Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 5 (5)'03 - Сохранение
Сохранение библиотечных документов в электронный век
Питер Уотерс — всемирно известный специалист в области консервации документов. В прошлом сотрудник Библиотеки Конгресса США. До прихода в 1971 г. на работу в отдел консервации Библиотеки Конгресса США Питер Уотерс работал в Лондонском королевском колледже — занимался переплетным делом, графическим дизайном и книжным оформлением; читал лекции по этим темам в различных художественных школах Англии. В 1971 г. П. Уотерса пригласили на работу в Библиотеку Конгресса США, где он проработал более 20 лет. П. Уотерс принимал активное участие в спасении книг при наводнении во Флоренции (1966) и ликвидации последствий пожара в Публичной библиотеке Лос-Анджелеса (1986). А в марте 1988 г. с организацией спасательных работ в БАН детально ознакомилась группа консультантов «Международного фонда за выживание и развитие человечества» из США. В нее входил и П. Уотерс.
Затем в июне 1988 г., после посещения БАН специалистами Библиотеки Конгресса (БК), Питер Уотерс стал куратором программы фазовой консервации в БАН.
Принципы внедрения фазовой консервации применительно для БАН вырабатывались совместно со специалистами БК и, в первую очередь, куратором и идеологом программы Питером Уотерсом. По его мнению, если бы данный метод был широко использован при спасениии пострадавших от наводнения 1966 г. во Флоренции фондов Национальной библиотеки, то удалось бы избежать многих неоправданных и дорогостоящих операций.
В феврале 2003 г. Библиотека РАН провела научную конференцию «Сохранение культурного наследия в библиотеках, архивах и музеях», посвященную 300-летию Санкт-Петербурга и приуроченную к 15-летию со дня трагических событий февраля 1988 г. На ней и был представлен настоящий доклад П. Уотерса «Сохранение библиотечных документов в век электроники», продолжение которого будет опубликовано в следующих номерах журнала «Библиотечное Дело».

Сохранение библиотечных документов в электронный век

Быстрый рост и общее распространение доступа к информации в режиме реального времени имеют как отрицательное, так и положительное воздействие на сохранение библиотечных фондов. Предрекают светопреставление, связанное с разрушением библиотечных документов, указывая на необходимость перехода на более надежные способы хранения информации. Цифровая обработка библиотечных документов, преследующая главную цель — сделать их доступными всему миру, является новой, чудовищно дорогой и сложной задачей. Обеспечат ли такие программы способ сохранения материала или создадут новую для этого века проблему «хрупкой книги» для машинного чтения? В этой статье вкратце прослеживается история сохранения библиотечных материалов и рассматривается место, отведенное микрофильмированию и начинаниям по массовой нейтрализации кислотности. Растущая поддержка фазовой и превентивной консервации и их влияние на будущее сохранение библиотечных фондов, имеющих историческое значение, дарят надежду для многих разрушающихся коллекций.
История сохранения библиотечных фондов, начиная с XIX века и до настоящего времени, говорит о том, что каждое следующее поколение считает себя более информированным относительно механизмов разрушения, чем предыдущее, а значит, способно к более веским суждениям о том, что нужно делать. Новые технологии внедряются с верой в их совершенство и, чтобы приостановить или, по меньшей мере, замедлить разрушения библиотечных или архивных материалов, их следует применять в широком масштабе. Это можно сравнить с колбасным производством, когда нужно внедрять новые технологии, чтобы оправдать свои затраты. Такой подход кажется очевидным для обработки материалов на бумажной основе и, частично, предсказан историей изготовления бумаги. Поэтому я сделаю краткий обзор развития бумажного производства и методов, которые используются для разрешения возникающих вопросов.
Бумага ручной работы начала уступать в качестве и прочности после изобретения в 1680 г. голландского барабана. Волочение и измельчение в нем бумажной пульпы при помощи барабана в интересах производства постепенно заменяет менее результативную технику дробления с помощью деревянных или металлических толкушек.
Массовое производство бумаги и дополняющее его печатное дело стало быстро развиваться во время промышленной революции. Лучшие сорта бумаги XVI и начала XVII веков не подвергались химическому отбеливанию и связанным с ним процессам, но к началу XIX века бумажное производство претерпело разительные перемены. Полотняная и хлопковая ветошь была по большей части вытеснена химически очищенной древесной пульпой, обработанной кислотными квасцами и окислительными хлорными отбеливателями. В результате получилась кислотная бумага, дефектная по своей природе. Отпечатанные на ней материалы хранятся в библиотеках. Теперь известно, что производство кислотной и «слабой» бумаги имело губительные последствия.

Укрепление

Скорость разрушения документов на бумажной основе зависит от окружающей среды. Разрушение бумаги, вызываемое действием повышенной кислотности, можно приостановить за счет щелочной обработки с введением щелочноземельных солей (магниевой, кальциевой) в вещество бумаги. Но способов массовой обработки для придания изначальной прочности бумаге, которая достигла стадии хрупкости, практически не существует.
В конце XIX века под руководством префекта Ватикана отца Ерла (Ehrle) в Библиотеке Ватикана была придумана новая технология, способствующая наружному укреплению разрушающихся бумажных документов. Она стала известна как «дублирование шелком» — это что-то вроде ламинирования, когда документы либо промывались, либо увлажнялись водой, промазывались в качестве клея крахмалом, а затем на обе стороны бумаги накладывался очень тонкий слой шелка. Разработка была настолько удачна, что эта технология и ее вариации распространились по всему свету, не исключая и Библиотеку Конгресса.
Но дублирование шелком не снижало кислотность бумаги. И со временем ватиканским реставраторам было суждено понять, что прежде всего необходимо нейтрализовать кислотность.
В 1967 г., когда я работал во Флоренции (после ужасного наводнения 1966 года), мне посчастливилось побывать в Отделе реставрации Библиотеки Ватикана. Я на практике наблюдал то, что тогда казалось невероятным — уникальные непереплетенные рукописи, написанные железогаловыми чернилами, обрабатывались кипятком перед дальнейшей реставрацией и дублированием шелком. Когда реставрация была завершена, я с трудом смог поверить очевидному — рукописи выдержали эту обработку и не имели ни малейших признаков кипячения.
Одна из технологий, применяемых специалистами по бумаге для точного определения общего количества кислоты в бумажном образце посредством его разрушения, — использование горячей экстракции, то есть кипячение образца бумаги и его последующее титрование. Именно это, решил я, делают ватиканские реставраторы для удаления кислотности, но благодаря присущей обрабатываемым манускриптам стойкости и долговечности чернила не исчезают и не блекнут, равно как и бумага не теряет прочность.
Позже я поделился своими наблюдениями с некоторыми коллегами, но, как оказалось, они все подумали, что я, должно быть, злоупотребляю вином! Но в 1985 г. я вновь побывал в этом Отделе — кипячение бумаги для удаления кислоты с последующим нанесением слоя шелка все еще практиковалось, но уже с применением термометра и таймера, ограничивавшего время кипячения бумаги десятью и пятнадцатью минутами. Так как обрабатываемые бумаги оказались настолько стойкими, остается лишь удивляться, зачем они вообще подвергались обработке?! Уж не «благодаря» ли давлению со стороны администрации, требовавшей высоких производственных темпов и являвшейся еще одним «примером колбасного завода»?
Дублирование шелком рукописей в Библиотеке Конгресса было особенно заметно, начиная с 1890 вплоть до середины 1940-х гг.
Англичанин Уильям Бервик (Berwick), которому приписывают использование в США методов Отца Ерла, с 1890 по 1920 год работал над многими рукописями БК, в том числе и документами президента. Изучение работ Бервика показывает, что использованная им технология вполне выдержала проверку временем, хотя Уильям Барроу (Barrow) и другие отзывались о ней не лучшим образом, быть может потому, что столкнулись с какими-то не самыми удачными способами дублирования шелком, которых было множество.
В конце концов дублирование шелком было вытеснено ацетилцеллюлозным покрытием, путь которому проложил Уильям Барроую. Эта технология включала предварительную нейтрализацию кислотности с помощью гидрокиси кальция и бикарбоната кальция, которые оставляют очень малое количество остаточного карбоната кальция в обрабатываемой бумаге, с последующим горячим прессованием при 3650 F и выше. Подобным методам обработки предпочтение отдавалось при реставрации рукописей. Кроме того, они использовались при реставрации гравюр, рисунков и плакатов в качестве дополнительного средства для упрочения материала.
Как БК, так и НУАЗ (Национальное Управление архивов и записей) создали реальные методы ацетилцеллюлозного покрытия, но, в конце концов, оба учреждения перестали пользоваться ими (БК в 1971 г., а НУАЗ девятью годами позже). Публикация за 1953 г. тогдашнего Национального бюро стандартов (ныне Национальный институт стандартов и технологий) об исследованиях ацетатных и триацетатных фотопленок под руководством Уилсона (Wilson) и Форши (Forshee), послужили главной причиной того, что использование метода ацетилцеллюлозного покрытия было прекращено.
Когда я в 1971 г. пришел в БК, то просмотрел статистические данные для Управления реставрации за 1970 г. В них обнаружилось, что примерно 28 000 рукописей были обработаны методом ламинирования, включая вторую и третью копии! Эти копии рукописей были сделаны с оригиналов методом влажного копирования (изобретенным Томасом Джефферсоном) на очень тонкой папиросной бумаге; оригиналы также были микрофильмированы. Для начала мы сократили эту необоснованную трату ресурсов, а затем наложили мораторий на ламинирование. Все закончилось полным отказом от этого метода в БК, что логически вытекало из результатов изучения ацетилцеллюлозного покрытия специалистами БК, подтвержденных Отделом исследований и проверки.
Печально, но существенная часть библиотечных документов разрушилась исключительно в результате реставрационной практики прошлого. Сюда входят укрепление гравюр, рисунков и плакатов — и так уже кислотных — с помощью кислотной бумаги и кислотного клея. По прошествии времени были обнаружены хрупкость и обесцвечивание материала, вызванные использованием подобной комбинации. Еще один пример — переплетное дело, где реставрационная практика прошлого, доверившаяся нестойким клеям, является причиной разрушения самой книги, что ведет к требующей временных затрат и больших расходов обработке.

Микрофильмирование

Микрофильмирование — наиболее широко используемая технология XX века. Комитет по сохранению и доступу поддерживает программы межбиблиотечного сотрудничества, и до недавнего времени микрофильмирование являлось предпочтительным методом перевода документов и книг в более стойкий формат фотопленки. Но не все было так гладко. Существовало беспокойство, что сама фотопленка как носитель информации не сможет сохраняться долго. Однако с течением времени определились стандарты по обработке фотопленки и хранению оригиналов негативов и позитивов. В самом начале микрофильмы делались на ацетилцеллюлозной и триацетатной фотопленках, но они, в конечном счете, оказались нестойкими. В середине семидесятых их место заняла пленка на основе сложного эфира.
Ответить на вопрос, как сохранить информацию на нестойкой ацетилцеллюлозной пленке, просто — сделать копии на пленке на основе сложного эфира. Однако тут есть одна загвоздка. Абсолютный объем собраний микрофильмов на ацетилцеллюлозной пленке в библиотеках всего мира делает экономически невозможным финансирование программы изготовления копий из скудного бюджета на сохранение, а потому эти собрания могут прийти в полную негодность. Ухудшение состояния собраний может быть значительно замедлено только благодаря грамотному, с учетом влияния окружающей среды, хранению.
Хотя важные программы микрофильмирования были заложены в 1930-х годах, они находились без движения вплоть до конца шестидесятых, когда эти технологии были выбраны в качестве спасения от проблемы разрушения книг. В 1968 г. БК инициировала программу микрофильмирования таких книг. На то время их насчитывалось примерно шесть миллионов. В Директорате по сохранению было учреждено Управление по сохранению и микрофильмированию, и с течением времени годовой бюджет стабильно увеличивался до его нынешнего значения — более одного миллионат долларов. Расходы велики. Сейчас они составляют по меньшей мере примерно $180 за микрофильм книги среднего объема в 300 страниц.

Хрупкие книги

Первым и единственным научным статистическим исследованием по теме «Универсальное собрание книг и библиотека юриспруденции в Библиотеке Конгресса» является выполненное в 1984 г. «Королевское изучение» (King Study), именуемое так по названию проводившей его компании, явно не имеющей предварительного опыта обращения с библиотечными собраниями. Выбранное для исследования время предшествовало просьбе БК к Комиссии по Ассигнованиям о поддержке строительства своего собственного производства для массового уменьшения кислотности бумаги с использованием диэтила цинка в качестве реагента, уменьшающего кислотность. Но, в конечном счете, был получен отказ — исключительно благодаря проблемам с поставкой оборудования.
Статистические исследования показали, что из всех приблизительно подсчитанных 13,5 миллионов книг в классифицированных коллекциях, датированных в промежутке от 1646 до 1974 г., 30% представлялись хрупкими, с сопротивлением излому не более одного сгибания (таких книг приблизительно четыре миллиона). А чуть больше 50% книг из всех собраний в общей сложности имели сопротивление излому не более десяти сгибаний. Однако, по данным ежегодных отчетов БК с 1968 по 1989 г. сразу видно, что в год переводится в формат микрофильма чуть менее 20 000 из общего количества ломких книг.
Сложнейшая проблема хрупких книг всегда рассматривалась как задача победить время — это значит, что книги и подобные им документы в обозримый период могут обратиться в бумажный прах, если не будут приняты меры к их переводу на более стойкий носитель, микрофильмы. Но дело в том, что (за некоторыми редкими исключениями) когда книжная бумага уже достигла стадии ломкости, нет никаких аргументов, почему нельзя обрабатывать книги и помещать их в защитные контейнеры на неопределенный период времени с ограничением доступа к ним. Если подобные книги останутся чахнуть на полках, беззащитные и залапанные, благодаря непродуманному и практически безнадзорному хранению, они будут разваливаться на части, тогда как у остальных книг, еще не столь хрупких, куски текста и переплет серьезно пострадают физически.
Технология микрофильмирования была внедрена в БК для решения проблемы хрупких книг. Однако при скорости переформатирования 20 000 книг в год для этого потребовалось бы 200 лет — то есть, без учета процесса ежегодного дряхления, очередь подавляющего большинства экземпляров наступит лишь спустя длительное время после предполагаемого момента их гибели. Фактически, Отдел реставрации, как он теперь называется, изготавливает микрофильмов все меньше и меньше, а проблема хрупкой книги звучит все реже и реже. Что происходит, хотел бы я знать? Многое упирается в защитные контейнеры. Поэтому можем ли мы допустить, что подсказанные жизнью прогнозы, «вызревшие» прежде в стенах лаборатории, остаются под вопросом?

Еще один новый способ массовой обработки

Массовое уменьшение кислотности — технология, сформировавшаяся в самом начале 1970-х годов. Тогда казалось, что если бы удалось найти технологию и применить ее в широких масштабах, она явилась бы чудодейственной помощью для предохранения книжных собраний от неминуемой гибели вследствие разрушения кислотой. Но, в отличие от методов обработки, применявшихся до 1970 г. для придания материалу стойкости, уменьшение кислотности никак не добавляло бумаге физической прочности. С течением времени на исследование и разработку были потрачены миллионы долларов. Многое осталось на обочине, тогда как другие разработки сулили успех. Первоначально БК заявила, что ее целью являлось массовое уменьшение кислотности одного миллиона книг в год — двадцать миллионов за двадцать лет.
Сегодня, после многолетнего опыта работы над вызывающими разочарование проблемами исследования и обработки, Библиотека имеет во многом урезанный вариант своей первоначальной программы. По плану следует обрабатывать не 1 000 000 книг в год, а 100 000. Но, такими «домашними» темпами, для обработки 20 000 000 книг потребуется по меньшей мере 200 лет — такой масштаб времени неизбежно делает этот метод бесполезным. В то время как уменьшение кислотности несомненно занимает свое место в общей программе сохранения предметов библиотечных коллекций, лично я считаю, что ему придается слишком большое значение в ущерб очень нужной поддержки более эффективных превентивных мер. Я убежден, что концепция массовой обработки материала библиотечных коллекций совершенно несовместима с огромным разнообразием, возрастом и состоянием материалов, находящихся в любой библиотеке. Ожидать полного успеха от массовой обработки без потерь и повреждений — принимать желаемое за действительное.
Ясно, что химическая порча здорового материала может быть замедлена, хотя мало чем можно помочь книгам, уже ставшим хрупкими. Компания по сохранению книг (Bookkeeper Company) опережает всех со своим методом уменьшения кислотности, полностью отвечающим критериям, установленным БК. Сейчас БК с полным правом может заявлять, что имеет программу массового уменьшения кислотности в действии.

Технологии в режиме реального времени

Сегодня мы вступаем в эпоху цифровой техники с ее всемогущим доступом к библиотечным коллекциям и информационным услугам в режиме реального времени, и нам преподносится новая сложная задача, а возможно — чудесная исцеляющая технология, которая действительно поможет сдержать порчу библиотечных собраний.
Несомненно, что доступ к библиотечным собраниям в режиме реального времени — привлекательная концепция с огромным потенциалом для образовательных и исследовательских нужд. Многие ведущие библиотеки всего мира вкладывают средства в обеспечение предоставления услуг в режиме реального времени и распространения информации. Мы можем «скользить» по этим сайтам в сети, получить доступ к библиографическим и каталожным сведениям или подборкам из манускриптов, к печатным изданиям, рисункам, плакатам, фотографиям, кинофильмам и тому подобным вещам в цифровом формате. В результате мы получаем доступ, главным образом, к базовой информации, и экранный доступ к тому, что там находится, ведущий к дальнейшим поискам.
Сканирование может быть произведено непосредственно с оригинала или с его изображений на пленке, включая обыкновенные кинофильмы. Разрешающие способности, использованные для перевода подобной информации в сеть, относительно низкие, благодаря современным уровням скорости передачи данных и стоимости. Качество и разрешение, которые пользователь может получить на экране компьютера, определяются разрешающей способностью экрана и качеству и установке цветовых значений.

Под редакцией И. М. Беляевой
Продолжение в следующем номере журнала
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы