Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (12)'03 - СОТРУДНИЧЕСТВО
Библиотека — сердце информационного общества
Владимир Руфинович Фирсов, заместитель директора РНБ по научной работе, доктор педагогических наук, председатель Постоянного комитета по библиотечной политике и законодательству Российской библиотечной ассоциации, член Совета РБА

В последнее десятилетие вопросам создания информационного общества уделяется все больше внимания. Причем характерная черта — не только в профессиональной среде информационных, библиотечных работников,
но и на уровне общественных деятелей, политиков, руководителей государств.

Проблема создания информационного общества в 1990-х гг. обсуждалась на совещаниях, организованных Советом Европы, Европейским сообществом, ЮНЕСКО.
В 2003 г. впервые в истории проблемы информационного общества вынесены на самый представительный международный форум — ООН. Еще в 1998 г. Международный Телекоммуникационный союз (ITU) в Миннеаполисе принял решение (Резолюция № 73) выступить с предложением Организационному комитету ООН о проведении Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS). В 1999 г. ООН приняла положительное решение и началась подготовка Саммита.
Таким образом, впервые в истории вопросы формирования информационного общества будут обсуждаться на уровне глав государств — членов ООН (или их представителей). Другая отличительная черта Саммита — в том, что к участию в нем будут привлечены представители коммерческого и гражданского секторов общества. Проведение Саммита было запланировано в два этапа. Первый — 10—12 декабря 2003 г. в Женеве, второй — в июне 2005 г. в Тунисе.1 Уже к началу 2003 г. было подготовлено и началось широкое обсуждение двух основных документов Всемирного саммита: Декларации принципов и Плана действий.
Центральная проблема Саммита — всемерное расширение применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) во всех странах мира. Применение ИКТ рассматривается как основа для устойчивого развития практически всех элементов социальной инфраструктуры. Так в «Плане действий» существует специальный раздел «ИКТ: преимущество во всех сферах жизни». В нем выделены: «Электронное государственное управление» (что обеспечит прозрачность госуправления), «Электронная коммерческая деятельность», «Электронное обучение», «Электронное здравоохранение» (обеспечение всеобщего доступа к медицинским знаниям и мониторинга за распространением заболеваний), «Электронная занятость» (расширение электронного надомничества), «Электронная охрана окружающей среды», «Электронное сельское хозяйство», «Электронная научная деятельность» и ряд других.
«План действий» носит достаточно конкретный характер и включает ориентировочные показатели применения ИКТ в странах-участниках Саммита до 2015 г. Конечно, данные показатели могут корректироваться с учетом национальной специфики. Однако в целом планируется, что к 2015 г. информационно-компьютерными технологиями должны быть обеспечены:
• деревни и сельские населенные пункты, где должны быть созданы точки коллективного доступа;
• университеты, средние и начальные школы;
• научно-исследовательские центры;
• публичные библиотеки, культурные центры, музеи, почтовые отделения и архивы;
• центры здравоохранения и больницы;
• всеместные центральные государственные учреждения;
• планируется также пересмотреть все программы начальных и средних школ с тем, чтобы включить в них знания, необходимые для формирования информационного общества;
• все население планеты должно быть обеспечено доступом к телевещанию и радиовещанию;
• в интернете должно быть обеспечено представление всех языков мира;
• в целом к 2015 доступ к ИКТ должно иметь более половины населения Земного шара.
Как мы видим, в ориентировочные показатели включены и библиотеки — наряду с почтовыми отделениями и архивами. Упоминаются публичные библиотеки и в «Декларации принципов». Так в частности, в п. 21 отмечено: «следует укреплять публичные учреждения, такие как библиотеки и архивы, музеи, собрания культурных ценностей и другие пункты доступа на базе общин с тем, чтобы содействовать сохранению документальных записей и свободному равноправному доступу к информации».
При всей значимости данных документов, необходимо отметить две определяющие их черты:
• формирование информационного общества рассматривается, прежде всего, как процесс распространения и внедрения современных информационных технологий. Документы не рассматривают многообразные социальные процессы, которые разворачиваются в связи с распространением ИКТ;
• очевидна недооценка значимости роли библиотек как одного из основных звеньев формирующегося информационного общества.
Эти обстоятельства выдвинули в центр обсуждения «Декларацию принципов» и «План действий» сразу же после их опубликования. Так ЮНЕСКО выступило с документом «От информационного общества к обществу знаний». В его основе — утверждение, что сегодня мы должны говорить не столько о распространении информационных потоков, сколько о возможности их качественного усвоения, которое и дает новые знания, фундамент общества, которое хочет динамично развиваться.
В частности, в документе отмечается: «позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции общества знаний, а не мирового информационного общества, т. к. простое увеличение информационных потоков не обязательно приводит к появлению новых возможностей для развития предлагаемых знаний». В соответствии с позицией ЮНЕСКО выделяет следующие принципы, «соблюдение которых является непременным условием развития справедливых обществ знания». Это:
• культурное разнообразие;
• равный доступ к образованию;
• всеобщий доступ к информации, являющийся общественным достоянием;
• свобода самовыражения.
Активнейшее участие в обсуждении принятых документов приняла ИФЛА. Суть ее позиции выразила Кристин Дешан, бывший президент ИФЛА, которая предостерегла идеологов Саммита от очередного изобретения колеса. Основа информационного общества — это существующая повсеместно библиотечная сеть, которая нуждается в первоочередном развитии. «Сравнительно скромные инвестиции в технику, обучение и содержание создадут чудеса в предоставлении информации и знания», — отметила Кристин Дешан.2
8 августа 2003 г. на заседании Совета ИФЛА (в рамках ежегодной Генеральной конференции) была принята специальная Резолюция о Всемирном саммите по информационному обществу. ИФЛА всячески поддерживает начавшийся Саммит и заявляет, что именно информационное общество дает библиотечному сообществу уникальные возможности быть признанным в качестве сердца информационного общества.
Именно в развитии этого тезиса 3—4 ноября 2003 г. в Женеве прошло организованное ИФЛА совещание «Библиотеки — сердце информационного общества». От Российской библиотечной ассоциации в работе совещания в качестве экспертов приняли участие вице-президент РБА Б. Р. Логинов и член Совета РБА, председатель Постоянного комитета по библиотечной политике и законодательству РБА В. Р. Фирсов. В результате работы совещания подготовлены рекомендации для участников Саммита. Их цель — включение в итоговые документы положений, определяющих ключевую роль именно библиотек в грядущей информатизации.
Достаточно тривиально утверждение, что всякой профессиональной группе свойственно переоценивать значимость собственной профессии. В какой-то мере это, конечно, справедливо и для библиотекарей. Тезис о том, что «библиотека — сердце информационного общества» принимается и понимается сегодня далеко не всеми. Мы должны понимать, что создание информационного общества — это в т. ч. и формирование глобального рынка информационных технологий. Это создание, распространение и внедрение новых информационных продуктов. Это стремительно расширяющаяся сфера экономического предпринимательства и экспансии транснациональных корпораций.
И в этом смысле недооценка роли библиотек — это не только профессиональная проблема, но и экономическая. В какие профессиональные и социальные сферы будет обеспечен приток финансовых инвестиций с целью их переустройства и развития? Именно в силу этого обстоятельства организаторы Саммита нацелены, прежде всего, на продвижение и защиту интересов производителей новых информационных технологий.
Такая позиция вполне понятна, но с точки зрения профессионального библиотечного сообщества — она ограничена. Именно сегодня актуально последовательное лоббирование интересов библиотек (а значит и наших пользователей), демонстрация реальных возможностей библиотек как сердца информационного общества.
На последнем заседании Совета Российской библиотечной ассоциации 2 декабря 2003 г. было принято решение об изменении основной темы ежегодной конференции РБА в мае 2004 г. Новая тема обозначена как «Библиотека — сердце информационного общества».

1 См.: официальный сайт Всемирного саммита по информационному обществу http://www.ifla.org/III/ wsis.html.
2 Новости Российского комитета ИФЛА. — 2003. — № 43. — С. 10.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы