Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Купить электродвигатель 55 кВт в Екатеринбурге с доставкой по городу.
Архив журналов - № 12 (12)'03 - БИБЛЕОТЕРАПИЯ
Врачевание книгой
Юлия Николаевна Дрешер, доцент кафедры информатики Казанского государственного университета культуры и искусств, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан, доктор педагогических наук

Система профессиональных требований и образовательных стандартов
в подготовке библиотерапевтов как новой категории библиотечных работников на базе современной социальной роли библиотерапии, с учетом зарубежного опыта
и отечественной специфики.

Современный человек живет в условиях чрезвычайно насыщенной информационной среды, а использовать предоставляемые ею возможности умеет не всегда. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, то сегодня одним из факторов расслоения становится уровень информационной культуры.
Мы оказались в эпицентре ряда быстро развивающихся деструктивных глобальных процессов планетарного масштаба, что может привести нашу цивилизацию к фатальным последствиям. Эти процессы являются следствием сознательной деятельности людей, их корни — не в технической, экономической или политической сферах, а в гуманитарной области, в мировоззрении, образовании и воспитании самого человека. Именно поэтому формирование гуманистического мировоззрения на основе синтеза новейших знаний о природе и обществе, полученных в области как естественных, так и гуманитарных наук, — чрезвычайно важно и актуально при решении общепедагогических проблем формирования здорового образа жизни.
Идеи о целостном человеке, которые разрабатывались многими отечественными и зарубежными философами, по существу, остались невостребованными. Утилитарно-практическая направленность современного подхода к решению проблемы формирования здорового образа жизни, стремление свести его к рецептуре действия, часто ориентированного на простую результативность, понимание цели формирования здорового образа жизни как чего-то вспомогательного обедняет, на наш взгляд, смысл и цель исследований в гуманитарной сфере, упрощает смысл и цель применяемых при этом методик.
Естественно, что вспомогательная функция научного подхода к формированию здорового образа жизни возникает сама собой, если она выполняет свою главную задачу — фиксирует для человека его индивидуальную жизнь как проявление Жизни и, осуществляя это, вносит в ежедневное, бытовое употребление идеи эволюции человека, Науки, Бытия и Идеала Бытия — как общего для всего человечества, так и для индивидуальной жизни каждого, идею текста, книги как идею результата мысли поколений.
Гуманитарное знание как базис в решении общепедагогических проблем формирования здорового образа жизни творит человека для самого себя и для других людей. Если эксплуатировать только вспомогательную роль гуманитарного знания в решении общепедагогических проблем формирования здорового образа жизни, то оно, по существу, станет ненужным для построения картины мира как интегральной составляющей сознания, поскольку будет обслуживать временные, преходящие немочи человека, его бессилие сделать что-то правильно, с пользой и т. п. Экзистенциальная роль гуманитарного знания в этом контексте заключается в том, чтобы помочь человеку избавиться от его главной «немочи» — страха смерти. В борьбе с этим недугом задействованы и способ мышления человека о своей природе, и оказание помощи в формировании смысла (который каждый должен находить сам, ибо его невозможно задать или дать).
Все вышесказанное может служить исходной позицией для принятия решений при создании системы подготовки и переподготовки профессиональных библиотерапевтов. Анализ исторических и теоретико-методологических предпосылок библиотерапевтических исследований, педагогическое моделирование библиотерапевтической деятельности подтверждают, что такая образовательная система необходима.
После 1920—30-х годов, когда в специальной отечественной литературе активно рассматривались проблемы психологического и психотерапевтического просвещения, подготовка кадров профессиональных библиотерапевтов как-то выпала из поля зрения отечественных ученых. В зарубежной специальной литературе, напротив, эта проблема активно обсуждалась. И даже предпринимались конкретные практические шаги.

Зарубежный опыт
В больнице Святой Елизаветы (Вашингтон, США) А. Хайнес много лет занималась библиотерапией в группах пожилых людей и психических больных. В результате ее деятельности выработался перечень личностых качеств, необходимых библиотерапевту:
• предпочтение такой литературы, которая дает богатый материал для обсуждения с другими;
• стремление помочь другим понять литературные ценности;
• потребность в профессиональном росте;
• самоуважение и уважение к другим;
• способность к творчеству.
А. Хайнес стала инициатором разработки стандартов, позволяющих контролировать качество практической подготовки библиотерапевтов (в рамках Федерации библиотерапевтов США). Свои предложения А. Хайнес подкрепляла мнениями ассоциаций, школ, институтов, академий, «круглых столов». Она считает, что наличие стандартов позволит признать достоинства библиотерапии, ее статус как профессиональной области наряду с другими — более привычными — формами психотерапии.
Зарубежные специалисты предложили стандарты дипломированных библиотерапевтов, магистра клинической библиотерапии, магистра эволюционной библиотерапии и адъюнкта библиотерапии. Большое внимание уделяется практической подготовке специалистов и базам практики.
Работа над стандартами отнюдь не означала прекращения организации профессиональных курсов, особенно библиотечных, которые позволяют ознакомиться с концепциями, получить знания и навыки, столь необходимые для библиотерапевтической деятельности. В США определены два их типа: курсы, полностью посвященные библиотерапии (Денверский и Католический университеты, Кентский государственный университет), и курсы более широкого профиля («Библиотечное дело в больнице», Вашингтонский университет; «Творческое использование литературы пожилыми людьми», Медисонский университет, штат Висконсин). Следует заметить, что организацию библиотечного обслуживания пожилых людей зарубежные специалисты рассматривают как важную проблему, на которой должно быть сосредоточено основное внимание при подготовке библиотекарей для исследовательской и образовательной библиотерапии.
Утвержденных должностей для библиотерапевтов в США немного. В штате Калифорния, например, признается звание «Библиотерапевт 1-й и 2-й степени». Библиотерапевтическая работа понимается как вид библиотечных услуг, а библиотерапевты включаются в штат публичных и ведомственных библиотек. Вместе с тем распространяется и находит сторонников мнение, что библиотерапевтической практикой должны заниматься не только сотрудники библиотек, но и социальные работники, врачи, учителя и другие. Это подтверждает и материал об участниках семинара по библиотерапии, регулярно проводимого Американской библиотечной ассоциацией (ALA).
Несомненным достижением западных специалистов, на наш взгляд, является понимание необходимости тесной связи процесса подготовки кадров библиотерапевтов с исследовательской деятельностью в этой области.

Отечественные
перспективы
Опыт зарубежных коллег для России весьма поучителен и полезен, поскольку наша страна как часть мирового сообщества сталкивается со всеми присущими ему проблемами, добавляя к ним и свои специфические.
На фоне общеизвестных негативных тенденций развития современной цивилизации здоровье индивида или популяции как социальной единицы выступает как мера качества жизни и индикатор политики государства. В этом контексте под здоровьем нации принято понимать конечный результат политики государства, создающей предпосылки для отношения граждан к своему здоровью как непреходящей самоценности, основе продления здорового рода, залогу сохранения, совершенствования трудового потенциала, развития генофонда, творчества и духовности. Чтобы достичь результатов по всем параметрам, определяющим национальное здоровье, необходима единая программа обучения здоровому образу жизни. Реализацией такой программы должны заниматься квалифицированные специалисты, в том числе библиотерапевты.
Наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования библиотерапевтов должны стать:
• фундаментализация образования;
• опережающий характер обучения, его нацеленность на проблемы постиндустриальной цивилизации, развитие творческих способностей человека;
• существенно бoльшая доступность для населения за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования, базирующихся на перспективных информационных и телекоммуникационных технологиях.
Фундаментализация образования библиотерапевтов предполагает все большую его ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это позволит людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми, весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.
Ведущей концепцией в реализации системы образования библиотерапевтов должна стать концепция опережающего образования. В отличие от концепции поддерживающего образования, ориентированной на подготовку специалистов на основе требований сегодняшнего дня без учета того, что ждет их в будущем, концепция опережающего образования ориентирована на будущее — на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых выпускник учебного заведения окажется после его окончания, т. е. через 5—7 лет после поступления на учебу.
Наиболее важные качества специалистов новой формации:
• ноосферное сознание;
• системное научное мышление;
• экологическая культура;
• информационная культура;
• творческая активность;
• толерантность;
• высокая нравственность.
Нам представляется, что именно эти качества будут способствовать выживанию индивидов и дальнейшему устойчивому развитию цивилизации.
Обоснованное решение
Анализ сложившегося отечественного и зарубежного опыта в подготовке библиотерапевтов позволяет представить систему профессиональной подготовки этих кадров. Предварительно подготовку кадров следует начать в рамках специальности 052700 «Библиотековедение и библиография» по специализации «Библиотерапия».
В пользу предлагаемого решения говорит ряд серьезных аргументов. Библиотечные специалисты очень близко, гораздо ближе, чем семья, школа и пр., стоят к средствам массовой коммуникации. Располагая совокупным информационным богатством, библиотечные специалисты оказывают безусловное социализирующее влияние на личность.
В отличие от сведений, поступающих из СМИ, социализирующая информация, предоставляемая библиотечными работниками, носит диахронный характер и имеет обратную связь, что позволяет корректировать (уточнять, усиливать) и конкретизировать ее социализирующее влияние. Но специфика социализирующей роли библиотечных работников заключается не только в обладании огромной информацией, но и в том, что она систематизирована и организована. В арсенале библиотечных работников — библиография, разнообразные формы пропаганды, руководство чтением. В отличие от средств массовой информации библиотечные работники работают с конкретной личностью, с ее конкретными проблемами.
Роль библиотечного работника проявляется не только при непосредственном контакте с личностью (в системе «библиотекарь-читатель»), но и может быть опосредованной (через библиотечные мероприятия, книгу, форму пропаганды). Гибкость социализирующего влияния библиотечного работника проявляется прежде всего в том, что подразумевает абсолютно добровольный и свободный приход читателя в библиотеку, отсутствие жесткой иерархии отношений.
В условиях переходного периода, когда появляется много нового в социально-экономических и организационных условиях российского общества, становится очевидной потребность в переоценке и переосмыслении статуса библиотекаря как профессионала-специалиста и личности как члена общества. По мере выхода страны из кризиса, в процессе дальнейшего развития общества сложность функций библиотечно-информационной деятельности, ее напряженность, интенсивность, а также ответственность будут увеличиваться.
Ряд библиотековедческих исследований показывает, что в настоящее время пользователи сознательно, а многие подсознательно обращаются в библиотеку с целью решения своих психологических проблем, ищут поддержку и защиту у библиотекарей, испытывая состояние душевного, морального дискомфорта, обусловленное ухудшением социально-экономического положения. Поэтому высококвалифицированному специалисту все чаще придется принимать решения не только в узкопрофессиональной библиотечно-информационной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышении эффективности библиотечно-информационного производства, а также связывать их между собой. Возрастает потребность в групповом принятии решений. Это требует знаний в области социологии, социальной психологии — всего того, что относится к сфере человеческого поведения и общения. Иначе говоря, в настоящее время нужна комплексная подготовка специалистов, обеспечивающая единство функциональной и социальной компонент.
Эти задачи определяют набор дисциплин, которые следует изучать в рамках специализации «Библиотерапия».
Введение в библиотерапию. Библиотерапия в системе научного знания. Предмет, задачи и система библиотерапии. История библиотерапии. Принципы, категории и понятия библиотерапии. Методы библиотерапии.
Книга и чтение как специфическое средство терапии. Чтение как коммуникативный процесс. Текст как объект смыслового анализа и восприятия книги. Библиотерапевтическая классификация литературы, критерии ее отбора. Типичные ситуации чтения как оценочный ориентир при постановке диагноза в кризисной ситуации.
Оздоровительные возможности библиотечного дела. Роль и место библиотерапии в системе книжной культуры. Классификация читателей, нуждающихся в психотерапевтическом воздействии. Основные направления работы библиотеки при организации библиотерапевтических мероприятий. Координация деятельности библиотек различных типов в организации библиотерапевтических мероприятий. Личность библиотекаря-библиотерапервта, его профессиограмма.
Библиотерапевтические методы воздействия на личность читателя. Ценностная ориентация и принципы организации библиотерапии. Клиническая и развивающая библиотерапия: технология реализации. Неспецифическая библиотерапия контроль, эмоциональная переработка, тренировка, разрешение конфликта, успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, высокая психическая активность, общее постоянное развитие. Интерактивная библиотерапия.
Мы разработали программно-методическое обеспечение для подготовки библиотерапевтов и определили квалификационную характеристику специалистов данного профиля, которую приводим полностью в рамках настоящей публикации.


Квалификационная характеристика библиотерапевта

1. Общая характеристика квалификации
1.1. Специальность должна быть утверждена в Министерстве образования РФ и согласована с Министерством здравоохранения РФ.
1.2. Нормативная длительность обучения на базе высшего образования — 2 года, на базе общего среднего образования — 5 лет.
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста.
Деятельность нацелена на организованное, целенаправленное взаимодействие библиотерапевта и читателя/пациента на основе синтезирования ситуаций психотерапевтического чтения и других специфических средств для решения проблем индивидуума, достижение целей его внутренней гармонии и нормативных отношений с окружающим миром.
Сферами деятельности специалиста будут являться: просвещение; здравоохранение; культура; органы социальной защиты; общественные организации.
Специалист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях различных типов, лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных учреждениях и др.
2. Требования к уровню подготовки
Общие требования к личности библиотерапевта:
• профессиональная компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые образовательным стандартом по направлению или специальности);
• коммуникативная готовность (владение литературой, деловой письменной и устной речью на родном языке; владение как минимум одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение разрабатывать деловую документацию и пользоваться ею; умение пользоваться компьютерной техникой, средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения; владение навыками управления профессиональной группой или коллективом);
• развитая способность к поиску новых подходов к решению профессиональных задач, учение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;
• позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;
• знание психологических закономерностей, позволяющих анализировать различные библиотерапевтические ситуации (с использованием междисциплинарных знаний) с учетом особенностей психической деятельности человека, его психических нагрузок;
• профессиональная мобильность — способность быстро осваивать новую технику, технологии, новые специальности; переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать функции однородных, разнородных и смешанных типов профессиональной деятельности;
• владение методами социально-экономического прогнозирования сферы профессиональной деятельности с целью ее рационализации и оптимизации;
• понимание концепций и основных направлений развития науки, техники, культуры.
3. Требования к умениям
Гностические умения
Разрабатывать программы исследования библиотерапевтических ситуаций.
Разрабатывать программы изучения объекта библиотерапии.
Определять возможность и условия выполнения предстоящей работы.
Формировать модель библиотерапии.
Формулировать цели и задачи библиотерапии с привлечением методов смежных наук (медицины, социологии, психологии, библиотековедения и т. д.).
Отбирать литературу, содержащую психотерапевтические ресурсы. Определять тактику ведения профилактического и лечебного процессов.
Определять рациональность построения библиотерапевтического процесса.
Определять систему и способы контроля за ходом и результатами библиотерапевтического процесса.
Анализировать качество выполненной работы.
Проектировочные умения
Планировать собственную трудовую деятельность на далекую перспективу.
Осуществлять перспективное планирование мероприятий, направленных на рациональную организацию библиотерапевтического процесса, его результативность.
Осуществлять перспективное планирование мероприятий, направленных на рационализацию принимаемых решений, в ходе библиотерапевтического процесса.
Производить квалифицированый отбор психотерапевтических характеристик библиотерапевтических средств и оперативно соотносить их с библиотерапевтической ситуацией.
Производить выбор оптимальной тактики осуществления профилактического и лечебного процессов.
Проектировать средства контроля за используемыми средствами осуществления библиотерапевтического процесса.
Проектировать системы контроля за ходом и результатами библиотерапевтического процесса.
Конструктивные умения
Осуществлять моделирование библиотерапевтической ситуации.
Определять план сбора социально-демографических данных (пол, возрастная группа, национально-религиозная принадлежность, социальная группа, профессиональная группа, занятость в общественном производстве).
Определять состояние здоровья индивидуума и характер кризисной или дискомфортной ситуации, в которой он находится.
Вносить необходимые коррективы в ход библиотерапевтического процесса.
Вести библиотерапевтической процесс в соответствии с разработанной тактикой и методикой профилактики и лечения.
Осуществлять комплексный контроль за процессом и его результатами.
Определять систему мероприятий для устранения сбоев в библиотерапевтическом процессе.
Организаторские умения
Организовывать свое рабочее место, правильно использовать предметы и средства труда.
Создавать условия для ритмичного осуществления библиотерапевтического процесса.
Соблюдать намеченный план работы и технологические требования к ее выполнению.
Выдерживать необходимый режим выполнения библиотерапевтического процесса.
Рационально распределять время в процессе выполнения отдельных этапов.
Соблюдать необходимый режим труда и отдыха.
Коммуникативные умения
Устанавливать оптимальные отношения с участниками библиотерапевтического процесса.
Грамотно строить взаимодействие, взаимоотношения между участниками процесса.
Доступно излагать цель и содержание предстоящей работы.
Воздействовать на участников библиотерапевтического процесса сообразно с их индивидуальными особенностями.
Устанавливать доброжелательные, доверительные взаимоотношения с участниками библиотерапевтического процесса.
Вырабатывать согласованное мнение о правильном выборе действий, стиле поведения.
Создавать необходимую мотивацию участников библиотерапевтического процесса к предстоящей деятельности.
Адекватно оценивать результаты библиотерапевтического процесса.
Среди умений, позволяющих снять напряжение и создать ситуацию откровенности, нужно выделить следующие:
• демонстрировать искреннюю доброжелательность любому, с кем приходится взаимодействовать, независимо от ситуации;
• находить общие ценности с любым человеком и делать их основой дальнейшего развития отношений;
• выявлять индивидуальные источники неуверенности у подчиненных и служить примером носителя дефицитных для них качество;
• влиять на настроение других людей;
• управлять ролевым распределением, подчиняя общение конечной цели взаимодействия;
• использовать принципы позитивной обратной связи для повышения самооценки участников взаимодействия, актуализации их личностных потенциальных ресурсов;
• воспринимать человека в целом во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст и смысл его высказываний, мотивы поведения;
• отслеживать и понимать свои реакции в ответ на то, что и как говорит другой человек;
• успешно взаимодействовать с людьми, имеющими иные ценности в силу индивидуальных или культурно-этнических особенностей;
•открыто демонстрировать свои чувства и отношения.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы