Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Ремонт и обслуживание распашных ворот Москва www.remontvorot.ru
Архив журналов - № 2 (2)'03 - Информационный анализ
Дорогу осилит идущий
Галина Феофановна Гордукалова,
заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУКИ,
доктор педагогических наук

Вопрос об информационно-аналитической деятельности библиотек остается открытым и дискуссионным. Даже в крупных научных библиотеках нет должности информационного аналитика,
а сложные запросы читателей выполняет библиограф, опытный библиотекарь читального зала.

з большого перечня доводов в пользу информационного анализа выберу по одному из прошлого, настоящего и будущего библиотек.
ПРОШЛОЕ: Библиотеки — интеллектуальные центры цивилизации и накопили значимый опыт информационного анализа. Мы всегда были аналитиками при поиске информации, имеем богатейшие навыки уточнения запросов читателей, нередко заставляя осознать собственные информационные потребности — еще не сложившиеся, ускользающие от них самих. Мы хорошо умеем свертывать и систематизировать информацию, но этот опыт сложно формализовать и передать в виде методик. В потоке профессиональной литературы об информационном анализе также практически нет описания технологий выполнения обзорных справок разного рода (лучшие публикации — см. первые рекомендации в заключении). Следовательно, задача данного раздела — соединить исходное библиографическое знание с основными правилами и конкретными приемами информационной диагностики объектов.
НАСТОЯЩЕЕ: Библиотеки не желают терять свой статус центров, концентрирующих информационные ресурсы, оставаться лишь хранилищами старых книг. Государство нормативно закрепило информационную функцию за библиотекой без ресурсной поддержки. Мы можем выполнять ее качественно и зарабатывать дополнительные деньги. Обзорная справка о фирме стоит от 120 до нескольких десятков тысяч рублей. Подготовить же ее можно и за пять минут, и за десять дней. Обеспечивая ежедневно 2—3 простых запроса, мы уже принесем несомненную пользу и библиотеке, и читателям.
Для этого важно выйти за пределы своего фонда, активно осваивать внешние источники информации (в особенности — открытые для бесплатного доступа сайты правительственных организаций, профессиональных ассоциаций, электронные каталоги крупных библиотек и др.). Центр деловой и правовой информации при Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского работает с 1994 г., а сейчас принимает около 15 000 запросов с минимальным числом отказов при НЕБОЛЬШОМ фонде печатных справочных изданий.
БУДУЩЕЕ: Сотрудники библиотеки будут вынуждены наращивать интеллектуальный потенциал своей профессии. Высокими темпами возрастает доля интеллектуального капитала в каждом продукте по отношению к материальным затратам на его производство. Соответственно, востребованными останутся «рабочие знания». Более пяти лет зарубежные специалисты продолжали дискуссию по проблеме управления знаниями в библиотеке. Сторонники глубокой интеллектуализации библиотечной профессии направляют свои усилия на переход от информации к передаче знания об объекте запроса, считая такой переход перспективным для профессии в целом.
В зарубежных библиотеках появилась должность «менеджер знаний», а в фирмах — даже такая должность, как «всезнайка». Значимая же часть специалистов полагает, что библиотеки не в состоянии освоить технологии управления знаниями. Реалии библиотечной жизни еще долгое время будут уравновешивать чаши этих позиций, постепенно проясняя горизонты нашей профессии. Отрадно, что Министерство образования РФ уже приняло решение о подготовке специалистов по информационно-аналитической деятельности с квалификацией «референт-аналитик» в рамках библиотечной профессии и набором студентов в 2003 году.
Информационный аналитик — это в какой-то степени информационный «эколог». Он снижает информационную избыточность, «очищая» проблему от информационных шумов. Поэтому ПЕРВОЕ правило — КРАТКОСТЬ текстов обзорных справок. И если в 80-е годы рекомендовался оптимальный объем обзорной справки 10 страниц, то сейчас предлагаю — 1 страницу с приложением таблицы, графика, краткого дайджеста и иных форм свертывания и визуализации знания.
Информационная аналитика — необходимый «инструмент» для подготовки компетентных ответов на нетиповые запросы читателей. Возможно, в вашу библиотеку уже поступали непривычные запросы, которые требуют конкретного и содержательного ответа: «Какие предприятия региона производят тот или иной продукт? Где найти показатели баланса какого-либо акционерного общества? Какая фирма понижает цены на конкретный товар?» Не всегда удается на них ответить, но немного поучиться этому можно, если мы не желаем отказывать своим читателям.
В рубрике «Информационный анализ» мы планируем начать с простых форм информационной аналитики и, постепенно, накопить некоторый опыт выполнения сложных запросов. Например, таких как оценка надежности конкретной фирмы, поиск инвестора, мониторинг динамики цен на товар.
Предполагается опубликовать 7 практикумов, работа с которыми позволит освоить начальные навыки информационного анализа. Не обязательно выполнять все предложенные в рубрике задания, но важно копировать их и собирать в отдельную папку «Информационный анализ». В ней же предлагаем хранить еще две группы материалов: «Личный опыт» — Ваши приемы информационного анализа и представления результатов, «Сложные запросы» — перечень тех запросов читателей (из числа отказов), которые Вы предполагаете в будущем выполнять. В результате получится информационная «скорая помощь» для библиографа, его «интеллектуальный узел», синтезирующий внешний и собственный опыт, «замешанный» на эмоциях невыполненного когда-то запроса… Через два-три года эти файлы могут стать основой портала знания в вашей библиотеке.
Мы же покажем эффективные приемы анализа информации, научим «выжимать» доступные источники информации до уровня полезных данных, писать обзорные справки разного рода. Постепенно предоставим полезные сведения об организации этой работы в библиотеке, познакомим с опытом ваших коллег.
Если проблемные запросы читателей у вас уже есть — пишите в редакцию журнала. Ответим лично Вам или очередным материалом в нашей рубрике. Запросы, интересные многим библиотекам, рассмотрим детально — с позиций значимых источников информации, трудозатрат, технологии выполнения, форм представления результатов поиска и анализа данных.
И главное — Вы можете стать автором в этой рубрике, рассказав о любом фрагменте Вашего опыта в выполнении сложных запросов. Успеха в первых шагах информационной аналитики!

ЗАНЯТИЕ 1. Информационный поиск потенциальных клиентов для фирмы
Шаг 1. Уточните разновидность продукции или товара (например, недорогие марки сыров молочного завода). На листе запишите те типовые организации, которые могут их приобретать мелким оптом: санатории, школы, больницы, продовольственные магазины, кафе и др.
Шаг 2. Возьмите телефонный справочник вашего региона. Попробуйте выделить в нем конкретных представителей каждого типа организаций (для небольшого региона возможно составление полного списка).
Шаг 3. Оцените примерную ежедневную, а затем среднемесячную потребность в данной продукции: разумную норму потребления товара (3—5 граммов на 1 человека в день) умножить на возможное количество посетителей каждого типа организаций.
Шаг 4. Сравнивая организации по объему потребления, можно выделить наиболее перспективные группы клиентов для поставщика продукции. Учитывая наличие конкурентов-поставщиков, следует в итоговой справке разделить суммарную потребность в товаре на «3» — выделить лишь треть активных клиентов, которые могут сменить поставщика при наличии позитивных предложений (лучшие цены, сроки, объемы поставки, качество товара). В результате получаем список потенциальных клиентов и примерный объем их потребности в товаре.
Методика упрощена, но позволит освоить начала информационной аналитики. Студенты выполняют подобное задание за 2 учебных часа.
Если интерес не утрачен, то сделаем еще одно усилие:
Шаг 5. Вернитесь к телефонному справочнику и проанализируйте его с собственных позиций. Например, какие предприятия города (района) активно развиваются? Кто может оказать помощь в приобретении профильных справочников? Какие фирмы появились недавно и могут быть заинтересованы в сотрудничестве с библиотекой? Подобный опыт важен и для решения Ваших профессиональных задач!

ЧТО ЧИТАТЬ:
1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. — Ч. 1. — Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств. — 1999. — 143 с.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. — Ч. 2. — Кемерово: Кемеровск. Гос. Академия культуры и искусств. — 1999. — 146 с.
Первая часть издания позволяет увидеть общий контекст тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для аналитико-синтетической переработки информации. Вторая — полезна опытным библиографам для освоения лингвистических основ информационного анализа. Кемеровская библиотечная школа, основанная С. А. Сбитневым в конце 60-х годов, всегда оставалась технологически ориентированной на выполнение запросов любой категории сложности. Рекомендуемое двухтомное издание — обобщение ее технологического опыта по отношению к современному читателю. Здесь заложена методика формализованной подготовки некоторых информационных продуктов. Богат и нагляден раздел справочно-иллюстративных материалов, в частности представлены лингвистические средства обработки и поиска информации.
2. Блюменау Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов. — СПб: Изд-во Профессия. — 2002. — 240 с. — Сер. Специалист.
Книга профессора СПбГУКИ Д. И. Блюменау носит в большей мере теоретический характер. Автор книги — тонкий и системный логик. Его первая книга по данной теме (Проблемы свертывания научной информации. — Л.: Наука, 1982. — 166 с.) оставалась бестселлером почти два десятилетия. Новое издание ориентирует в системе базовых понятий информационного анализа и синтеза, раскрывает типизацию обзорных документов, сложившуюся в 70—80 гг. Из новых достижений важны разделы по созданию квазихрестоматий, компьютерному свертыванию информации.
3. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы //Информационные ресурсы России. — 2001. — № 2. — С. 14—21.
Постановочный характер статьи профессора и декана МГУКИ Н. А. Слядневой позволяет увидеть информационную аналитику в контексте социальных технологий. Показана не только широкая востребованность обзорно-аналитической продукции, но и многие контрдоводы: «массовая аналитика» в СМИ, ее «двойное подчинение», «гонка аналитических вооружений» в борьбе за политическое и коммерческое влияние. Убедительно раскрыта неподготовленность не только библиотек и информационных служб, но и всех управленческих структур к явлению «сверхпроводимости» инфраструктур, дестабилизирующему социальные системы, которые считались достаточно устойчивыми.
Автор полагает, что библиотеки не должны включаться в информационно-аналитический процесс, так как не могут обеспечить конкурентоспособную аналитическую продукцию, и предлагает свой выход — превращение Центров ситуационного анализа в ядро социально-информационных технологий «во главе с информационной аналитикой».
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы