Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 4 (4)'03 - ГОД ЯПОНИИ
От Акутагавы до Мураками
Японской литературе последнего десятилетия все «многообразнее и смелее» пишут женщины (Г. Чхартишвили). Именно женщины заложили основу главных японских прозаических жанров: дзуйхицу — эссеистической литературы и романа; никки — дневниковой литературы. Женщины изысканные и тонко чувствующие стояли у истоков великой японской литературы эпохи Хэйан (VIII— ХII в. в.). Сейчас в Японии разворачивается настоящий ренессанс «женской» культуры. Первой отразила эту тенденцию литература.
Хироми Каваками (род. в 1958 г.) — японская писательница, биолог, лауреат литературных премий. В 1994 г. за новеллу «Медвежий бог» получила литературную премию Паскаля за дебют в малых жанрах. В 1998 г. выходит одноименный сборник, получивший премию Мурасаки Сикибу и премию Бункамуры Домаго. За произведение «Наступить на змею»(1996) писательница получила премию Акутагавы. Своеобразный литературный стиль и биологическое восприятие мира делают прозу Хироми Каваками притягательной для читателя. В ее произведениях женщина соблазняет мужчину, как змея соблазняет кролика. «Медвежий бог» легкомысленная, антиреалистическая новелла, которую, по словам Г. Чхартишвили, можно назвать «отвязной».
Хироми Каваками. Медвежий бог // Новая японская проза: Сб. новелл: [Пер. с яп.]. — М.: Иностранка, 2001.
Хироми Каваками. Медвежий бог / Пер. с яп. Г. Дуткиной // Иностранная литература. — 2001. — № 2. — С. 134 — 137.
Кикути Кан, настоящее имя Кикути Хироси (1888 — 1948) — известный писатель неореализма, сценарист, драматург, издатель.Слава его была громкой и не увяла по сей день. Созданный им в 1923 году литературный журнал «Бунгэй сюндзю», название которого можно перевести как «Летопись беллетристики», выходит и сейчас. Кикута Кан был современником и близким товарищем Акутагавы Рюноскэ и в 1935 году учредил литературную премию его имени. Японские критики провозгласили его основателем массовой литературы. В 1977 году на русском языке был напечатан «Портрет дамы с жемчугами» в переводе М. Огуси.
Кикути Кан. И была любовь, и была ненависть / Пер. с яп. В. Скальника // Мир по-японски: Эстетические и этические ценности в японской культуре. — СПб.: Северо-Запад, 2000. — (Золотой фонд японской литературы).
Кёдзи Кобаяси (род. 1957 г.). Окончил Токийский университет в 1981 году. Во время учебы вступил в клуб любителей хайку начал изучать историю японского языка. В 1984 году его повесть «Человек-телефон» получила премию журнала «Кайэн» за литературный дебют. Его произведения — «Жизнь в лабиринте», «История романа, история чистой любви», «История упадка садов Зевса», «Дорожная тоска в бутылке», «Дни Кабуки» (премия Юкио Мисима).
Как поэт Кобаяси пишет в жанре хайку. Как исследователь хайку — написал книги «Хайку: практическое руководство для молодежи» и «Играем в хайку». Он глубокий знаток Театра Кабуки и мастер игры в японские шахматы — сёги. Живет писатель в Токио. Смело деконструирует повествовательные условности литературы, успешно использует в своих произведениях пародию и пастиш. В рассказе «Ответный удар Японии» (1994) автор прибегает к гротеску и иронии. Кёдзи Кобаяси парадоксально сочетает в своем творчестве постмодернизм и японскую классическую культуру.
Кёдзи Кобаяси. Ответный удар Японии: Сб. новелл / Пер. с яп. Д. Рагозина. — М.: Иностранка, 2001.
Кэндзи Маруяма (род. в 1943 г.) вошел в историю японской литературы как самый молодой лауреат литературной премии имени Акутагавы, которую он получил в 23 года за повесть «Течение лета», посвященную проблеме смертной казни. Автор многих романов, повестей, рассказов. Маруяма живет в маленьком горном городке вдали от столичной литературной жизни и раз в год выпускает по роману. Наиболее известные из них «Источник планет»(1986), «Упавшая в поле звезда»(1990). Повесть «Плач по луне»(1986) многие критики назвали романтической, она знаменовала переход писателя к поэтической прозе. Несколько последующих романов были написаны как стихотворения в прозе, тому пример «Тысяча дней лазоревки»(1992).
Кэндзи Маруяма. В небе снова радуга / Пер. с яп. Г. Ш. Чхартишвили // Иностранная литература. — 1999. — № 8.
Сэйтё Мацумото, классик детективного жанра, родился в 1909 г. в городе Кокура на острове Кюсю. Прежде чем стать писателем, Мацумото сменил много профессий от рассыльного до рабочего типографии. В 1942 году он устроился на работу, которая хоть как-то приблизила его к литературе, — в рекламный отдел газеты «Асахи». Писать он начал еще в юности, но первый роман был опубликован лишь в 1951 году.
К детективному жанру Мацумото пришел в 1956 году уже будучи известным писателем. В 1963 году был избран генеральным секретарем Ассоциации японских писателей детективного жанра, что говорит, об его успехах в этой области и об авторитете среди собратьев по перу. Детективы Мацумото больше, чем детективы. Это скорее психологические исследования (М. Галина). В его романах — смесь интеллектуальной игры и социальной драмы, криминального романа и философской притчи. В романах «Звериная тропа», «Стена глаз» писатель выступает противником милитаризма. «Стена глаз», по словам Сэйтё Мацумото, это ни что иное, как стена общественного мнения, которая противостоит в романе всесильной мафии. Наверное не случайно его главный герой — не полицейский или частный сыщик, а журналист, настойчивый искатель истины, защитник справедливости.
Мацумото Сэйтё. Земля-пустыня: Роман; Количество жертв — 1. — М.: Терра, 1999. — 269 с.
Мацумото Сэйтё. Стена глаз: Роман / Пер. с яп. Г. Свиридова. — СПб.: Амфора, 2000. — 365 с. — (Классический детектив).
Мацумото Сэйтё. Точки и линии: Романы / Пер. с яп. Г. Свиридова и З. Рахимова. — СПб.: Corvus, 2000. — 400 с.
Мацумото Сэйтё. Земля-пустыня; Поблекший мундир / Пер. с яп. Б. Раскина. — СПб.: Северо-Запад Пресс, 2003. — 595 с. — (Золотой фонд японской литературы).
Юкио Мисима (псевдоним, настоящее имя — Кимитакэ Хираока; 1925 — 1970) — самый известный и читаемый в мире японский писатель. Автор 40 романов, 18 пьес, многих рассказов и публицистических: произведений. Однако популярность ему принес не только литературный талант, но и необычный образ жизни. Он прославился как режиссер и актер театра и кино, его пьесы входили в репертуар театров Японии, Европы и США, романы экранизировались. Мисима дирижировал симфоническим оркестром, был хорошим спортсменом, летал на боевом самолете, семь раз совершил кругосветное путешествие и выпустил несколько фотографических альбомов.
Среди наиболее известных произведений писателя романы «Исповедь маски» (1949), «Шум волн» (1954), «Золотой Храм» (1956), «Дом Киоко» (1959), тетралогия «Море изобилия» (1966—1970.) Условием существования личности героя Мисимы является «захваченность Вечным Прекрасным» (Т. Касаткина). Но чтобы соединиться с ним, надо отказаться от жизни. Личность же не желает смириться с «мимолетностью мимолетного», не желает уходить в вечность, покинув то, что хоть на миг стало близко и дорого. Мисима считал, что не уравновешенная волей культура впадает в «эмоциональную распущенность». Национальным символом Японии являются хризантема и меч. И лишь возродив равновесие хризантемы и меча, можно возродить культуру нации. Надеясь вернуть доверие к мечу, Мисима совершил ритуальное харакири (Т. Григорьева). Главной особенностью творчества писателя является парадоксальность идей, метафор и аллюзий, а также ювелирная виртуозность стиля.
Мисима Юкио. Золотой Храм: Роман / Юкио Мисима; [Пер.с яп. и вступ. ст. с. 5—34 Г. Чхартишвили]. — СПб.: Азбука, 1999. — 340 с.
Мисима Юкио. Жажда любви: Роман / Юкио Мисима; [Пер.с яп. А. В. Вялых; Худож. В. Н. Неклюдов]. — СПб.: Гиперион, 2000. — 251 с.: ил.
Мисима Юкио. Золотой храм: Роман, новеллы, пьесы / Юкио М. [Пер. с яп. и предисл. с. 5—30, Г. Чхартишвили; Худож. М. Занько]. — СПб.: Симпозиум, 2000. — 476 с.: ил. — Содерж.: Золотой храм: Роман; Новеллы: Смерть в середине лета: Патриотизм; Мой друг Гитлер: Пьеса в 3 д., постановкой которой в театрах Москвы и Петербурга прославился режиссер Игорь Селин.; Маркиза де Сад: Пьеса в 3 д.
Мисима Юкио. Исповедь маски: Роман, новеллы, пьесы, Эссе / Юкио Мисима; [Пер. с яп. коммент. Г. Чхартишвили; Худож. М. Занько]. — СПб.: Симпозиум, 1999. —379 с.: ил. — Содерж.: Исповедь маски: Роман; Соврем. театр Но: Одноактные пьесы: Ханьданьская подушка; Парчовый барабан; Надгробие Комати; Новеллы: Любовь святого старца из храма Сига; Море и закат; Солнце и сталь: эссе.
Мисима Юкио. Шум прибоя: Роман / Пер. с яп. А. Вялых. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 384 с. — (Biblioteca Stilorum).
Мисима Юкио. Веер в залог любви: Пьесы-маски в стиле театра Но. — М.: Рипол классик, 2003. — (Серия «Эстет»).

Светлана Ермишко, главный библиограф библиотеки Мухинского училища
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы