|
Взрослый и ребенок
Любовь Ивановна Бажанова, заведующая сектором отдела «Отрочество» Ростовской областной детской библиотеки
им. В. М. Величкиной
В Ростове-на-Дону создан Центр книги и чтения «Золотое руно». Его работа нацелена на приобщение не только детей, но и родителей к художественной книге, создание среды для актуализации творческих процессов чтения.
Известно, что более 30% взрослого населения России не читает вообще, количество людей, не имеющих личных библиотек, в 2000 г. увеличилось до 34% (данные ВЦИОМ). Формируется поколение нечитающих родителей, возникает проблема передачи детям духовной культуры, в частности, книжной. Можно констатировать постепенное разрушение традиций общения с Книгой, чтения. Связанные с этим огромные пласты развития попросту исчезают из детства, не использующего духовный и творческий потенциал, заложенный в самой возможности чтения.
Чувствуя ответственность за происходящее и понимая, что забота о детях, книге и чтении — приоритетная деятельность детской библиотеки, областная детская библиотека им. В. М. Величкиной (г. Ростов-на-Дону) остро ставит эту проблему перед местным сообществом, обсуждает ее в среде коллег, преподавателей школ и вузов, писателей и др. на открытых дискуссиях, «круглых столах», конференциях, в печати, на местном радио, телевидении, мастер-классах.
Библиотека разработала и в течение двух лет осуществляет проект «Открытая книга». В него входят программы «Древо жизни», «Богатый колодезь», «Воскресная литературная гостиная», «Волонтеры книжной культуры», «Книжный Ковчег», «Волшебники приходят к людям».
Мы считаем, что основой сохранения и развития Книжного детства является актуализация сущностных книжных традиций, связанных с духовно-творческим потенциалом книги и чтения: понимание значения и роли книги в жизни человека во всей полноте возможностей и развитие чтения как творчества. Именно это — обязательное условие «оживления» духовной деятельности.
Важно сосредоточить усилия на конкретном решении проблем. Поэтому сохранение и развитие книжных традиций Детства мы видим в использовании разнообразных новых форм приобщения к книге. Также мы переосмыслили возможности и известных всем методик, которые соответствуют творческой природе чтения.
Все это привело нас к идее организации Центра книги и чтения «Золотое руно». Здесь принципами работы будут: любовь к ребенку, развитие его способностей, творчество, индивидуальный подход, игра, применение интерактивных, гипертекстовых методик, оптимизм.
Цель Центра — приобщение детей и их родителей к художественной книге через творчество на основе совместной деятельности детей, родителей, волонтеров, библиотекарей и за счет создания среды для актуализации творческих процессов чтения. Она включает такие сферы деятельности, как игра, фантазирование и сочинительство, иллюстрирование, театр, режиссирование и т. д. За основу взят принцип: от внутренней природы чтения — к внешнему проявлению в деятельности — и снова к внутренней природе процесса.
Задачи Центра:
1. Создание условий для творческого чтения художественной книги на основе применения инновационных методик и развития игровой среды.
2. Формирование открытого, свободного и подвижного сообщества дети — родители — волонтеры — библиотекари в едином творческом пространстве книги и чтения.
3. Развитие у детей и их родителей позитивного отношения к книге, творческих способностей чтения, которое выразится в активизации и гармонизации интеллектуального и эмоционального мира личности: чувств, воображения, художественного мышления, речи и т. д.
4. Восстановление книжных семейных традиций.
5. Проведение мастер-классов для библиотекарей государственных детских и школьных библиотек Южного региона и Ростовской области.
Новизна проекта — в разработке и применении методики приобщения детей и их родителей к книге и чтению через творчество, основанной на моделировании и активизации творческих аспектов книги и чтения. Она обращается к глубинной традиции понимания роли книги и чтения в жизни человека, о которой говорят выдающиеся мыслители. Чтение здесь рассматривается как активный духовный процесс, обеспечивающий вертикальный диалог с Книгой, Культурой, Миром. Его творческие возможности неисчерпаемы и включают разнообразные аспекты.
Методика предполагает организацию единого культурного пространства, где возможные виды творчества в области книги и чтения представлены одновременно, где ребенок может свободно передвигаться от одного вида творческой деятельности к другому. Очень важно, что возникает устойчивая культурная творческая тренинговая среда, позволяющая активизировать деятельность сообщества по приобщению детей и родителей к книге и восстановлению традиций Книжного детства.
В центре работают Театр книги (куклы, марионетки, пальчиковый театр, Волшебный ящик) и мастерские «Волшебная кисть», «Созвучье», «Открытая книга». Проводятся игры-театрализации «В гостях у Детской королевы», «Синее дерево» и др., в которых непременно участвуют родители. Здесь используется разнообразная игровая и театральная атрибутика (дерево, кораблик, домики, куклы, маски, элементы костюма — головные уборы и обувь, накидки, зонтик Оле-Лукойе, Синяя птица, Конь с розовой гривой, Книжный небесный свиток, планеты-книги, ступени, лестницы и пр.).
Игровая часть методики строится по аналогии с метафорой творчества чтения М. Энде в сказке «Бесконечная книга», где ребенок открывает книгу, читает — книга для него оживает — он берет для себя любую роль: одного из героев, нового героя, режиссера, художника, звукооператора, писателя, поэта, драматурга, философа, психолога и т. д.
На основе совместной творческой деятельности чтения создается сообщество дети — родители — волонтеры — библиотекари, в котором возобновляется передача читательского опыта и, главное, активизируется культурный диалог поколений.
Традиции книжного детства в семье, прочувствованные в Центре книги и чтения (игры, театр, праздники), наполняются живым содержанием и приобретают значимость для детей и взрослых. Совместная деятельность родителей и детей гармонизирует отношения в семье.
Как это делается?
Методика очень гибкая и может меняться в зависимости от того, какие книги выбирают дети для чтения. Мы учитываем уровень читательских навыков и умений, степень увлеченности книгой и круг интересов. И выявляем для общения следующие группы:
• негативно настроенные по отношению к книге и чтению;
• равнодушные, малочитающие, но если попадается интересная книга, могут увлечься;
• увлеченные художественной книгой и чтением.
Есть сценарии творческого общения с малочитающими детьми. Знакомство с ними мы начинаем с литературно-творческих игр «Книжный Ковчег», «Книжная Вселенная», «Ступени» и т. д. Это помогает выявить степень начитанности ребенка, его читательские предпочтения и одновременно показать в игре, используя многообразие художественно-метафорического ряда, новые значения и роли книг. Затем мы предлагаем взять книгу, открыть и начать читать текст, рассказать, что он чувствует, переживает, представляет и т. д. Это игра «Когда я читаю, я люблю...» (что делать) и «Спящая красавица» (имеется в виду книга).
В зависимости от того, что рассказывает ребенок, мы предлагаем ему взять на себя роль:
• литературного героя;
• режиссера (поставить спектакль);
• художника (нарисовать);
• писателя (сочинить);
• проанализировать себя на основе книги (рефлексия): «Какой я»;
• поговорить о тайне и загадке данной книги;
• прочее.
Мы также проводим игру «Земляничное окошко» (каким мы видим мир после прочтения книги). Взрослый читает вслух, а дети рисуют все, что им представляется на большом органическом стекле-окошке.
Сочинения детей вывешиваются как листья и плоды на «Синее дерево». Это реальное дерево, изготовленное для нас художником и покрашенное в синий цвет. Читаем мы под музыку. Это — Бетховен, Чайковский, Вивальди и т. д.
Если ребенок совсем не любит читать художественные книги, мы начинаем знакомство с путешествия по Центру. Затем предлагаем выбрать, чем бы он хотел заняться, но любое занятие в Центре сопровождается чтением.
Путешествие мы начинаем вновь с литературно-творческих игр, чтобы дети рассмотрели, какие книги собраны в Ковчег, прикреплены в виде звездочек на Книжном Небе и т. д. Работая с нечитающими детьми, мы определяем интересы ребенка. И если, например, он любит музыку, мы предлагаем подобрать музыку к спектаклю в настольном театре по выбранной нами сказке или находим музыкальные сказки. Есть игра «Поможем Детской Королеве» по сказке М. Энде «Бесконечная книга». Для этого надо придумать имя Детской Королеве, начать читать книгу и придумать страну для Королевства Фантазии по книге или самостоятельно.
Если ребенок застенчив и не любит общаться, мы предлагаем посидеть в «Доме Тишины», поразмышлять, поиграть с чем хочется. Дети особенно любят играть в «Волшебный Ящик» (ставить мини-спектакли по книгам из вылепленных фигурок).
Когда собираются несколько детей, мы предлагаем поиграть в «Литературные герои спешат на помощь». Каждый участник берет на себя роль любимого литературного героя, и все вместе мы отправляемся в путешествие по художественной книге — читаем ее, помогаем главному герою и т. д.
Важно, чтобы во всем участвовали родители. Ведущий начинает читать, а продолжает мама, затем вместе с ребенком играет, ставит спектакль и показывает всем присутствующим.
Часто приходят дети читающие, увлеченные книгой. Им интересно все, и здесь происходит развитие способностей, читательского вкуса и гармонизация личности и т. д.
Надежды и проблемы
Мы рассчитываем, что результатами работы Центра станут:
• сохранение и развитие традиций книжного детства;
• активизация творческого пространства книги и чтения в среде детей, выраженная через такие работы, как стихи, проза, рисунки, сценические разработки сказок, рукописные книги, дневники;
• личностное отношение к книге и чтению детей и родителей, выраженное в совместных творческих работах, книге «Благодать книги», в наполнении «Книжного Ковчега»;
• качество творческих работ детей, представленных на вернисаже (оригинальность, знание художественной книги);
• фактическое воссоздание книжных традиций в семье через проведение семейных праздников, театров и т. д., продолжающих опыт совместной работы с детьми в Центре чтения;
• изменение мотивации чтения у детей и взрослых, способствующей творчеству и самообразованию школьников.
Творческий Центр книги и чтения «Золотое руно» работает уже более полугода. Мы организовали специальное библиотечное творческое игровое единое пространство, включающее все перечисленные выше формы творчества. Атрибутику изготовили библиотекари и дети. Работа ведется индивидуально и группами. Помогают общению волонтеры, принимают во всем участие родители.
Прошло слишком мало времени для подведения итогов, но уже сегодня можно говорить, что дети с большим интересом воспринимают все, что им предлагают в Центре и практически не уходят, пока не попробуют все виды творчества. Многие остаются надолго.
Проблема центра — недостаток площадей и атрибутики. В идеале помещение должно быть до 40 кв. м, а атрибутики — в 10 раз больше сделанной нами (это мы потихоньку преодолеваем).
Главная же трудность — равнодушие родителей к детским проблемам чтения, которые, как оказалось, больше волнуют учителей и библиотекарей. Родители присылают детей, а сами не приходят. Так бывает часто... Но мы работаем с надеждой на постепенное изменение положения. Дети ожидают нас и готовы к диалогу. Дело за взрослыми. Резонанс читающих личностей возможен, и работа нашего Центра призвана помочь ему состояться.
Есть такое понятие «словесная слепота», или дислексия (от греч. dys — расстройство и lexis — речь) — наследственное нарушение чтения и устной речи. По мнению врача-невропатолога И. В. Ковалевой, «чтобы преодолеть это расстройство, достаточно уроков рисования, лепки, музыки, активизирующих деятельность правого полушария» (ж. «Здоровье», апрель 2001 г.).
|
|