|
И ТОЛЬКО СОЛНЦЕ ГРЕЕТ ЕЙ СПИНУ
Издательство «Симпозиум» в серии современной иностранной литературы «fabula rasa» выпустило роман Эльфриды Елинек «Пианистка».
Эльфрида Елинек (р. 1946) — выдающаяся австрийская писательница, профессиональный музыкант, «неудобный автор», «дилетант жизни и любви» живет и работает в Вене и Мюнхене. За первым сборником стихов, опубликованным в двадцать лет, последовали восемь романов, пьесы, литературная критика. Престижнейшие литературные премии Бюхнера и Белля, успех в театральном мире, прогремевшие в Европе и США «Любовницы» (1975), «Пианистка» (1983) и «Похоть» (1989). В 2001 г. имя Елинек опять зазвучало в новостях: на этот раз в связи с экранизацией «Пианистки», получившей Гран-При на Каннском фестивале. Роман «Пианистка», имевший сенсационный успех в Европе и США, — знаковое произведение современной литературы, впервые выходящее на русском языке. Оказывается, утонченная музыкальная культура произрастает подчас из тех же психологических аномалий, маний и фобий, что и здоровое тихое помешательство пошлейшего обывателя современного благополучного общества. Экранизация «Пианистки» знаменитого режиссера Михаэля Ханеке, получившая Гран-При на Каннском фестивале 2001 года и неофициальный статус «первого значительного произведения киноискусства нового столетия», с триумфом продолжает свое шествие по экранам Европы.
Начинается книжка так:
В квартиру, в которой она живёт вместе с матерью, учительница музыки Эрика Кохут врывается как ураганный ветер. Матери нравится называть Эрику «мой маленький ураган», ведь ребёнок порой неудержим и стремителен. Ребёнку так и хочется улизнуть от матери. Эрике скоро исполнится тридцать.
Многие читатели при упоминании «Пианистки»прежде всего вспоминают то место, где «...она нарочно делает надрезы на своей плоти. Она всегда ждёт момента, чтобы, укрывшись от посторонних взоров, резать себя. Как только за матерью захлопывается дверь, она сразу достаёт отцовскую бритву...»
Наверное, любой ценитель «садо-мазо» может найти в этой книжке что-нибудь для себя; но в общем-то она не о том. Это книжка о материнской любви.
Учительница музыки Эрика Кохут тридцати с небольшим лет от роду живёт со своей матерью; а мать у неё того самого типа матерей, что неустанно решают «как воспитывать ребёнка, чтобы из него получился дипломат» (см. «Обещание на рассвете» Ромена Гари). Кроме ребёнка в жизни матери ничего нет, и потому ребёнок должен быть безупречен, а любое его отклонение от совершенства — предательство по отношению к матери. И понятно, что от такого воспитания получается не ребёнок, а готовая тема для диплома студента венского психфака. Вытеснение комплекса Электры; самоидетификация через мазохизм; одиночество; скука. В качестве лекарства — страсть к юному ученику Вальтеру Клеммеру, развлечения с отцовской бритвой, посещения в качестве зрителя злачных мест и притонов; иногда — драки с матерью с последующим примирением в одной постели. Представления о нормальных отношениях таковы, что иначе как в письменном виде их и не изложишь — вслух сказать стыдно. И потому список своих пожеланий к возлюбленному учительница музыки с австрийской пунктуальностью перечисляет в своих письмах. Вообще-то это правильно — когда все пожелания сплошь мазохистские, то их действительно проще на бумаге изложить, чем лично высказать. И это проблема не человека, который умеет хотеть именно так, а людей, которые вокруг — общества, в котором он живёт; и потому книжка ещё и о ненормальности стереотипов и представлений о том, что такое хорошо, а чем лучше заниматься только в туалете, и чем одно от другого отличается.
Интересно, правда ли, что «Пианистка» — роман автобиографический. Если это и впрямь автобиография, то Эльфрида Елинек — очень мужественный человек. Как и многие, впрочем, писатели...
... а заканчивается так:
Тепло растекается по её спине, на которой немного разошлась молния. Солнце, палящее всё сильнее, согревает спину. Эрика идёт и идёт. Солнце греет ей спину. Кровь сочится из неё. Люди переводят взгляды с её плеча на лицо. Некоторые даже оборачиваются. Далеко не все. Эрике известно направление, в котором она идёт. Она идёт домой. И она идёт и постепенно ускорят шаги.
|
|