Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 3 (3)'03 - МУЗЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕКИ
Приоритеты и проблемы
Марина Генриховна Рачко - заведующая Научной библиотекой Государственного мемориального музея А. В. Суворова, председатель секции музейных библиотек Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Музейная библиотека традиционно считается научной -
и по происхождению, и по предназначению.
Она не только хранит и собирает исторически ценные фонды, но также изучает, представляет и, прежде всего, открывает информацию, скрытую внутри музейного предмета, тем самым привлекая к себе многих исследователей. В свою очередь, внедрение информационных технологий открывает новые направления деятельности музейных библиотек в области сотрудничества и партнерства.

Музейные библиотеки развиваются в различных направлениях. Есть в их числе библиотеки, ориентированные на передачу информации. Они используют возможности локальных и глобальной компьютерных сетей, создают полнотекстовые базы данных редких печатных изданий. Такие библиотеки рассчитаны на большую аудиторию и различные категории посетителей.
Другие библиотеки, ориентированные на объект (книга как музейный экспонат), придерживаются классического подхода. Они сосредотачивают свою деятельность на реальном экспонате и его изучении, предполагая использование своих коллекций в научно-исследовательской, выставочной и культурно-образовательной работе музея.
Несомненно, деятельность большинства российских музейных библиотек включает оба направления - это позволяет им становиться уникальными информационными центрами, открытыми для сотрудничества и партнерства. Преодолевая стереотип библиотеки консервативной, музейные библиотеки создают совместные программы с заинтересованными организациями, устанавливают с ними прочные связи.
Использование высоких информационных технологий, внедрение которых продолжается уже более десяти лет, существенно расширило музейные предложения, привело к созданию доступных баз данных и реализации различных проектов. Не менее важно, что все это послужило и толчком к сотрудничеству самих музейных библиотек, изменило характер их взаимоотношений.
В процессе этой деятельности приходится преодолевать немало трудностей. Библиотеки приобрели различные компьютерные программы (как отечественных, так и зарубежных разработчиков), но, к сожалению, пока ни одна из них не отвечает всем необходимым требованиям. Объяснить это можно традиционными особенностями музейных коллекций.
Музейные специалисты понимают, что для любой базы данных самое главное - объем и качество введенной информации. И полноценной информационной системой может считаться та, которая содержит не только описания изданий, но и персоналий, организаций, владельцев и т. д. Тогда база данных превращается в <базу знаний> и представляет особый интерес для партнеров. С другой стороны, возникает вопрос: насколько будет востребована степень подробности самих описаний? Ведь поисковая система должна быть ориентирована и на сиюминутные потребности сотрудников музея в поиске необходимой информации. А реалии таковы, что невозможно ждать несколько лет, когда будут введены все тысячи описаний печатных изданий.
Создание информационной среды музея можно условно разбить на несколько этапов: ретроспективная конверсия каталогов, конверсия фондов и интеграция результатов конверсии в информационную среду. Музейные библиотеки подошли к созданию электронных коллекций.
Для потенциальных партнеров электронные коллекции музеев могут представлять особый интерес. Эта область недостаточно разработана различными поисковыми системами, поэтому она может быть использована и для создания специальных наглядных пособий. Хранители книжных коллекций понимают, как важно, чтобы информация о хранимых ими сокровищах была доступна через Интернет.
Особенности музейных коллекций находят свое отражение при создании электронных каталогов. В них вводятся краткие библиографические описания и карточки научного описания, которые содержат подробные сведения о предмете (материал, источник поступления, марки, сохранность, описание книжных знаков).
Особого внимания заслуживают изучение, систематизация и описание книжных знаков. Они с максимальной точностью позволяют определить владельцев библиотечных коллекций. Ведь многие личные коллекции, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном виде, поэтому до сих пор продолжается их выявление и изучение.
Музейные библиотеки владеют многими собраниями книжных памятников, в том числе и иностранными. И на основе своих коллекций они создают уникальные собрания книжных знаков, включающие практически все их разновидности - экслибрисы и суперэкслибрисы, наклейки с надписями, владельческие записи, автографы (авторские и читательские). В базу данных вводятся автографы, переведенные с иностранных языков.
Расшифровка книжных знаков - достаточно кропотливая работа, но изучение этих собраний привлекательно с исторической, научной и культурной точек зрения. Сотрудники музеев проводят исследовательскую работу с коллекциями авторских книг, и это вызывает особый интерес у зарубежных коллег.
В музеях Петербурга процессы создания электронных коллекций книг находятся на разных стадиях реализации - из сорока музеев только десять заканчивают создавать полные базы данных. Известно, что и библиотечные, и музейные программы продуктивно работают только при их максимальном заполнении, поэтому о полноценном сетевом взаимодействии музейных библиотек говорить пока еще рано.
Музейные библиотеки подошли к переводу содержания своих коллекций в цифровой формат. Необходимы организация сплошного унифицированного научного описания паспортизации печатных изданий и разработка принципов доступа к цифровым коллекциям. Для разработки совместных действий в решении такого рода задач, а также координации формирования и использования информационных ресурсов мы предлагаем создать <Координационный центр разработки цифровых версий специальных коллекций>.
Итогом совместной деятельности может стать специальный проект <Музей книги> - цифровой архив, содержащий собрание редких печатных изданий, где книга будет представлена не только как важнейшее средство информации, но и как предмет материальной культуры и графического искусства. Это позволит не только продемонстрировать отдельные книжные собрания, но и охарактеризовать сами уникальные коллекции, привлекая к эксклюзивам особое внимание научного сообщества.
Российские музейные библиотеки развиваются в контексте общемировых тенденций. Но следует отметить, что у многих специалистов сложился стандартный взгляд на стратегию: компьютеризация, большая открытость библиотек, участие в корпоративных проектах различных организаций и регионов. Однако для музейных ресурсных центров, где хранятся редкие и особо ценные издания, где книга является частью музейной коллекции и не подлежит замене, идея открытого доступа весьма спорна. Опыт зарубежных специалистов показал, что расширение работы с внешними клиентами, в том числе с посетителями музеев, приводит к высоким затратам, к дублированию действий библиотек.
Сегодня библиотека становится все более важным структурным подразделением музея. И работая в соответствии с перспективными направлениями его деятельности, она должна создавать условия для обмена информацией о фондах, составе и формах работы, а также обеспечивать приоритет сохранности над доступностью за счет создания электронных коллекций.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы