Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Dragon Money
Архив журналов - № 4 (4)'03 - Петербургская \"Маяковка\"
Мы многое можем, когда нам не мешают
Зоя Васильевна Чалова,
директор Центральной городской
публичной библиотеки
им. В. В. Маяковского, заслуженный работник культуры РФ, президент петербургского библиотечного общества

Центральную городскую публичную библиотеку им. В. В. Маяковского вот уже шестнадцать лет возглавляет Зоя Васильевна Чалова.
В канун 300-летия города на Неве мы попросили
ее рассказать о том,
как живет сегодня «петербургская библиотека № 1».

В этом году Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского исполняется 135 лет.

Немного о прошлом

В 1868 году просветитель Александр Александрович Черкесов задумал и открыл первую в России частную публичную библиотеку. С тех пор она не раз меняла адрес, и в 1940 году переехала на Фонтанку. Наша библиотека работала всю блокаду — не закрывалась ни на один день. В ее подвале кипел титан, и люди, добравшись сюда, могли немного согреться, попить горячей воды, взять книги… Но это — тема отдельного рассказа.
В 1953 г. библиотеке присвоили имя В. В. Маяковского. Она понемногу развивалась... А в конце восьмидесятых начался ее расцвет. Да, да, как ни парадоксально это звучит. Ведь это было время переломное, многое приходило в упадок, а мы пошли вперед. Конечно, средства нам по-прежнему выделялись скудные, как, впрочем, было всегда — когда с высоких трибун говорили о культуре, то слово «библиотека» шло последней строчкой.
Но в 1987 году ослаб партийный нажим на библиотеки, и это позволило нам перевести дыхание. Ведь раньше считалось, что в первую очередь мы должны быть «проводниками решений партии и правительства». Нам выдавали планы: сколько у нас должно быть читателей, какое количество общественно-политической литературы им необходимо выдать… И, не дай бог, если нарушались пропорции, скажем, по соотношению с художественной литературой. Предписывалось «продвигать в массы решения съездов и конференций» следить за тем, чтобы в фондах не было запрещенных книг. Основное время наши сотрудники тратили на отчеты, которые мы сейчас назовем безумными.
Ситуация была доведена до абсурда. Никогда не забуду, как в тот день, когда умер Брежнев, у одной из наших сотрудниц «случился» день рождения, и мы выпили бутылку шампанского, — после этого было целое разбирательство.
Начавшаяся перестройка эти вожжи отпустила. Мы получили возможность делать то, что библиотека и должна делать. Заработал новый хозяйственный механизм, появилась экономическая свобода. И наше бурное развитие связано именно с тем, что мы многое можем, просто нам не надо мешать это делать.
Мы показали, что можем не только сидеть на шее у государства, но и сами умеем искать фонды, с умом тратить полученные деньги, многое изменить в своей деятельности. Конечно, нам очень помог А. А. Собчак, бывший тогда мэром Петербурга. Он понимал значение культуры в жизни нашего города, и во многом благодаря ему мы получили новое здание на Фонтанке. В 1993 г. после длительной и «кровопролитной» чиновничьей войны мы въехали сюда...
Здесь мы сумели создать прекрасные культурные образовательные центры — британский, немецкий, американский. Это, безусловно, очень поддержало нас материально, но мы и сами научились зарабатывать деньги, и уже в конце девяностых собственные средства составляли 50% от того, что мы получали из бюджета. А за счет меценатов был сделан ремонт зданий — на Фонтанке и в юношеском отделе Калининского района.

Новое время — новые проблемы

В начале нового XXI века жизнь опять стала круто поворачиваться — возникли новые проблемы. Это и казначейство, которое нас просто парализовало, налоги, которыми облагается вся наша деятельность, тендерная система, лишившая нас самостоятельности в проведении подписки, комплектовании, приобретении оборудования. Экономически жизнь стала просто невыносимой.
Безусловно, трудности возникли не только у нашей библиотеки — в такое положение попали все учреждения культуры: музеи, театры. Сейчас все мы напрочь лишены хозяйственной самостоятельности.
Тендерная система резко ухудшила комплектование. Какой может быть тендер, если нам, скажем, нужны книги, которые выпускает определенное издательство? Но тендер все равно объявляется, готовится масса ненужных справок, документов, отвлекаются люди... Еженедельно, ежечасно мы занимаемся только этими вопросами. В конце концов, вместо идеологического пресса мы получили пресс экономический.
Пока неразрешимой остается для нас и проблема списания книг: сейчас в подвалах скопилось более 100 000 экземпляров. Но списать их мы не можем. Это постоянная головная боль. Во-первых, они занимают значительную площадь, во-вторых, мы вводим в заблуждение наших читателей, ведь пока книга не списана, мы не можем ее изъять из электронного каталога. Читатель книгу заказывает, а ее фактически уже нет. Идут переговоры с КУГИ, подготовлена инструкция по списанию, но это пока процесс.
Все началось после того, как у нас поменялся учредитель. Если раньше Комитет по культуре не вмешивался в эти дела, то сейчас, когда нашим учредителем стал Комитет по управлению городским имуществом, все поменялось. Книги были отнесены к основным фондам, а по их списанию существуют жесточайшие инструкции. И процесс списания был доведен до абсурда — каждую книгу должен оценить независимый эксперт. Требуется оформить массу документов, сделать ее полное описание и т. д. В результате все библиотеки «забиты» ненужной литературой — и это катастрофа.
У нас есть прекрасный обменный фонд, который мы использовали для пополнения школьных библиотек или вновь открывающихся. Но это сейчас тоже заморожено — передавать можно только списанные книги.

Несмотря ни на что
и вопреки всему

Наверное, трудности закаляют, потому что, несмотря на все эти проблемы, нам удалось оснастить библиотеку технически, создать лингафонный класс, установить систему защиты фондов.
Сейчас ведем большую работу по преобразованию библиотеки им. А. А. Блока в Центр современного искусства. Это уникальная библиотека, над созданием которой работали умные люди. Здесь есть прекрасные собрания граммпластинок, нот, книг по искусству. Мы же дополним это самым современным оборудованием, медиатекой. И наконец-то в центре Петербурга, на Невском проспекте, появится место, куда смогут прийти поклонники прекрасного — посмотреть видеофильм, послушать музыку и даже поиграть на музыкальных инструментах.
Планируем реорганизацию юношеского отдела. Он также нуждается в современном техническом оснащении — современная молодежь уже не мыслит себя без использования компьютерных технологий.

О чем мечтаем?

Насколько бы эффективней стала наша работа, если бы все подразделения библиотеки находились под одной крышей! Сегодня и сама библиотека, и все филиалы находятся в приспособленных зданиях, которые не были предназначены для хранения книг и обслуживания читателей. Самый большой и самый загруженный наш русский отдел, например, очень страдает от этого, потому что в нем огромный наплыв читателей, а современные системы доставки книг в этом здании установить нельзя. Мы не можем открыть зал, показать всю имеющуюся у нас литературу. Безусловно, необходимость строительства здания Центральной городской библиотеки (по специально разработанному проекту, как это делается во всех странах мира) назрела давно.
Тяжело организационно развиваться, когда филиалы разбросаны по разным районам города. Мы не можем использовать в совокупности все наши фонды. Нагрузка сейчас в несколько раз больше, чем позволяют ресурсы библиотеки. Например, вместо пятидесяти тысяч человек в год мы обслуживаем более ста. Это не может не сказываться на качестве нашей работы, не вызывать недовольства читателей.

Методическая работа

«Маяковка» сегодня — ведущий методический центр для двухсот публичных библиотек города. И прежде всего — испытательный полигон, где отрабатываются новые технологии. Мы на своих «шишках» показываем, как должно быть, а как не должно. За последние годы отработали эффективные формы взаимодействия — сотрудники методических отделов ЦБС участвуют в разных мероприятиях, куда приглашаются и библиографы. Идет постоянный обмен информацией, обобщается опыт. Но есть и проблема, которая снижает эффективность этой работы.
Все публичные библиотеки комплектуются одними и теми же книгами, все бегают по городу в поисках литературы, закупают ее, потом садятся библиографы, которые в меру своей квалификации делают описания книг. В результате, сотни человек в городе делают одно и то же дело, а информацией о том, где взять нужную книгу, что есть в других библиотеках, в ЦБС районов так и не располагают.
И городской методический центр, и Петербургское библиотечное общество это не может не волновать и не печалить. Поэтому мы начали работать над программой модернизации публичных библиотек. Смысл ее сводится к тому, что все библиотеки необходимо автоматизировать, в каждой должен быть компьютер, электронные каталоги. В это трудно поверить, но сегодня компьютеры есть только в 40 библиотеках из 200! А доступ в Интернет — только в 13! И это в Петербурге!
Наша программа предусматривает проведение ремонта, установку компьютеров, подключение к Интернету, создание локальных сетей, электронных каталогов, единого центра комплектования. На первом этапе, хотя бы для ЦБС...

Сила инерции

Нельзя сказать, что все библиотеки относятся с энтузиазмом к нашему проекту. Для них это, прежде всего, потеря рабочих мест, на которых люди трудятся иногда ни один десяток лет. Но если посчитать трудозатраты на создание ТОЛЬКО ОДНОЙ карточки, выйдет, что она стоит 60 долларов. Неразумная трата средств!
Вторым важным фактором торможения является отсутствие единой библиотечной программы. Во многих библиотеках созданы электронные каталоги, но — в разных программах, что делает обмен информацией между ними практически невозможным. Оказалось, что программное обеспечение для библиотечной работы — одно из самых сложных в разработке. Я бывала во многих странах и везде интересовалась, существует ли оптимальная программа, полностью удовлетворяющая библиотекарей? Оказалось, что нет.
Что же говорить об отечественных библиотеках, где каждый «выкручивается» как может? Но все дорожат своими наработками, и просто так расстаться с привычным инструментом никто не хочет. Человеческий фактор здесь очень силен — установлены определенные контакты, связи с фирмами, есть опыт работы именно в своей системе.
Мы тоже прошли тернистый путь проб и ошибок, прежде чем остановили свой выбор на системе ИРБИС. Она не лишена недостатков, но, по крайней мере, с ее помощью мы можем решать те задачи, которые стоят перед нами сегодня. Хотя первоначально у нас была другая программа, к которой мы привыкли, но она перестала нас удовлетворять, и ее поменяли. Ничего страшного, просто не надо бояться перемен.
Над проектом реконструкции публичных библиотек мы работали три года. В результате выстроилась концептуальная схема, предусматривающая создание единой издательской базы, куда будет стекаться вся информация о книжных новинках, единого центра библиографической обработки, единого электронного каталога, доступного всем пользователям системы.
Примером того, какой результат дает консолидация усилий, служат вузовские библиотеки. Они сейчас бурно развиваются, ищут новые формы работы. Создан консорциум по электронной доставке документов — мы тоже к нему присоединились. Сейчас это самоокупаемая система, которая постоянно расширяется.

Публичная или учебная?

Не будем лукавить и признаемся, что сегодня библиотека им. В. В. Маяковского в значительно большей степени выполняет функции межвузовской библиотеки, чем публичной. Основной контингент читателей — студенты и аспиранты. Тому есть масса причин — у нас удобный режим работы, расположение, универсальность фондов. В то же время, многие районные библиотеки плохо укомплектованы, не располагают достаточной справочной базой. От этого в первую очередь страдают читатели, потому что получить нужную книгу очень сложно. И они, естественно, вынуждены обращаться к нам. Если бы существовала единая база данных, поток читателей перераспределился бы.

Петербургское библиотечное общество

Общество было создано в 1989 г. В те времена, когда вся наша работа регламентировалась сверху, оно никому было не нужно. Но когда мы приобрели относительную самостоятельность и должны были сами заботиться о своем светлом будущем, возникла необходимость в некоем объединении. Патриархи петербургской библиотечной школы С. А. Басов, А. В. Соколов, А. С. Зонин стояли у его истоков. Была проделана огромная работа, но отсутствие определенной культуры в библиотечном сообществе Петербурга, с одной стороны, и отсутствие свободного времени и штата сотрудников у организаторов — с другой, привели к тому, что постепенно жизнь общества стала угасать.
Наверное, было логично, что в конце концов организаторы обратились к нам. Мы могли предоставить помещение, сотрудников, средства связи. Меня избрали президентом — за мной есть штат, библиотека; мы нашли бухгалтера, взяли ответственного секретаря, есть и методисты, которые готовы помочь, потому что работы предстояло очень много. И вот тогда встал главный вопрос.

Что делать
и с чего начать?

Первое, что требовалось сделать — изменить отношение общества к библиотекам. Мы привыкли к тому, что нас не видят, не слышат. Решили: давайте работать над имиджем библиотеки. Сначала провели анкетирование среди читателей, узнали их отношение к нашей работе. Отношение, прямо скажу, было неважное. Никто не видел в библиотеке серьезного партнера, который способен к равноправному сотрудничеству.
Провели опросы среди сотрудников библиотек, которые тоже показали низкую самооценку их труда. Собрали интеллигенцию. Спросили: «Что вы хотите от библиотеки? Какой вы ее видите?» Ничего конструктивного не услышали.
Собрали журналистов, рассказали о том, что мы можем, о том лучшем, что есть в городе. В прессе появились публикации о работе библиотек, а не только о всевозможных стихийных бедствиях, которые обрушиваются на наши головы. Постоянно проводили пресс-конференции, старались, чтобы на телевидении и в печати были репортажи со всех наших мероприятий — будь то открытие британского центра или ежегодная выставка «Все флаги в гости...». Постепенно о библиотеках заговорили как о хороших партнерах. Укреплению имиджа помог указ Президента об учреждении праздника «День библиотек». Но главное — мы стали учить наших коллег рекламировать, продвигать свои услуги, то есть осваивать все те «пиаровские штучки», которые позволяют вывести их «из тени».

Из тени — на свет

В городе стал проводиться ежегодный праздник «День библиотек в Санкт-Петербурге». Как правило, он проходит в прекрасном зале — например, в Филармонии. Присутствуют все первые лица города, издатели, попечители, ректоры вузов, меценаты. Устраивается замечательный концерт, награждаются номинанты конкурса им. Е. Дашковой.
Мы издаем журнал «Петербургская библиотечная школа», рассказывающий о жизни Общества. Участвуем в ежегодных конференциях, проводимых РБА, в Крымской конференции, то есть не замыкаемся только в рамках своего города, но ищем варианты сотрудничества с библиотеками России и других стран.
Все эти усилия позволили переломить отношение к нашему труду у руководства города — к нам стали прислушиваться, обращаться за советом. Да, еще многое предстоит сделать. Но мы гордимся тем, что в общественном сознании мы перестали представлять «нечто», спрятанное за пыльными книжными полками, а стали полноправными участниками культурного процесса.
В ближайших планах — участие в грандиозном празднике книги, который пройдет в Ледовом дворце в рамках юбилейных торжеств. Стенд, на котором мы выставим все новое, что накоплено в библиотечной жизни Петербурга, нам предоставили бесплатно. Там потенциальный читатель познакомится со всеми видами услуг, которые можно получить в библиотеках. Ведь современная библиотека — это не только книги. Развитие информационных технологий значительно расширило границы нашей деятельности. Идя в ногу со временем, мы стараемся сделать все для того, чтобы удовлетворить самые сложные, самые неожиданные запросы наших пользователей.
Тема номера

№ 20 (470)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы