Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (4)'03 - Управление
Пора принимать решение?
Елена Смолина, заведующая научно-исследовательским отделом библиотековедения РНБ, кандидат педагогических наук

В библиотечной сфере повышается интерес к гуманитарным технологиям - это индикатор того, что в отрасли развивается инновационный процесс. Какие возможности открывает он для руководителей библиотек? Будет ли трансформироваться схема государственного управления? Кто отвечает за принятие правильного решения? Ответы - в статье.

Гуманитарные технологии — это технологии инноваций, производство новых смыслов деятельности. Инновация — это новый способ думать и делать. Причем в этом определении важны оба слова — и «думать», и «делать». Появление нового способа деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления — когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения в управлении.
Сама идея гуманитарных технологий — это попытка разобраться в процессах, формирующих наше профессиональное сознание, понять — откуда мы знаем, что надо действовать так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся для принятия решений. Изменяя систему профессиональной информации и знаний, мы меняем и наши действия, наше понимание необходимого. Мы очень часто не улавливаем, как окружающая нас много лет обстановка постепенно превращается в нашу внутреннюю среду, — перестаем замечать, что вот такие-то окружающие предметы, такие-то смыслы и дискурсы нас и «делают», диктуя нам определенные представления и тем самым — решения.
Чтобы представить, как изменилась система информации и знаний, которая определяла профессиональное сознание «вчера», и какой она будет «завтра», с нашей точки зрения, можно воспользоваться схемой (хотя как любая схема она несколько упрощает процесс), представленной в табл. 1. Левая сторона таблицы отражает систему информации и знаний, существовавшую в советское время. Основанием типологии являются уровни создания и функционирования информации и знаний в библиотечном деле. Условно выделено четыре уровня: государственный, методический, личностный и научный.
На государственном уровне принимались решения, определялись цели, задачи и функции библиотек, деятельность которых именно эти знания организовывали и структурировали. Постановление 1934 года фактически на законодательном уровне создавало Методический институт как механизм централизованного управления культурой страны, в данном случае — библиотечным делом1. Он вобрал в себя, как известно, три направления деятельности: создание регламентирующей документации, изучение передового опыта, повышение квалификации. Именно внутри этих направлений создавались, реализовывались и контролировались знания, используемые при принятии управленческих решений в библиотеках.
На принятие управленческих решений влиял и личностный уровень директора библиотеки — его знания, особенности мышления, образования и собственный опыт.
Научный уровень состоял из единой методологии, на ее основе проводилось незначительное количество теоретических и большая доля эмпирических исследований, итоги которых очень редко внедрялись в практику. Например, результаты большинства исследований по изучению читателей в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российской национальной), начиная с 1950-х годов, очень мало использовались для принятия управленческих решений в библиотеке. Это было связано, на наш взгляд, с тем, что в принятии решений преобладала информация и знания двух первых уровней — то есть важной составляющей управления была идеологизация, а научный уровень мало влиял на практику работы библиотек.
Исторические исследования как подраздел научного знания проводились в основном к крупным юбилейным датам. Ученые-историки имели ограниченный доступ к источникам и архивным документам.
Новый уровень формирования и использования информации и знаний, который будет реализовываться «завтра» при принятии управленческих решений, на наш взгляд, может выглядеть так, как представлено на правой стороне таблицы 1.
На государственном уровне, в рамках Закона о библиотечном деле, директор библиотеки получает определенную свободу действий, а значит, и возможность своего собственного профессионального осмысления путей развития библиотеки. На этот процесс сегодня большое влияние оказывает существующий уровень культурной государственной политики и распределение средств по федеральным программам и проектам.
Методический уровень, наделенный определенными управленческими функциями, был создан в определенное историческое время (начало 1930-х годов) и отвечал принципу централизованного управления культурой страны.
Сейчас страна декларирует принцип демократического управления культурой. Но при нем теряет значение механизм вертикального управления ею на государственном уровне, которое осуществлял Методический институт. Поэтому он, вероятно, будет вынужден трансформироваться.
Те направления деятельности, которые в 1930-е годы были искусственно собраны в один Методический институт (создание регламентирующей документации, изучение передового опыта и повышение квалификации), возвратятся в свои естественные области. Создание регламентирующей документации опять станет прерогативой управляющей структуры библиотеки, дирекции. Изучение передового опыта «уйдет» в эмпирические исследования (4-й — научный уровень). Повышение квалификации «вернется» в систему образования или при крупных библиотеках будут созданы специальные обучающие структуры.
Процесс демократизации ведет и к профессионализации управленческой деятельности. Теперь все концептуальное осмысление развития библиотеки является функцией управления, и это область деятельности ее директора. «Личностный уровень» наполнят новые виды деятельности — разработка концепций развития (прогнозирование, стратегическое планирование, внедрение новых технологий), проектная деятельность, социальное партнерство и на его основе фандрейзинг, PR, управление персоналом, социокультурная деятельность и т. д.
В свою очередь, концепция развития — это представления о развитии библиотеки, отдела, подразделения на основе знания о внешней и внутренней среде. Внешняя среда включает реальных читателей, пользователей, посетителей, слушателей, клиентов, учащихся (их запросы, особенности пользования в традиционном и электронном виде ресурсами библиотеки; реальные услуги), потенциальных читателей, пользователей, посетителей, слушателей, клиентов, учащихся (формирование спроса, продвижение своих ресурсов, формирование новых видов услуг, раскрытие фондов и т. п.), а также организации (государственные, коммерческие и общественные), которые имеют общие с библиотекой интересы и ценности.
Внутренняя среда — это ресурсы библиотеки (фонды, предоставляемые услуги и т. п.) и ее персонал (система развития/обучения, стимулирования, вознаграждения и мотивации персонала; формирование корпоративной культуры).
Следует подчеркнуть, что разрабатывать концепции развития можно только на основе практического и научного знания о внешней и внутренней среде библиотеки. А для его получения необходимо проводить исследования, так что научный уровень становится неотъемлемой частью процесса управления, он обеспечивает развитие библиотеки.
Изучение внешней и внутренней среды позволяет точно «вычислить» перспективные проекты и выстроить деятельность библиотеки в соответствии с реальными проблемами жизнедеятельности населения при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Проектная деятельность здесь — это механизм развития библиотеки, отдела, подразделения, необходимым элементом которого являются знания и информация. Соответственно возрастает и роль научно-исследовательских, информационных, аналитических структур в библиотеке — это хорошо прослеживается в зарубежном опыте.
Практически все национальные библиотеки (НБ) включают исследовательскую функцию в число приоритетных — с конца 1990-х годов это стало мировой тенденцией. Увеличение значения научно-исследовательской деятельности связано с тем, что для концептуального осмысления своего развития библиотеки должны постоянно изучать быстроменяющийся мир, чтобы понимать его и соответственно действовать.
Сегодня практически все НБ в мире разрабатывают собственные принципы обслуживания — в первую очередь, на основе знания своих пользователей, постоянно отслеживая изменения в структуре читательской аудитории и в развитии жизни.
В России роль, которую играют библиотеки в современной социокультурной ситуации, требует изучения — изменилась и продолжает трансформироваться сама структура общества. Сегодня у нас не хватает знания о том, кто наши читатели, какие проблемы приводят их в библиотеки. Если у нас нет этих знаний, сложно принять управленческое решение адекватное реальной жизни, трудно сформировать проект, который бы отвечал реальным потребностям общества.
Если не отслеживать тенденции развития социокультурной среды — трудно определить приоритеты обслуживания населения. Если не отслеживать проблемы деятельности других крупных библиотек — сложно находить пути активного взаимодействия с ними, создавать и реализовывать совместные проекты.
В новых условиях складывается и новый вид управления — проектное. Его отличия от функционального представлены в таблице 2.
Проектное управление в библиотеках — это, прежде всего, опора на инициативность и лидерство сотрудников библиотеки. Это партнерство, а не соперничество. Диалог, а не давление. Обслуживание реальных проблем жизнедеятельности людей и рациональное распределение ресурсов.
Еще одним важным научным направлением, обеспечивающим концептуальное развитие библиотек, является использование новой методологии, новых способов мышления, новых социальных и гуманитарных теорий для понимания культурного и информационного поведения читателей и пользователей в библиотеке. Сегодня основными способами осмысления формирующейся «библиотечной реальности» являются идеология рыночных отношений (экономические понятия) и идеология информатизации (технические понятия).
Категория «информация» и представление о едином информационном пространстве объединили профессиональное сообщество и государственную политику управления библиотеками в выработке подходов для определения приоритетных направлений развития библиотечного дела в России — создания единой информационной сети библиотек, вхождения в глобальные сети.
Экономический и информационный подходы используют структурно-функциональные модели для прогнозирования деятельности библиотек и удобны для внедрения западных моделей, где цели развития и стратегии берутся в готовом виде из зарубежных концепций. Поэтому деятельность отечественных библиотек объясняется, как правило, в рамках абстрактных моделей, а не на основе конкретного знания российской реальности.
В стратегическом планировании цель развития библиотеки определяется на основе разработанной концепции — целостного представления об организации деятельности библиотеки во взаимосвязи со знанием внутренней и внешней среды, то есть на основе познания социокультурной ситуации, проблем деятельности читателей и имеющихся ресурсов. Логику развития можно представить так: знание обслуживаемого сообщества, среды + ресурсы—>виды деятельности библиотеки—>функции—>цели развития—> миссия.

Структура взаимодействия библиотеки:
1. Библиотека взаимодействует с государством на основании Закона о библиотечном деле, активно участвуя в формировании библиотечной политики (лоббирование). Выходит к Правительству с проектами, а государство выделяет средства на их реализацию.
2. Библиотека взаимодействует с обществом на основе принципа «социального партнерства»:
• развитие связей с различными социальными группами в городе на основе изучения проблем их деятельности. Формирование приоритетных направлений обслуживания в рамках общей политики библиотечно-библиографического и информационного обслуживания и имеющихся ресурсов;
• развитие связей с другими библиотеками в России на основе взаимовыгодных договоров и проектов. Формирование сфер влияния;
• международное партнерство.
Для компетентного стратегического планирования необходимо понять, как определяют ситуацию (в каких понятиях, словах) участвующие в деятельности люди — руководители разного уровня, библиотекари и читатели. Первый шаг — процесс самопознания. Его цель — ответы на вопросы: какое мышление сконструировало ту реальность, которая существует; каковы смыслы и представления о деятельности? Это дает возможность понять «видение» выполняемой деятельности.
Сложность состоит в создании в этой системе концепции деятельности конкретной библиотеки, конструирующей новую реальность. Для этого необходимы надежные знания реальности, общества и умения видеть процессы в их перспективе. Идея «социального партнерства» становится одной из самых конструктивных. Так в свое время именно опора на гражданскую, общественную инициативу помогла США обрести свою национальную идею.
Стратегическое планирование — прерогатива руководства организации. Стратегия не может быть навязана со стороны, скопирована из «умной книги» или «подарена» кем-то. Только руководитель и коллектив в состоянии решить, устраивает ли их конкретная цель, применима ли сегодня конкретная стратегия. Но один человек не в состоянии получить и обработать всю необходимую ему для принятия решения информацию. Это задача совместной творческой деятельности практиков и научных подразделений.
Есть еще один новый аспект — понимание библиотеки как культурного центра. Он очень важен для осмысления ее развития.
В поисках новых социальных ролей национальные библиотеки все больше обращаются к осмыслению своей культурной деятельности. Это связано с тем, что расширяется круг социального партнерства библиотек, появляются новые формы взаимодействия с социумом, меняется их роль в обществе. Библиотеки все больше ориентируются на участие в общесоциальных, культурных и экономических процессах. Это требует от НБ уже не только организации культурной, просветительской деятельности (что раньше называлось «массовой работой»), но выход на новый уровень осмысления — разработку культурной и научной политики национальной библиотеки и ее использование для своего развития.
Признание культурных аспектов деятельности НБ, расширение их участия в жизни страны, а также развитие международного культурного сотрудничества — становятся приоритетными направлениями развития. Эта задача сегодня поставлена Департаментом Совета Европы по культурной политике и культурной деятельности, активно обсуждается она и национальными библиотеками3.
Зарубежный опыт показывает, что с развитием библиотечного обслуживания на «основе удаленного доступа» роль библиотек как культурных центров резко повышается4. Роль культуры и связанной с ней деятельности все больше оказывается в центре внимания — как на национальном, так и международном уровне. Важно отметить, что это направление деятельности библиотеки нацелено не на «удовлетворение спроса на информацию или документы», здесь библиотека декларирует обществу свои приоритеты, свою систему ценностей, занимает в обществе определенную свою профессиональную позицию. См. таблицу 3.

1 О библиотечном деле в СССР. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 марта 1934 года // За боевую реализацию постановления ЦИК СССР о библиотечном деле: Сб. руков. матер. по библ. работе. — Л., 1934. — С. 13—16.
2 Управление проектами: Справ. пос. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др.; Под ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — М., 2001. — с. 38.
3 Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. матер. / Сост.: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. — М., 2002. — 240 с.
4 Володин Б. Ф. Научная библиотека как культурный центр? // Библиотечное дело. — 2002. — № 1. — С. 8—1 2.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы