ее бывшие помещения в главном здании заняли другие службы. Свою позицию администрация не скрывала: интернет для нас сейчас важнее, чем библиотека.1
Социальные последствия распространения интернета и других информационных технологий постоянно обсуждаются на страницах зарубежной библиотечной прессы. Надо признать, что часть библиотековедов — как это бывало и раньше — легко приняла апокалиптический тон рассуждений о будущем профессии.
Вильям Визнер в статье с красноречивым названием «Библиотечное дело вступает в зону сумерек» пишет: «Библиотечное дело сегодня напоминает туберкулезного больного в последней стадии, как их любили изображать в девятнадцатом веке: горящие глаза, яркий румянец и лихорадочная активность — непосредственно перед уходом в лучший мир. <…> Несмотря на все признаки обратного, мы верим в то, что библиотекари смогут найти свое место в будущем мире. На самом деле, мы должны понять, что историческая миссия библиотек завершена, что в ближайшие сто лет наши здания постепенно опустеют и что портативная электронная книга, совершенствуясь, станет последним гвоздем, вбитым в наш коллективный гроб».2 Разумеется, блестяще написанная статья Визнера — скорее крайняя точка зрения, чем общий глас, но нужно признать, что его пессимизм имеет под собой реальные основания.
По сведениям Отдела информационной статистики Лейчестерширского университета, за десятилетие, прошедшее с 1989 г., выдача книг в публичных библиотеках Великобритании снизилась на 21,2%. И это — тенденция, поскольку за предыдущее десятилетие (1980-е) книговыдача упала на 12%. Иначе говоря, процесс идет по нарастающей. Заметнее всего снизилась выдача художественной литературы — на 31% (нонфикшн — на 14%).3
Специалисты Отдела информационной статистики выдвигают несколько возможных причин падения популярности библиотек: телевидение, увеличение вторичной занятости, тот факт, что англичане стали употреблять больше алкогольных напитков, «и, возможно, интернет».
А вот в статье, представляющей собой обзор отчетов публичных библиотек США за 2000 год, падение книговыдачи прямо и непосредственно связывается с распространением интернета. Примечательно, что электронными аналогами заменяются не только справочные издания: многие библиотеки сообщили, что спрос на печатные издания упал во многих областях — от науки и бизнеса до литературной критики, поскольку читатели могут быстрее и проще получить нужную информацию он-лайн.1 В статье сделан принципиальный вывод — возможно, следует перестать рассматривать книговыдачу как главный показатель ценности библиотеки. (Дело в том, что данные книговыдачи в американских библиотеках долгое время служили главным показателем их социальной ценности и самым непосредственным образом влияли на финансирование и штатное расписание. Однако сегодня такой показатель, как посещаемость сайта библиотеки в интернете, может оказаться не менее важным для определения ее общественного веса.)
Есть и другие социологические исследования подтверждающие неприятную для традиционных библиотек тенденцию. В ходе опроса, проведенного по заказу электронного издательства Wersaware Inc. среди учащихся американских колледжей (октябрь—ноябрь 2000 г.), выяснилось, что 62% студентов предпочитают электронные книги бумажным. Главным фактором, сдерживающим распространение электронных книг, как и следовало ожидать, стала их высокая стоимость — на это указали 36% ответивших.5 Но, как известно, в этой сфере цены постоянно снижаются, а принципы комплектования библиотек преимущественно бумажными изданиями сохранятся, видимо, надолго.
Как должно действовать библиотечное сообщество в этой ситуации? Материалы профессиональной прессы обозначают несколько направлений действия.
Прежде всего, роль общедоступных библиотек в новом информационном обществе может определяться тем, что они станут своего рода «дверью» в него для самых обездоленных — тех, у кого нет другой возможности приобщиться к миру высоких технологий. Существует несколько программ, направленных на то, чтобы оснастить публичные библиотеки США компьютерами с выходом в интернет, самой масштабной из них является Библиотечная программа Фонда Мелинды и Билла Гейтс.6
В рамках этой программы к концу 2003 г. более пятидесяти тысяч компьютеров должны быть установлены в более чем десяти тысячах библиотек во всех пятидесяти штатах США. Поскольку стратегической целью программы является преодоление разрыва между «информационно богатыми» и «информационно бедными», сначала были выбраны самые бедные штаты — Алабама, Арканзас, Луизиана, Миссисипи и Флорида, где предпочтение отдавалось самым бедным и неблагополучным районам.
Библиотечная программа Фонда Гейтсов имеет три черты, отличающие ее от других аналогичных программ. Во-первых, в библиотеки переданы не только компьютеры, но и программное обеспечение, включая текстовые редакторы и обучающие программы для детей. Во-вторых, в рамках программы организовано обучение работе на компьютере. В-третьих, фонд спонсировал проведение социологических исследований, призванных определить, каковы последствия технологических изменений как для пользователей библиотек, так и для библиотечных работников.
В 1999 г. в Алабаме, Луизиане и Флориде был проведен опрос, призванный выявить «первое впечатление» от появления компьютеров в библиотеках (опрашивались и пользователи, и библиотекари). Примерно одна треть пользователей призналась, что никогда не были в библиотеке (или были один-два раза), пока там не появились компьютеры. С другой стороны, библиотекари отметили резкое увеличение числа посетителей библиотек (в среднем — на 36%, но в некоторых случаях — более чем на 100%). Как и следовало ожидать, главной «приманкой» стала возможность доступа в интернет (приблизительно каждый третий новый пользователь сказал, что для него это единственный способ приобщиться к Сети). Правда, другие опросы, проводимые вне рамок программы фонда Гейтсов, свидетельствует, что для многих интернет оказывается и единственным притягательным моментом в библиотеке. Но традиционный профессиональный оптимизм: сейчас они не берут у нас книги, но постепенно начнут — все-таки срабатывает.
Тезис «компьютеры привлекают в библиотеки новых читателей» с энтузиазмом обсуждался на страницах американских библиотечных журналов. В связи с этим все чаще высказывается мнение, что «быть может, пора отбросить слова “библиотекарь” и “библиотека”, заменив их терминами “общественный информационный консультант” и “информационный центр”»,7 много говорится об «интернет-библиотекарях»,8 но ситуация оказывается сложнее и запутаннее, чем представляется энтузиастам. Прежде всего, библиотека оказывается лишь «дверью», возможностью бесплатного доступа к интернет, отличающейся от интернет-клуба своей бесплатностью и общедоступностью. Иными словами, сама библиотека как бы исчезает, теряет самоценность. Собственно, это уже не библиотека как культурный институт.
С другой стороны, «новые пользователи» библиотек, не испытывавшие особой нужды в библиотеке, пока там не появились компьютеры, по определению отличаются от традиционной библиотечной аудитории. Оценить ситуацию позволяют материалы, обычно игнорируемые нашими исследователями, обращающимися к американским библиотечным журналам, — письма читателей в журнал. Интересны отклики на редакционную заметку, написанную главным редактором Library Journal Джоном Берри.9 Заметка — ответ на письмо двух библиотекарей, пожаловавшихся, что после того, как они указали читателям на недопустимость использования библиотечных компьютеров для просмотра порнографических сайтов, им «стало тяжело работать». Дж. Берри — в лучших традициях борьбы за интеллектуальную свободу — посоветовал жалобщикам сменить профессию, если они желают навязывать другим свои представления о морали.
Отклики читателей представляют, естественно, разные точки зрения, но среди них запомнилось письмо помощника библиотекаря из Миннеаполиса, утверждавшего, что его опыт может подтвердить сотрудник любой общедоступной библиотеки, расположенной в центральной части крупных городов США.10 После появления интернета в библиотеке появляются «новые читатели». Это завсегдатаи секс-шопов, обнаружившие, что те сайты, за просмотр которых приходилось платить, в библиотеке можно увидеть бесплатно. По словам библиотекаря, эти люди не переносят ничего, что оказывается между ними и их целью, включая, естественно, работников библиотеки и других читателей. В письме красочно описывается поведение этих «типов» в библиотеке.
Возникает вопрос: не потеряет ли библиотека, обеспечив всем желающим бесплатный доступ во «всемирную паутину», своих традиционных, верных читателей? Считается, что 10% жителей Северной Америки много читают. Примечательно, что 65% из них — женщины. По мнению оптимистов, они будут продолжать много читать и в будущем, и библиотекам предстоит в своей деятельности ориентироваться именно на эту аудиторию. Остальным интернет вполне заменит и библиотеки, и многое другое.
Как повлияет новая ситуация на систему комплектования библиотек? Что будут читать в библиотеках те, кто по-прежнему предпочтет их Сети? Напрашивающийся ответ — то же, что и раньше. Конечно, любители художественной литературы не поменяют привычные бумажные обложки на мониторы компьютеров. Статистика книговыдачи показывает, что и среди нонфикшн предпочтения остаются теми же: медицина, искусство, рукоделие, биографии, история и путешествия.
Вместе с тем, американские библиотекари высказывают ряд интересных наблюдений.11 «В бизнесе люди предпочитают оперативность интернета, но на медицинские темы они по-прежнему хотят узнавать из печатных изданий», — говорит директор библиотеки из Денвера. Вот от чего читатели охотно отказываются — так это от научной периодики, поскольку в большинстве случаев имеются аналогичные электронные продукты, а оперативность информации в научном мире не менее важна, чем в мире бизнеса.
Директор публичной библиотеки нью-йоркского района Бруклин, говоря о неумолимом процессе уменьшения средств на приобретение книг, выделяет четыре категории книг, которые у читателей ее библиотеки пользуются наибольшим спросом и от которых она не может отказаться ни в коем случае. Это руководства по компьютерам; руководства — как вести себя, беседуя с потенциальным работодателем; серия практических руководств «для идиотов», заменившая известную нам серию «для чайников»; и, наконец, так называемые «клифф ноутс» — краткие пересказы художественных произведений. Однако, можно предположить, что это выбор не самых преданных читателей библиотек и по мере того, как интернет станет им более доступен, они без сожаления покинут библиотеку и найдут в Сети все, что им нужно, включая пересказы классических произведений. Может ли библиотека видеть здесь «путь к выживанию»?
В нынешней ситуации возникает еще один вопрос: является ли библиотека лишь местом выбора и получения книг? В свете технологического прогресса вопрос о социальной роли библиотеки получил новую остроту и актуальность. Кажется очень показательным появление на рубеже тысячелетий ряда статей о «работе с читателями», педагогических аспектах библиотечной работы, помощи в выборе книг. Разумеется, речь не идет о всем нам знакомом советском варианте «руководства чтением». В западном и, в частности, американском библиотековедении существует богатая традиция помощи читателям в выборе чтения, и сегодня мы присутствуем при своеобразном ренессансе этой традиции.
В заметке под красноречивым названием «Мольба о чтении» один из редакторов Library Journal пишет: «Где библиотекари прошлого, которые действительно читали книги и рекомендовали их, даже в тех жанрах, которые сами не любили? Может быть, они сохранились в залах для детей, где мы их помним с нежностью со времен нашего детства? Многие, вероятно, превратились в специалистов в области технологии, а если нет, то просто завалены запросами и обязанностями, которые принесли с собой новые технологии». И далее автор провозглашает: «Библиотекари и директоры библиотек должны понять, что книги (неважно, в какой форме) — это главное, что предоставляет библиотека. Если мы не сможем помогать в том, чтобы нужная книга нашла нужного читателя (по Ранганатану), то читатели уйдут за помощью в какое-нибудь другое место и библиотека лишится верных читателей».12
Обращает внимание и распространение в библиотеках «мероприятий» («событий»), в том числе, и чтение вслух. Например, проводимое по инициативе Австралийской библиотечной ассоциации одновременное чтение вслух во всех австралийских библиотеках одной и той же детской книги. То, что мы называем массовой работой — встречи с писателями, проведение концертов, вечера, посвященные местной истории, — все это составляет одно из главных направлений деятельности любой библиотеки в развитых индустриальных странах. Это важно — библиотека должна быть местом, где происходит что-то интересное, а не просто местом для обмена книг.
На страницах библиотечной прессы все чаще осмысляются социологические аспекты существования публичной библиотеки. Отмечается, что в небольших городах отсутствует сегодня центр городской жизни, каким была когда-то рыночная площадь (существующий во многих городах «молл» — торговая пешеходная зона — этих функций все-таки не выполняет). Актуален вопрос: не сможет ли городская библиотека стать таким центром городской жизни, где люди не только брали бы книги, но и обсуждали их содержание?13 Очевидно, что такой подход имеет свои «подводные камни» — превращение библиотеки в «рыночную площадь» (или в то, что в англоязычной литературе называется cheer center — место психологической поддержки) станет кошмаром для поклонников «тихой библиотеки». Но одно можно утверждать с уверенностью — интернет делает архаичной концепцию общедоступной библиотеки как информационного центра.
Библиотековеды охотно указывают на сегодняшние недостатки интернета, снижающие его возможности как замену (и отмену) библиотеки.14 Но не будем обманывать себя. Через пять—десять лет всемирная паутина достигнет нового уровня развития. Актуальной, жизненно важной становится разработка новой философии библиотеки, которая определит ее место в радикально изменившемся мире.

1 A moving target in the war on terrorism // American libraries. — 2002. — December. — P. 18—19.
2 Wisner W. Librarianship enter the twilight // Library Journal. — 2001. — January. — V. 126. — № 1. — P. 68.
3 Ibid, p. 92.
4 Hoffer B. Book report 2000: circulation dips but buying still up // Library Journal. — 2001. — February. — V. 125. — № 3. — P. 130—132.
5 Library Journal. — 2001. — February. — V. 126. — № 2. — P. 31.
6 New computers bring new patrons // Library Journal. — 2001. — February — V. 126. — № 3. — P. 134—138.
7 Hutchine B. We aren`t a stereotipe // Library Journal. — 2000. — February. — V. 125. — № 2. — P. 52.
8 Sharp K. Internet librarianship: traditional roles in a new environment // IFLA journal. — 2001. — V. 27. — № 2. — P. 78—81.
9 Defend that hostile workplace. (Editorial) // Library Journal. — V. 126. — № 1. — P. 6.
10 Library Journal. — 2001. — March. — V. 126. — № 5. — P. 8.
11 Hoffert B. Book report 2001: The budget shifts // Library Journal. — 2001. — February. — V. 126. — № 3. — P. 130—132.
12 Fialkoff F. A plea for reading // Library Journal. — 2000. — May. — V. 125. — № 9. — P. 74.
13 What public libraries must to do to survive // Library Journal. — 2001. — April. — V. 126. — № 6. — P. 60—62.
14 Herrings M. 10 reasons why the Internet is no substitute for a library // American libraries. — 2001. — April. — P. 76—78.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы