Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (11)'03 - ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Легко ли быть юношеской библиотекой?
Наталья Викторовна Жадько, директор Учебного центра «Школа Рудомино» ВГБИЛ, кандидат педагогических наук

Мария Александровна Чуркина,
генеральный директор ООО «Центр Прикладных Гуманитарных Технологий»

Сложность современного положения юношеских библиотек авторы статьи видят не только в необходимости поиска новых форм и методов работы в изменившихся социальных, культурных и экономических условиях.

В непростых условиях находятся не только юношеские, но и публичные, и академические, и детские библиотеки страны. Однако специфика работы с юношеством проявляется в отсутствии целостного подхода для определения отличительных черт, потребностей целевой аудитории и долгосрочных задач общества, которые юношеская библиотека могла бы успешно решать. Поэтому от руководителей юношеских библиотек требуется не только переосмысление и поиск новых форм работы, но восстановление ориентиров и пересмотр всего контекста работы с молодежью.

Вчера!
Первоначально создание сети юношеских библиотек происходило для комплексного решения одной государственной задачи — информационного обеспечения деятельности комсомольской организации страны. Тогда же именно комсомол отвечал за целостные и единые подходы в воспитании, просвещении, досуге, подготовке и продвижении молодых кадров. «Формат» работы юношеских библиотек был прост и понятен: границы целевой аудитории определял «комсомольский возраст» (14—28 лет), социальный заказ на политическое, идеологическое, военно-патриотическое воспитание, помощь в самообразовании и творчестве формировался и контролировался государством в лице сети «первичек» на местах. Задача информационного обеспечения молодежной политики комсомола определяла содержание фондов библиотек, как, впрочем, все основные принципы и методы работы.
Эффективное выполнение поставленных перед юношескими библиотеками масштабных государственных задач было невозможно вне заданных социальных, экономических и политических условий. Они извне обеспечивали цельность, четкость и единство задач, выполняемых юношескими библиотеками, наличие контроля и отсутствие конкурентных структур. Наряду с этим надо отметить общую устойчивость, однородность и стабильность социальной среды. К моменту создания сети юношеских библиотек в 1970-е гг., ясные и общие для всех ценности социализации, воспитания и политработы формировали единое информационное пространство и унифицировали социализирующие и воспитательные функции библиотек в любом регионе страны.
Инструменты поддержания стабильности информационной деятельности были разнообразными. Основным была всеобщая цензура на виды, содержание и организацию доступа к информации. Широко применялись и подкрепляющие механизмы публичного контроля и оценки поведения юношества, предоставленные государством и комсомолом — собрания, товарищеские суды, характеристики. Важнейшим же инструментом обеспечения стабильной деятельности юношеских библиотек оставалась единая государственная политика, четкие нормативы и показатели работы, отсутствие конкуренции со стороны других информационных и досуговых структур. Стабильность была не только общей социальной ценностью, но и ключевым условием реализации задач, стоящих перед юношескими библиотеками.
Важным условием успешной работы юношеских библиотек также стала образовательная политика государства. Основные приоритеты государственной молодежной политики в этой сфере были представлены всеобщим обязательным бесплатным средним образованием и высокой ценностью высшего (в первую очередь — технологического) образования. Государство определяло единые задачи и содержание образования и обеспечивало контроль их выполнения. Вкратце, государственная политика в области образования была выражена в лозунге «учиться, учиться и учиться» и отдаленно напоминала современную концепцию «непрерывного образования». Но в отличии от современной ситуации, на тот период в образовании существовали единые стандарты и требования, цензура информационного обеспечения, ограниченное количество источников информации. Для библиотечной деятельности это, в первую очередь, означало унификацию процессов комплектования, информационного поиска и обслуживания в масштабе страны.
Юношеские библиотеки последовательно осуществляли информационную поддержку государственной молодежной политики в сфере профессиональной ориентации, трудовых отношений и карьеры. Основными социальными условиями выполнения библиотечных задач были планируемая определенность карьеры («школа, вуз, аспирантура») и отсутствие детского труда («учеба — ваш главный труд!»).
Наряду с обеспечением информационной и образовательной политики юношеские библиотеки были нацелены и на организацию досуга молодежи. Эта сфера базировалась на типичных для других отраслей принципах. Существовала четко регламентированная инфраструктура детского и юношеского досуга, в основе которой лежали концепции созидательного труда, правила социалистического общежития. В прикладном плане эти идеи нашли свое отражение в разнообразных формах организованной художественной самодеятельности, познавательной, трудовой и военно-спортивной деятельности.
Максимально организованный досуг, активная пропаганда, прекращение телевизионного вещания в 11 часов вечера делали библиотеку одним из немногих доступных развлечений. Не имея конкуренции, юношеские библиотеки осуществляли свою деятельность фактически наравне с другими элементами молодежной инфраструктуры. Библиотечные мероприятия были заранее спланированы и носили типовой характер, были определены и согласованы все основные показатели деятельности, так что в ней могли проявиться лишь незначительные недостатки. Все это на годы обеспечивало простор для профессионального творчества и активного поиска новых форм и методов работы.
Во второй половине еще советских 80-х монументальную уверенность в завтрашнем дне сменил беспомощный риторический вопрос «легко ли быть молодым?». Уход многолетнего заказчика с политической сцены требовал пересмотра ценностей, задач и условий работы юношеских библиотек. И если в период создания юношеской сети основным показателем успешной работы была стабильность, то 1990-е принесли ценность постоянных перемен. Наиболее критичными изменениями во внешних условиях работы юношеских библиотек стали полная смена государственного устройства и идеологии, отказ от единых требований и стандартов. Причем старые социальные ценности были обозначены как тоталитарные и стыдливо отринуты, а привнесенные новые демократические ценности, несмотря на привычный акцент на права человека, так и не были четко артикулированы.
Многие государственные задачи, которые прежде успешно решали юношеские библиотеки были демонизированы, лишены легитимного статуса и приватизированы различными социальными группами. Так, вместе с общим отказом от советских ценностей, в первую очередь, произошла трансформация патриотического воспитания, ставшего уделом маргинальных шовинистических или полувоенных — полукриминальных объединений.
На этом «демократическом» фоне библиотеки всех видов и юношеские в особенности были вовлечены в дискуссию об отмене воспитательной функции библиотек как задаче ушедшего прошлого. Опустевшую нишу «воспитательной работы» молниеносно заняли средства массовой информации. И поскольку во всем мире молодежь признана предпочтительной потребительской аудиторией, в условиях кризиса социальных ценностей СМИ успешно приступили к формированию моделей потребительского поведения. Парадигма юношеского сознания была изменена с девиза «партия сказала “надо” — комсомол ответил — “есть”!» на новомодный индивидуалистический слоган: «Я (мы) этого достойна (достойны)».
Однако ни добровольный отказ библиотек от воспитания, ни прелести рыночной экономики не обеспечили молодежи ожидаемой широты выбора жизненных ценностей и навыков принятия самостоятельных решений.

Сегодня…
Помимо смены основополагающих общественных ценностей, важным фактором изменения внешней среды стало появление и влияние новых рыночных отношений на образование, предпочтения, занятость, свободное время и потребности молодежи.
Развитие технологий привело к расширению ряда информационных источников. Интернет, телевидение и даже открытие новых книжных супермаркетов объективно снизили потребность юношеской аудитории в библиотеках. Критическим условием, определяющим работу юношеских библиотек, стало появление рынка образовательных услуг, принесшего разнообразие образовательных программ, широкий спектр информационных источников и отказ от всеобуча.
Так, в сфере образования, традиционно близкой к деятельности библиотек, доминирующей концепцией стала демократическая «педагогика сотрудничества», основная суть которой заключается в признании ценности и самобытности подростковой субкультуры. Несмотря на декларацию гуманистических принципов, попытки реализации идей педагогики сотрудничества в современной образовательной практике формируют комплекс вины и сомнения педагогов, сдерживают социализацию подростков, создают иллюзию альтернативной миру взрослых реальности, позволяют воспринимать личные неудачи как неудачи учителей и родителей.
Наряду с педагогикой сотрудничества популярным стал индивидуальный подход к образованию, предполагающий учет всех особенностей личности подростка (ученика) в процессе обучения. И в этом случае, несмотря на очевидную привлекательность идеи, на практике она мало выполнима, поскольку в рамках классно-урочной системы с ограниченным количеством часов для рассмотрения каждого предмета ключевым становится не раскрытие личности, а непосредственное обучение конкретным навыкам письма, счета, чтения и т. д.
В реальной жизни подростки, воспитанные с осознанием собственной исключительности, с трудом адаптируются в социальную среду, требуют отдельных условий и не стремятся преодолевать трудности, ссылаясь на собственные «индивидуальные особенности».
Попытка заменить обучение «раскрытием личности» обычно заканчивается полной функциональной неграмотностью с одной стороны, и недовольством и претензиями со стороны учащихся и их родителей — с другой. Поэтому, если прежде юношеские библиотеки работали с читателями, общий уровень подготовки которых можно было прогнозировать, то сегодня потенциальная возрастная аудитория представлена в широком диапазоне — от функциональной до полной неграмотности, что объективно возрождает позабытые идеи даже не воспитательной библиотечной работы, а элементарного ликбеза.
Огромное влияние на состав целевой аудитории юношеских библиотек оказал и рынок труда — он стремительно «помолодел» и оказывает заметное предпочтение людям 17—28 лет. В этом «комсомольском» возрасте молодежь наиболее востребована, работает и делает карьеру, то есть объективно не имеет возможности посещать библиотеки.
Рыночная экономика перевела любую информационную, образовательную, досуговую деятельность в рамки конкуренции за клиента. В то же время многие традиционные социальные ценности и условия, организующие работу юношеских библиотек, трансформировались или были отменены как несоответствующие современной политической системе. Параллельно с этим активно продвигались новые, нередко противоречивые, заведомо невыполнимые и конкурентные по отношению друг к другу социальные установки.
Деятельность юношеских библиотек предстоит развивать в достаточно жестких условиях. Государство как основной заказчик библиотечного сервиса не артикулирует свои интересы. Говоря о возможностях клиентской работы, заметим, что любые попытки библиотек работать на обеспечение запросов молодежи обязательно столкнутся с давлением и конкуренцией со стороны рынков информации, досуга, образования и труда.
Сегодня специфика работы юношеских библиотек в том, что невозможно отменить существующие условия или успешно осваивать новые формы и методы работы, не учитывая изменений внешней среды. Очевидно, что реализация стратегии состязания с рыночными структурами, услугами и предложениями для библиотек трудновыполнима. Поэтому, будучи государственным (муниципальным) учреждением, юношеские библиотеки, в первую очередь, должны определять приоритеты своей деятельности, исходя из государственных интересов молодежной политики.

Завтра?
Дальнейшее развитие юношеских библиотек потребует не столько освоения новых форм и методов работы, сколько пересмотра приоритетов и понимания ограничений своей деятельности в сложившихся условиях. Пересмотра и анализа потребует структура целевой аудитории, определение сущностных характеристик, потребностей и возможностей «юношества» в качестве реальных и потенциальных клиентов библиотек.
Анализ деятельности юношеских библиотек с государственных позиций потребует самостоятельного пересмотра ценностей, в рамках которых планируется библиотечная работа. Именно сегодня, в условиях военного «экспорта демократии», становится очевидным, что «хорошие и справедливые» лозунги про гуманизацию общественных отношений и открытый доступ к информации не обеспечивают задач поддержки и продвижения государственных интересов. Прикладные ценности должны быть осуществимы и конкретны. Поэтому новое звучание приобретают ценности единой страны, государственного языка, отсутствия порнографии и насилия, созидательного труда и собственных усилий, преодоления трудностей, уважения к старшим и любовь к Родине.
Определение ценностей позволит сформулировать цели и задачи работы с юношеством, возможности информационного сервиса для организаций, специализирующихся на работе с молодежью. Только на их основе можно планировать оптимальные и наиболее эффективные формы и методы работы. Заметим, что все они давно и хорошо известны — комплектование, информационное обслуживание и разнообразные формы традиционной «массовой работы» (литературные вечера, семинарские занятия, встречи с интересными людьми, кружки, клубы по интересам, различные публичные акции). И стратегию развития деятельности юношеских библиотек надо планировать, не пытясь соответствовать сложным и противоречивым внешним условиям и искать новые принципы и методы работы, а честно понимая свою позицию, возможности и ограничения в выполнении созидательных задач.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы