Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (5)'03 - Грани профессии
Модернизация библиотек нужна читателям!
Татьяна Борисовна Флоря, главный специалист отдела по социально-культурной работе и взаимодействию с отраслевыми отделами территориальных управлений Комитета по культуре Санкт-Петербурга.


Разработана программа модернизации публичных библиотек Санкт-Петербурга. Сейчас она в стадии согласования, а в дальнейшем будет передана в Законодательное собрание. На первый этап ее реализации выделено 140 млн рублей. На вопросы нашего корреспондента отвечает Татьяна Борисовна Флоря.

— Татьяна Борисовна, сколько библиотек насчитывает сегодня Петербург?

— До 1990 года в нашем городе работало 3200 библиотек. В эти годы наибольшую нагрузку по обслуживанию читателей несли профсоюзные и научно-технические библиотеки в организациях и учреждениях. Изменения, которые произошли в начале 90-х, очень повлияли на библиотеки города. Их сохранилось менее двух тысяч. По нашим данным, сейчас работают БАН и 32 ее филиала, РНБ, 76 вузовских библиотек, 750 школьных, 99 средних учебных заведений, 15 профсоюзных, 190 государственных массовых библиотек.
Из них общедоступными являются только РНБ и массовые библиотеки, которые на 99,9% обслуживают жителей города. Процесс свертывания деятельности многих ведомственных библиотек продолжается и сейчас. Из 115 профсоюзных большинство существует только номинально — хранится фонд, числится сотрудник… Штаты резко сократились, как и деньги на приобретение книг, и очень большая нагрузка легла на эти 190 общедоступных библиотек.

— А какое количество читателей они обслуживают?

— В прошлом году зафиксирован миллион пятьдесят одна тысяча читателей! Это произошло за счет того, что количество читателей с 1994 года начало сильно расти. А до этого периода был большой «провал» в публичных библиотеках города. Они казались непривлекательными, был плохой фонд, отсутствовали компьютеры… В 1994-м начала кардинально меняться ситуация в образовании, трансформировались школьные и вузовские программы. А вузовских библиотек студентам мало. Они составляют львиную долю и в городских. В библиотеке им. Маяковского 70% читателей — молодежь до 23 лет. Мы ориентированы на учащихся, поэтому большое внимание уделяется приобретению книг по технике, экономике, юриспруденции, современным компьютерным технологиям, общественно-политической литературе.
К сожалению, уже более 15 лет число городских библиотек не растет — их по-прежнему 190. У нас есть целые жилые массивы в новостройках, где их нет вообще. Часть помещений, ранее предназначенных для библиотек, была передана другим организациям. Город не сумел их выкупить.
Конечно, за последние годы библиотеки очень изменились. Во-первых, их оснастили техникой. Идет активнейшая работа над электронными каталогами. Город вкладывает в это большие средства.

— Разработана городская программа модернизации публичных библиотек. Какие проблемы она может решить?

— В основе этой программы лежит создание корпоративной сети. Будут организованы специализированные центры, обслуживающие все библиотеки города, — единый центр комплектования, единый центр обработки литературы, единый центр, который занимался бы краеведением, реставрацией и сохранностью фондов.
Любая автоматизация поможет облегчить труд библиотекаря. По нашим подсчетам, одна городская библиотека обслуживает примерно 57 000 жителей. Такая нагрузка непомерна для сотрудников, да и зарплата библиотекаря очень мала. Мы надеемся, что в конце года будет отменена единая тарифная сетка, которая создает большие неудобства. Мы даже не можем взять на работу выпускника вуза, хотя у нас в Петербурге есть и прекрасный Университет культуры, и библиотечный техникум. Они выпускают великолепных специалистов, но единая тарифная сетка не позволяет дать им выше 9-го разряда, это — копейки… А мы должны привлекать молодежь, ведь коллективы стареют.
Уровень технической оснащенности библиотек не соответствует современным потребностям. Основная цель программы — создание единого информационного пространства в городе, которое обеспечит свободный и равный доступ к информации на основе полноценно сформированных ресурсов. Территория полиса обширна, но люди, которые живут в отдаленных районах, должны иметь доступ к необходимой информации, Его может обеспечить современная техника, позволяя через интернет обратиться к электронным каталогам различных библиотек.
И наша программа включает в себя как аспекты развития библиотек, так и модернизацию их деятельности. Мы считаем, в дальнейшем будет куплена техника во все библиотеки. А сейчас нам необходимо создать единый электронный каталог города.
У нас в городе 23 библиотечные организации, которые имеют филиалы. Каждая книжка, которая туда поступает, — обрабатывается. По подсчетам Российской государственной библиотеки, это стоит 125 рублей. Умножьте и подсчитайте, как много денег мы тратим на одну карточку, а ведь все зависит и от квалификации разработчика, наличия техники. Кто-то создает электронные каталоги, а кто-то пишет карточку от руки.
А в Дании, например, много лет существует корпоративный центр, где все библиотеки страны получают необходимый комплект карточек. Когда-то так было и в нашей стране: существовала книжная палата, которая присылала готовые карточки, мы их только дообрабатывали, а районные библиотеки их покупали.
Такая же ситуация и с комплектованием. Количество издательств растет. Как будет заведующий отделом комплектования обычной ЦБС получать информацию о выходе книги? Мы планируем создать центр по комплектованию.

— Татьяна Борисовна, а как реагировали сотрудники библиотек, когда узнали о программе модернизации?

— Даже попытка создания корпоративной сети натолкнулась на сопротивление библиотекарей. Они спрашивали: «А что будет с нашими отделами комплектования? Куда мы денем работников?» Но я думаю, что подобные психологические барьеры существовали и в других странах. Потом все поняли, что удобнее, когда библиотекарь не отвлекается на такие вещи, как комплектование и обработка. Конечно, он влияет на это, отбирая необходимое из потока информации. В дальнейшем, получая обработанную книгу, библиотека с ней работает.

— Как финансируются библиотеки?

— Из городского бюджета. Но большая часть библиотек находится в ведении территориальных управлений района, у которых множество других проблем. Представьте себе главу администрации, перед которым стоит выбор: дать денег на библиотеку или на ремонт жилого дома.
Естественно, проблемы с финансированием библиотек и, прежде всего, комплектованием есть. В прошлом году на одну книгу выделялось 11 рублей, а ее средняя стоимость — 100 рублей. Не менее важна и подписка на периодику. Ведь нужные читателю специализированные издания очень дорого стоят.

— И что делать в этой ситуации?

— Чтобы читатели могли получать эту литературу, библиотекам приходится выкручиваться. Мы создаем специализированные центры деловой, правовой информации. Там сосредоточена наиболее спрашиваемая и дорогостоящая литература, например по юриспруденции. И, несмотря на все трудности, мы пытаемся предоставлять читателям большее количество книг. Работа библиотек перестраивается.
Образцом для нас являются библиотеки Москвы, Финляндии, Дании. Мы постарались сделать так, чтобы руководители и директора библиотек посетили наиболее интересные места. В Петербурге проходят интереснейшие конференции, семинары… И все сотрудники информированы о том, как выглядит современная библиотека и по какому пути она должна идти. Информационные центры и интернет-классы есть даже в районных библиотеках, ведь современная жизнь требует современных технологий.
Еще существуют платные услуги, но все они должны быть прописаны в уставе. Устав же составлен Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ), и зачастую невозможно доказать чиновникам необходимость элементарных вещей — например, что в библиотеках должны быть курсы. Платные услуги — самые разнообразные, начиная от копирования и сканирования необходимой информации, поиска интересующей книги в интернете и заканчивая книжными выставками, которые мы проводим. Это подспорье для библиотек. Половина заработанных средств идет на оплату сотрудникам, остальное — на покупку книг, оплату курсов повышения квалификации и командировки.

— А как решаются имущественные проблемы библиотек, например, вопросы списания устаревших экземпляров?

— В последние годы у нас появился целый ряд проблем, связанных с введением нового законодательства. Теперь, по инструкции КУГИ, мы должны проводить списание книг так же, как списывают столы, стулья и т. п. А ведь мы постоянно приобретаем книги. КУГИ же не разрешает нам списывать старые экземпляры, и на данный момент в городских библиотеках накопилось несколько миллионов ненужных книг, которые официально списать мы не можем. Они перевязаны веревками, хранятся в каких то шкафах и кладовках.
Мы неоднократно обращались в КУГИ, предлагали различные формы списания, но прийти к разумному решению пока не удалось. По-видимому, еще на какое-то время списание будет остановлено, и мы будем продолжать захламляться ненужными книгами, но таково законодательство. Ведь по новому Гражданскому кодексу книги относятся к основным фондам. Судя по моему многолетнему опыту, ни в одном городе России, кроме Петербурга, так педантично не исполняют приказы. И эта инструкция о списании фондов просто чудовищна — многостраничный документ: для списания одной книги нужно представить огромное количество документов, а ведь у нас еще существуют многокилограммовые инвентарные книги, которые просто физически невозможно принести в КУГИ для того, чтобы списать. Но мы пытаемся решить эту проблему через Законодательное собрание, Комиссию по культуре, образованию и науке.

Беседовала Мария Текосская
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы