Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Купить средства для дезинфекции www.npfecotech.ru.
Архив журналов - № 11 (11)'03 - ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Как стать гроссмейстером чтения?
Валентина Александровна Бородина,
доцент кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, член-корр. Международной академии акмеологических наук

Начинаем публикацию статей тренингового характера.
Их цель — помочь
в читательском развитии подрастающего поколения, повышая читательскую квалификацию специалистов таких социальных институтов, как школа и библиотека.

Библиотекарь — посредник между миром книг и читателями, он вольно или невольно участвует в читательской социализации. К сожалению, важная ее часть — психическая составляющая — слабо реализуется в силу многих причин. Одна из них — отсутствие специальной подготовки и учителей (даже начальных классов, где есть специальные уроки по чтению), и библиотекарей. Не так много библиотекарей, знающих психические закономерности процесса чтения и использующих их в общении с читателями и проведении разных библиотечных мероприятий.
Восполним этот пробел системой занятий. Тренинг направлен на решение как минимум двух задач. Первая — повышение читательской квалификации библиотекарей. Вторая — применение полученных знаний в проведении разных библиотечных мероприятий и общении с читателями. Психический мир чтения многолик и многообразен, в то же время представляет собой систему. Один из ее образов — симфонический оркестр. Искусство исполнения — в созвучии всех инструментов, гармонии, единении их с музыкальным сочинением, исполнителями и дирижером. Стать высококвалифицированным дирижером собственного читательского оркестра — задача сложная.
Чтобы подняться по лестнице читательского мастерства, надо пройти многие ступени. Любое занятие — ступенька к читательскому мастерству, но в контексте всего «марша». Их будет несколько. Что может изменить акмеологическая технология в читателе? Его ум, чувства, ассоциативное мышление, восприятие, внимание, память, воображение, лексический опыт, методики анализа текстов отраслевой и художественной тематики, смысловое прогнозирование и смысловое свертывание, динамичность и избирательность в чтении, культурологическое чутье, круг чтения. В итоге — повысить продуктивность чтения в количественном и качественном аспектах. А главное — сформировать основы продуктивной читательской деятельности, позволяющей достичь вершины в читательском искусстве.
Каждое занятие посвящено определенному аспекту читательской деятельности. Вместе они составят систему занятий, которая отразит психический мир чтения. Основные его составляющие: чтение как ценность, творчество, познание, интеллектуальный и эмоциональный труд, рефлексия. В этом номере предлагаем занятие, посвященное 200-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева.

Маленькие тропинки
в большой мир поэзии

Исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Ивановича Тютчева. Многие его стихи вошли в школьную программу и стали хрестоматийными. Всегда ли так просто понять написанное поэтом? Сам он сказал:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...
Но, поняв поэтическую мудрость, его же словами можно сказать:
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Строками Ф. И. Тютчева можно выразить и такой диалог:
Поэт: Как сердцу высказать себя?
Читатель: Другому как понять тебя?
Что же думают будущие библиотекари о таком диалоге поэта и читателя? Они считают, что чувства и мысли поэт выражает с помощью слов, сравнений, стихотворных размеров, стиля, ритма, вдохновения, эмоций. Вероятно, он хочет, чтобы и читатель чувствовал так же, как и он. Поэты «думают стихами», их посещает муза вдохновения. Конечно, сильные чувства, бередящие душу поэта, не всегда можно высказать словами. Так считают студенты.
Читателю же нелегко увидеть, услышать, понять мысли и чувства, выраженные в стихах. Сложно проникнуть в мир поэта, ведь у каждого читателя — свой жизненный опыт и опыт восприятия стихов. Непросто почувствовать интонацию автора, настроиться на его душевную волну, соотнести со своими мыслями и чувствами, воспринять не только текст, но и подтекст в контексте прекрасного. У читателя и поэта зачастую разные уровни образования, разные взгляды на природу и общество. Они порой принадлежат не только к разным социальным слоям, но и разным эпохам. Читатель сможет приблизиться к пониманию поэта, если их переживания совпали, хотя полностью понять другого вряд ли возможно. И есть читатели, которым не дано адекватно воспринимать поэзию. Но если захотеть понять другого, трудности преодолеваются.
Предлагаем небольшой практикум по восприятию поэзии Ф. И. Тютчева. Вы не просто почитаете стихи, а поработаете с ними, что позволит лучше понять их. Возьмем для работы хрестоматийное стихотворение «Весенняя гроза».
С первого класса мы учили его наизусть. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести вслух это стихотворение. Все ли вспомнят? Большинство, полагаю, забыли. Как правило, помнят лишь первое четверостишие. А сколько их всего в стихотворении? Прочтите вслух.
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Довольны ли Вы собственным прочтением? Как звучало стихотворение в Ваших устах? Было ли что-то непонятно в нем: отдельные слова, фразы, смысл? Что особенного заметили? Как бы Вы провели занятие, направленное на изучение восприятия «Весенней грозы» в юношеской среде? Какие мероприятия провели бы в библиотеке к пробуждению интереса к чтению поэзии Ф. И. Тютчева?

Задания
1. Сформулируйте чувства и смысл стиха.
2. Какие поэтические средства использовал поэт?
3. Какой художественный прием доминирует при первичном восприятии?
Е. Г. Эткинд описал восприятие этого стихотворения разными читателями. Вот Катя — маленькая девочка учит «Весеннюю грозу». Ей весело и она говорит, что весну видно и слышно.
Докажите, что весну видно и слышно, и что, стихи вызывают радостное чувство.
Сопоставим это с анализом Е. Г. Эткинда. Он предполагает, что Кате по душе молодость и веселье, бурлящие и переливающиеся звуки грома и бегущих ручьев, юность и озорство природы, и гром не страшный — он грохочет, «резвяся и играя», и раскаты у него — «молодые», и дождик у него — совсем маленький, свежий, веселый. [Эткинд Е. Г. Об искусстве быть читателем. — Л.: Знание, 1964. — С. 51].
Читатель с первой же фразы вступает в игру звуков: гро-гра-гро-гре — игра, озорство, тоже молодая удаль. Эткинд отмечает, что «Катя впитывает атмосферу солнечного праздника, созданную поэтом, ощущает этот пейзаж, где все — голубое и золотое. Все ли она тут понимает? Едва ли. Чувствует она все, но, конечно, не отдает себе в этом отчета». Это чрезвычайно важно, поскольку очень часто не только маленькие читатели, но и взрослые, воспринимая стихи, чувствуют их, но не могут высказать и объяснить то, что чувствуют. Нужны определенные знания и опыт восприятия стихов. Последнее четверостишие Кате не известно — Эткинд замечает, что она его и не смогла бы понять.
Мы видим, что в восприятии и его анализе внимание в основном акцентируется на художественном приеме аллитерации.
Другой тип восприятия «грозы»: читатель — ученый (немолодой физиолог), очень любит эти стихи за то, что первая весенняя гроза — добрая. Он не лингвист, но в его сознании слово «гроза» связано со словами грозить, угроза, грозно. А первая гроза, утверждающая весну, — гроза радостная. Тютчев словно спорит с нашим привычным отношением к страшному явлению природы, когда начинает стихотворение неожиданным сочетанием — «Люблю грозу...». Слова эти вне тютчевских стихов спорят друг с другом так же, как и страшный глагол грохочет с глаголами из детского обихода резвяся и играя, или грозное слово гремят — и ласковый эпитет молодые. Стихотворение построено на противоречии, на борьбе привычного восприятия с восприятием неожиданным, новым, открываемым поэтом. Здесь акцент делается на антитезе.
Но есть типы восприятия читателей, плохо подготовленных к пониманию поэзии, да и не любящих стихов. Е. Г. Эткинд приводит один из таких отзывов и дает комментарий к нему: «“Тютчев рассказывает о весенней грозе, что она как бы омывает природу и несет радость человеку”. — Это правильное, но какое примитивное, убогое понимание!»
Как избавиться от такого понимания? Конечно, нужно не только природное эстетическое чутье, но и специальные знания.
В «Весенней грозе» язык не беден, он богат. Обратим внимание на рифму, выполнив специальное задание. Оно одновременно проверяет запоминание, а также выступает методическим приемом запоминания стихотворения.
Люблю грозу в начале ________,
Когда весенний, первый _____,
Как бы резвяся и ________,
Грохочет в небе _________.

Гремят раскаты __________,
Вот дождик брызнул, пыль _______,
Повисли перлы __________,
И солнце нити __________.

С горы бежит поток _________,
В лесу не молкнет птичий _____,
И гам лесной и шум __________ -
Все вторит весело __________.

Ты скажешь: ветреная ______,
Кормя Зевесова ________,
Громокипящий кубок с _____,
Смеясь, на землю __________.
Проанализируйте рифмующиеся пары: мая — играя, гром — голубом, молодые — дождевые, летит — золотит, проворный — нагорный, гам — громам, Геба — неба, орла — пролила. Что особенного заметили? Какие грамматические конструкции использованы в рифме? Всегда ли они относятся к одному виду?
Для понимания стихотворения значение имеет понимание отдельных слов. Какие Вы не знаете? А какие могут не знать Ваши читатели? Вряд ли они хорошо знают мифологию и устаревшие слова. Надо обратить внимание на них: перлы, Геба, Зевесов орел. Как много дает для восприятия всего стихотворения образ Гебы! Ведь она — богиня вечной юности, виночерпий на Олимпе. Приведем такие лексические ряды стихотворения:
молодость, ветреность, вино, гром, гроза, дождевые потоки, гам лесной, шум нагорный, громокипящий кубок;
весна, май, гром, грохот, солнце, дождик, поток, птичий гам.
Чем отличаются они? Поразмышляйте в контексте смысла стихотворения.
Обратите внимание на уникальный эпитет «громокипящий» к слову «кубок». Емкость смысла, образа, звука, света и чувства проявляется только в сочетании их — «громокипящий кубок». Но увидеть это, услышать, почувствовать и понять можно только в ассоциативном поле «ветреной Гебы».
Удивительная сторона этого стихотворения — так называемая информационная лакуна. Где сама гроза? Мы видим лишь ее начало и конец, а также ремарку поэта о «причине» грозы. Только ли о грозе — явлении природы идет речь?
Есть и такой любопытный пласт: ярко выраженное личностное отношение поэта к грозе и диалог с читателем.
Вернемся к восприятию «Весенней грозы» другими читателями, описанными Е. Г. Эткиндом. Среди них — литератор, критик. Его восприятие — иное, чем у предыдущих читателей. Он с детства знал наизусть «Весеннюю грозу», но без последнего четверостишия. Уже взрослым он прочитал все целиком, и тогда ему открылся смысл стихотворения — в противопоставлении трех четверостиший последнему. Тютчев говорит о хаотической, живой природе, о громе, дожде, потоках, шумах, солнце. А в конце стихотворения природный хаос организован художественным воображением человека, стихийная жизнь природы застыла мифологической группой. Гром, перекатывавшийся по весеннему небу, стал содержимым кубка, — юная Геба, дочь Зевса, из озорства пролила его с неба на землю. В понимании этого читателя, стихотворение Тютчева, прежде всего, говорит об отношении природы и человека, стихии и искусства, хаоса и гармонии; оно посвящено утверждению преобразующего гения человека, который творит миф, то есть искусство, поэзию.
Описаны Эткиндом и другие читатели, в восприятии которых можно увидеть дополнительные глубины, нюансы, подходы в анализе проникновения, казалось бы, в столь «простое» стихотворение. Это — профессор, историк древнего мира; поэт Всеволод Рождественский; пушкинист А. Л. Слонимский.
Далее, представьте образ грозы. Нарисуйте (можно зрительно и словесно описать) содержание стиха, используя многоцветие и многосветие. Опишите звуковой и музыкальный образ стихотворения. Оно потрясает своей эмоционально-смысловой беспредельностью, ее глубиной и широтой. Напомним, что использован прием антитезы между первыми тремя и последним четверостишиями.
В поэтическом диалоге авторская рефлексия выражена в первом четверостишии — отношение и мотивация; во втором и третьем — процесс, развернутый во времени и пространстве; оппонирование самому себе предположительным ответом читателя — в четвертом.
Можно говорить о философской мифологически-божественной концепции явления грозы, оставляющей осмысление восприятия стихотворения открытым. Эмоционально-смысловая пружина стихотворения — коллизия взаимоотношений природы, людей, богов. Не является ли гроза символом и образом буйствующей молодости?
Аналитика «Весенней грозы» по-разному может использоваться и в повышении читательской квалификации библиотекарей и в работе с читателями. Юбилей может стать хорошим поводом, чтобы организовать месячник поэзии. Можно брать отдельное небольшое по объему стихотворение, либо несколько. Обратная связь с читателями — с помощью рубрики на стенде: Как это поэтическое слово в душе твоей отозвалось?
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы