Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Автосервисы по ремонту фольксваген тигуан remont-tiguan.ru.
Архив журналов - № 3 (3)'03 - Избранные статьи
Ретроанализ объекта и требования
Галина Феофановна Гордукалова,
заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУКИ,
доктор педагогических наук

Благодаря профессиональным навыкам поиска
и систематизации информации библиограф может
из фрагментарных, разрозненных документов
об объекте <сложить> целостное, совокупное
и систематизированное представление о нем.

Сегодня мы шагнем сразу к результату информационного анализа, пропустив все начальные процессы информационного моделирования и диагностики объекта. Почему? По двум причинам. Первая - информационный анализ имеет столько неформализованных ограничений и правил, такое разнообразие источников информации, что для их рассмотрения потребовалось бы несколько книг. Вторая - анализируя результат, можно быстрее осваивать существующие приемы анализа и синтеза информации, наращивать собственные технологии.

Шаг 1. Немного новейшей истории.
Сначала рассмотрим разные формы представления результатов информационной аналитики - не с целью их систематизации, но чтобы показать крайние формы и, главное, понять: когда, почему и как изменилась информационно-аналитическая продукция.
До 60-х гг. мы осваивали библиографические обзоры, в 70-е - уповали на реферативные, а в 80-е гг. перешли к сложным аналитическим обзорам, ежегодным докладам. В процессе этого перехода главные исполнительские (экспертные) функции были безропотно отданы специалистам-отраслевикам, подготовка ежегодного доклада стала серьезной НИР с самостоятельным финансированием.
Участники подготовки обзоров считались информационной элитой. Ведущие специалисты в области обзорно-аналитической деятельности были сосредоточены в главных информационных центрах страны - в ВИНИТИ, ИНИОН, центральных НИИ научно-технической информации отраслевых министерств и ведомств. Так мы работали более 20 лет. Подготовкой кадров в этой области занимались только на уровне Института повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) и аспирантуры (преимущественно в ВИНИТИ). Основная же часть специалистов становилась аналитиками в процессе не очень масштабной собственной практики.
Кроме широко известных книг об основах информационного анализа, количественном изучении документального потока и наукометрии1 - 3, в открытой печати в этот период появилось лишь несколько десятков серьезных статей, учебные пособия ИПКИР4, 5 и др., упоминаемая в предыдущем номере журнала книга проф. Д. И. Блюменау6. Значимыми для практического обучения долгое время оставались редко издаваемые методические положения о подготовке обзоров и ежегодных докладов. Наиболее известные и детальные из них - Информэлектро, ВИМИ, БелНИИНТИ7. Лишь в 80-е гг. вышли в свет обзоры опыта зарубежных центров анализа информации, библиометрических исследований8, 9.
Обратный переход в стране (да и в мире) осуществлялся стремительно. В течение 6-8 лет почти каждое серьезное периодическое издание стало размещать аналитические материалы почти в обязательном порядке. Причем это коснулось не столько научных, сколько профессиональных и социально-экономических журналов и газет. Затем волна <аналитических> передач захлестнула телевидение. Этот процесс наглядно выразился в сближении ряда специальностей в зарубежных университетах, ранее считавшихся далекими. В частности, американские библиотечные колледжи под своим крылом соединили (даже в своих названиях) библиотечные, информационные науки, СМИ, журналистику и отделения социальных коммуникаций, готовящие специалистов по связям с общественностью (PR).
Коммерческие информационные фирмы нашей страны очень быстро (1992-1998) прошли несколько этапов своего развития:
 Подготовка дайджестов прессы, новостных лент, адресных и иных фактографических справок об экономических объектах с параллельным накоплением собственных баз данных.
 Повсеместное объявление о подготовке разнородных - и по качеству, и по названиям - информационно-аналитических продуктов с использованием внешних (в т. ч. и зарубежных) баз данных. В качестве рекламного флага анонсировалось проведение своих полевых исследований (социологических, маркетинговых опросов), позднее - получение данных оперативной экономической разведки. Такие исследования научились реально и масштабно проводить лишь ко второй половине 90-х гг. Главным же рекламным аргументом был и остается перечень <серьезных> клиентов, использующих информационно-аналитическую продукцию - правительственных организаций, банков, крупных предприятий, редакций газет и журналов.
 Развитие частных методик аналитических исследований. После августовского кризиса 1998 г. и оттока зарубежных клиентов, началась битва за отечественного потребителя аналитической информации. Основным <оружием> в ней стали оперативность и уход от типовых тематических обзоров рынка (товарного, регионального) для целой группы заинтересованных пользователей к индивидуальным пакетам информации - <под заказ>.
Поражали в эти годы темпы развития <регионального анализа> - быстрого и комплексного исследования социально-политической и экономической ситуации в регионе, особенно в предвыборные периоды. Информационный анализ в них весьма органично соединялся с результатами опросов населения. Информационные фирмы стали искать оригинальные формы различной аналитики. Например, психологическое портретирование интересующей заказчика персоны (без прямого контакта с ней - на основе анализа видеозаписей, графологической экспертизы и др.), информационный мониторинг, консультирование по широкому кругу вопросов, изобретение собственных экономических индексов, рейтинги разнообразных объектов и субъектов - банков, страховых компаний, вузов, внешних управляющих и др.
Если в первой половине 90-х преобладали многочисленные информационные агентства, ориентированные на работу с биржевой, адресной и юридической информацией, то затем наиболее активной стала плеяда узкоспециальных информационных фирм, работающих с аудиториями СМИ в режиме консалтинга. Одновременно развивались геоинформационные технологии, и вышли на рынок специализированные информационные фирмы со своими географическими справочниками. Но многие из них быстро теряли специализацию, бесконечно расширяя проблемное поле своей аналитики из-за отсутствия широкого платежеспособного спроса.
Вышли в свет книги, объединяющие электронные и традиционные ресурсы в одном ряду. Постепенно складывалась и совокупность понятий, описывающих аналитическую продукцию, правда, с разным наполнением и качеством - адресно-фирменные, конъюнктурные, маркетинговые, новостные обзоры и справки. Содержательно близкие обзорные документы бытуют под разными наименованиями, а различия между ними проследить весьма трудно.
Что же изменилось в обзорных материалах за это десятилетие? Они обогатились новыми жанрами - от стандартных по форме и автоматизированных по технологии подготовки отчетов до рейтинговой таблицы, краткой деловой новости, значения прогнозного индикатора, кривых роста конкретного параметра, индекса. Обзорные материалы становятся краткими, меньшими по объему, периодичными, но остаются пока лишь констатирующими ситуацию или состояние объекта. Нарастает оперативность их подготовки.
Но параллельно с развитием методических приемов анализа и представления данных утрачиваются профессионализм и достоверность большей части аналитической продукции в периодической печати. Стала значительно различаться информационно-аналитическая продукция <под заказ> и <для публикации>.
Первая стремится сохранить объем и максимальное число свежих данных (последние по времени балансовые и иные показатели), вторая - быть осторожной в оценках, но яркой в изложении, с пустыми бессодержательными фрагментами текста. Главное - ничего не сказать. Чаще всего в таких обзорах (особенно экономической и политической тематики) нет ни единого нетривиального обобщения. Нередко видна прямая ангажированность обзорной информации.
Обзоры утратили одну значимую часть - источники информации практически нигде не указываются, в связи с чем возникает недоверие к приведенным индикаторам и выводам.

Шаг 2. Режимы информационной диагностики объекта.
Неизменными остаются типовые цели информационной аналитики - оценка состояния объекта, выявление тенденций и прогноз развития объекта. Значительно расширились круг объектов и частные (ситуационные) цели информационно-аналитической деятельности.
В конце 80-х гг. вводятся понятия <информационная диагностика>, <информационный мониторинг> объектов. Впервые в отечественной литературе такое четкое понятие как <информационная диагностика> зафиксировано в 1989 г. в работе В. Р. Серова со следующей характеристикой: <комплекс методов, позволяющих определить состояние той или иной области народного хозяйства и оптимальные пути ее дальнейшего развития>10.
Автор статьи отметил, что целостный набор методов еще не разработан, но необходимо перейти от оценки технического уровня к информационной диагностике исследований и разработок. Мы видим, что в сравнении с библиометрическими исследованиями в информационной диагностике не ограничен набор методов сугубо количественными; значительно усложнилась и конечная цель - полная диагностика объекта. Содержание термина <информационная диагностика> будет уточняться, но это понятие в наибольшей мере объединяет и целенаправляет все аналитические разработки в информационном цикле наук, ориентированные на получение выводного знания.
В нашей книге11 в 1990 г. и более ранних статьях было введено понятие <информационный мониторинг>, под которым понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в фиксированном информационном поле по избранным индикаторам для диагностики и прогноза развития объекта. Вводя это понятие, автор данной статьи не подозревал о последующем его столь широком распространении в стране и мире в целом. Сегодня многие журналы имеют разделы с аналогичным названием, описывают системы политического, социологического мониторинга.
Термин стал <модным>, но от многих вариантов его реализации хочется <отстраниться>, поскольку они предлагаются непрофессионально и компрометируют перспективные возможности мониторингового подхода. Информационный мониторинг - это особая технология информационной диагностики, построенная на <порционном> отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов. То есть информационный мониторинг - это и один из режимов информационной диагностики объекта на временной шкале.
В сравнении с другими временными режимами (ретродиагностикой и экспресс-анализом), он ориентирован на жестко регламентированный ввод каждой последующей новой порции сведений об объекте с фиксированным информационным интервалом - год, месяц, неделя, час и др. Прежде чем осваивать и вводить технологию информационного мониторинга, следует выполнить ретроанализ объекта - выявить закономерности развития объекта за прошедший период времени на основе анализа известной информации о нем.
Это наиболее понятный для библиографа режим ретропоиска и систематизации сведений об объекте. Однако результатом должен быть не список литературы об объекте, а некое синтезированное представление о его развитии. При этом информационный аналитик не имеет права изучать объект, а лишь сравнивать, сопоставлять и объединять известные сведения о нем.
Кроме привычных методов систематизации данных (типизация, дескрипторизация, предметизация), можно использовать такие приемы, как, например, фасетизация (типизация по множеству признаков), кластеризация (типизация объектов одновременно по множеству признаков с учетом связи между ними и соизменчивости признаков), таксономизация (уникальная классификация родственных объектов по ряду изменяющихся признаков в динамике развития объекта). Для ретроанализа эффективны приемы нетекстового представления информации - хронолингвистические, хронособытийные и хроноструктурные шкалы, когда становятся очевидными главные события в жизни объекта. Например, студенты выделяют этапы и тенденции развития незнакомого для них объекта за 4 часа по ретроспективному библиографическому указателю о нем.
По доле анализируемой информации можно предложить три подхода (названия условные).
Точечный. Индикаторы фиксируются для определенных временных точек на шкале. Через 5 лет, через месяц, через столетие. Может быть выбрана одна точка для сравнения.
Капельный. Фиксируется информация об объекте в любом месте хронологической шкалы, сравнивается с предыдущей каплей выбранной хронологии, которая принимается за исходное, фоновое.
Пошаговый. Хронологически выявляется <шаг> развития объекта в обратной или прямой хронологии.
Линейный ретроанализ рационально проводить в обратной хронологии, добираясь до точки зарождения или существенного изменения объекта. Например, до года создания фирмы-конкурента или года ее значимой для современного состояния реорганизации.
Результаты ретроанализа - краткая ретросправка (1 - 5 страниц текста), которая может включать следующие сведения: о точке рождения объекта; этапах развития; тенденциях и темпах развития (ускоренное-стабилизированное, затухающее); условиях, влияющих на объект (+, -). Выводы и рекомендации, приложения, включая список публикаций ведущих авторов по проблеме, - необходимы для современной обзорной ретросправки.
Выводное знание может быть существенно новым, т. е. открывающим такие сведения об объекте, которые не содержатся в предшествующих текстах документов и не авторизованы. Новое знание может выражаться в информационном прогнозе, оценке состояния объекта, выделении пробела в знании об объекте и т. д.
Информационный аналитик получает обогащенное и систематизированное знание об объекте. Библиограф может ввести в научный оборот незаслуженно забытые, утраченные, дополнительные или обобщающие сведения об объекте. Благодаря профессиональным навыкам поиска и систематизации информации, он из фрагментарных, разрозненных документов об объекте способен <сложить> целостное, совокупное и систематизированное представление о нем. Например, составить перечень авторов и фирм, занимающихся проблемой в последние годы, систематизировать направления исследований объекта и т. д.
Репродуцированное знание об объекте (т. е. привнесенное из других областей научной и практической деятельности) выявляется на основе установленного сходства и отличия объектов, их свойств, сферы применения и т. д. Реализуется на основе сложной процедуры поиска и диагностики <неявно полезной> информации об объекте.
В основе информационной диагностики лежат процессы информационного моделирования объекта - целенаправленного сбора, систематизации известных данных об объекте с условием сохранения определенной степени подобия между моделью и объектом. Они осуществляются для получения нового - выводного знания, а базируются на системной отражательной природе документального потока и процессов его библиографирования.
В процессе диагностики потребуются дополнительные термины, локализующие ее объект.
 Предметное поле объекта - каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент времени. Для представления предметного поля (например, какого-либо музыкального направления) необходимо из профильной и достаточно полной базы данных выделить все ключевые слова, упорядочить их по убывающей частоте их употребления, выделить из их числа значимые понятия, объединить их в родственные группы через родовидовые или иные связи в зависимости от цели диагностики объекта. Если же осуществляется мониторинговое наблюдение за ценами на пшеницу, то для характеристики предметного поля достаточно включить все наименования сортов пшеницы, значимые для цены ее сертифицируемые свойства (влажность, клейковина и др.), единицы измерения объемов товара и разновидностей цен (оптовая, розничная и др.). Подобные процедуры необходимы для локализации объекта, выделения оценочных его индикаторов, объективизации процесса диагностики.
 Информационное поле объекта - это множество имеющихся и используемых в обществе документов/данных, описывающих объект в каждый момент времени. Источники информации для диагностики объекта библиограф-аналитик отбирает на основе сравнительного анализа однотипных документов, выделяя значимые для целей диагностики материалы по их относительным ценностным свойствам - полноты, достоверности, точности, оперативности, оригинальности сведений об объекте. Библиограф-аналитик должен научиться снижать <информационную избыточность>, снимая дублирующиеся сведения об объекте, информационные шумы (фрагменты текста, не содержащие отличительной информации об объекте), а также уменьшать <информационный дефицит>, восполняя через дополнительные процедуры поиска пробелы в информационном поле. Это возможно при использовании смежнопрофильных и неявно полезных источников информации об объекте. Главная задача - экономный отбор источников информации об объекте.
Таким образом, информационная диагностика объекта - это целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой эпизодической или динамической информационной модели с заданными критериями подобия. Это и технологии информационного моделирования объекта на основе известных сведений о нем.
Круг типовых целей давно сложился в рамках информационно-аналитической деятельности: выявление основных этапов развития объекта (ретродиагностика), сравнительный анализ объектов-аналогов, оценка уровня развития объекта, выделение тенденций развития объекта, информационное прогнозирование объекта или знания о нем. Частные практические цели диагностики весьма разнородны: анализ динамики цен, региональный анализ сегмента рынка, выявление ведущих научных коллективов по проблеме и т. д.
Диагностировать объект можно в разных временных режимах:
 ретроспективный анализ - предполагает выявление тенденций развития за предшествующий период времени;
 оперативный экспресс-анализ - характеризует состояния объекта в определенный момент его развития;
 мониторинговый анализ - непрерывное наблюдение за развитием объекта (или знания о нем) через определенные временные точки.

Шаг 3. Изменилась ситуация, должна измениться и обзорная справка.
Какой должна быть современная обзорная справка?
Требования плохо усваиваются при простом чтении и останутся для вас тривиальными. Поэтому, на примере любого обзорного текста из журналов <Эксперт>, <Итоги>, <Деньги> или отраслевого, более привычного для библиотекаря, рекомендую проследить следующие требования:
1. Краткость.
2. Достоверность.
3. Убедительность.
4. Наличие выявленных автором тенденций развития объекта.
5. Стандартность формы.
6. Регулярность.
7. Наличие прогноза.
8. Присутствие в заключении прямых рекомендаций фирме, читателям.
Есть ли указания на использованные источники информации? Приводится ли в тексте сравнение прогнозов разных авторов? Оцените качество обзорного документа по открытой шкале: нормальная оценка (выполнены все основные требования) - 10 баллов, а за каждый удачный фрагмент добавляйте балл, либо снимайте его. Этот способ оценки ускорит освоение требований, но главное - позволит уйти от шаблонной пятибальной оценки, а затем - и от тривиальных решений в личной и профессиональной жизни. Успеха в ней!



Литература, которую сегодня читать необязательно, но следует знать, что в ней заложены основы информационного анализа:
1 Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. - М.: Наука, 1976. - С. 284-343.
2 Козачков Л. С. Системы потоков научной информации. - Киев: Наук. думка, 1978. - 199 с.
3 Налимов В. В., Мульченко З. М. Наукометрия: Изучение развития науки как информационного процесса. - М.: Наука, 1969. - 230 с.
4 Васильев А. Г., Грецов В. К. Методы анализа научно-технической информации: Учеб.пособие / ИПКИР. - М.: ИПКИР, 1989. - 91 с.
5 Закутина Г. П. и др. Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг: Метод. пособие / ИПКИР. - М., 1992. - 87 с.
6 Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации. - Л.: Наука, 1982. - 166 с.
7 Гузев Ю. С. Подготовка обзорно-аналитических справок с применением технологии объектно-документальных схем. - М.: ВИМИ, 1987. - 13 с.
8 Артамонов Г. Т., Чистяков В. М. Центры анализа информации // Итоги науки и техники. - Сер. Информатика. - Т. 6. - М.: 1981. - 224 с.
9 Измерительные методы информационного анализа // Вопросы информационной теории и практики: Сб. науч. Статей. - М.: ВИНИТИ, 1986. - 168 с. - С. 37
10 Серов В. Р. От оценки технического уровня - к информационной диагностике исследований и разработок / В. Р. Серов // НТИ. Сер. 1. - 1989. - № 11. - С. 33-38.
11 Гордукалова Г. Ф., Юдина Л. В. Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов: Учеб. пособие / ИПКИР. - М.: ИПКИР, 1991. - 110 с.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы