Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 6 (6)'03 - Сохранение
Сохранение библиотечных документов в электронный век
Питер Уотерс, всемирно известный специалист в области консервации документов. В прошлом сотрудник Библиотеки Конгресса США.
До прихода в 1971 г. на работу в отдел консервации Библиотеки Конгресса США Питер Уотерс работал в Лондонском королевском колледже — занимался переплетным делом, графическим дизайном и книжным оформлением; читал лекции по этим темам в различных художественных школах Англии.
В 1971 г. П. Уотерса пригласили на работу в Библиотеку Конгресса США, где он проработал более 20 лет. П. Уотерс принимал активное участие в спасении книг при наводнении во Флоренции (1966) и ликвидации последствий пожара в Публичной библиотеке Лос-Анджелеса (1986). А в марте 1988 г. с организацией спасательных работ в БАН детально ознакомилась группа консультантов «Международного фонда за выживание и развитие человечества» из США. В нее входил и П. Уотерс.
Затем в июне 1988 г., после посещения БАН специалистами Библиотеки Конгресса (БК), Питер Уотерс стал куратором программы фазовой консервации в БАН.

Существенная часть библиотечных документов разрушилась исключительно
в результате реставрационной практики прошлого. Рассмотрим историю сохранения библиотечных материалов и некоторые особенности современных методов.

Цифровое сканирование и переформатирование
Сканирование документов может производиться с весьма высоким разрешением, требующим больших объемов памяти. Но высокое разрешение цифровых изображений все же не равно разрешающей способности изображений на серебросодержащей фотопленке. И хотя я утверждаю, что технология в состоянии получить разрешение, достаточно близкое к разрешению фотопленки, маловероятно, что это будет востребовано, по крайней мере, в библиотеках.
Видимо, для удовлетворения запросов по услугам в режиме on-line и снижения издержек библиотеки будут получать цифровые изображения с более низким разрешением, хотя в идеале им также следует готовиться к повышенным условиям и использовать возможность сканирования с высокой разрешающей способностью как средство сохранения цифровых архивных экземпляров специализированных коллекций.
Возьмем реальный пример электронного доступа к библиотечным фондам: закажите и получите в Библиотеке Конгресса (БК) доступ к первому и второму экземплярам черновика Геттисбургского Обращения Линкольна. То, что вы увидите на экране своего компьютера, будет цветным изображением этих документов с достаточно хорошей для чтения разрешающей способностью. Для ваших нужд этого может быть достаточно. Если же вы захотите увеличить некоторые фрагменты рукописного текста, чтобы более подробно изучить особенности письма чернилами и карандашом, вы будете разочарованы. Разрешающая способность настолько мала, что при увеличении такие изображения становятся расплывчатыми. Общая высокая насыщенность цвета и контрастность этих экранных изображений сильно отличаются от оригинала документа. Даже если цифровое сканирование было произведено с высококачественной цветной прозрачной пленки или непосредственно с оригиналов документов — особого успеха нет. Фактически, все же гораздо лучше делать ставку на изучение хорошо отпечатанных репродукций!
Тем не менее, если использовать цифровое переформатирование вместо микрофильмирования, это даст явное преимущество. Изображения могли бы быть цветными, а возможности поиска текста были бы ограничены лишь воображением тех, кто дополнял бы исчерпывающий протокол индексирования. Может ли цифровое изображение использоваться в качестве сохраняющей переформатирующей технологии? Ответ безоговорочный: да — при условии, что мы не выбрасываем первоначальный материал источника, что уже делают некоторые библиотеки после переформатирования своих хрупких книг в микрофильмы, ошибочно считая, что эти копии проживут дольше оригиналов.
Обсуждается множество вопросов, касающихся потенциальной долговечности цифровых запоминающих устройств и систем. Например, современные прогнозы таковы, что оптические компакт-диски могут храниться на полках от 30 до 100 лет, не больше (давались даже оценки — между тремя и 300 годами), в зависимости от качества производства (а оно может широко варьироваться), того, как они могут использоваться, а также от условий окружающей среды во время хранения.
Кроме того, существует и контраргумент, что раз информация переведена в цифровой формат, она может быть виртуально неразрушима. Это основательный довод. Но технология быстро меняется, и используемые сегодня системы хранения и восстановления завтра могут стать излишними. Новейшая технология DVD все еще развивается и, в конце концов, будет превзойдена. Итак, нам говорят — все, что мы должны сделать, это модернизировать свои запоминающие устройства и систему поиска для получения неограниченного доступа к хранящейся в памяти оригинальной цифровой информации. Этот довод напоминает мне о положении, в которое мы попали сегодня — относительно модернизации микрофильмов на ацетилцеллюлозной основе путем перенесения их на более стойкое основание из сложного эфира. Мы знаем, как это делается, но объем материала разрушает наши планы из-за отсутствия капиталовложений и людских ресурсов. Проблемы архивирования написанного слова и графических изображений кажутся непреодолимыми, но задачи архивирования звуковых записей требуют даже большего внимания, поскольку значительное количество материалов записано в нестойких форматах.
К 2020 году, если не раньше, мы можем столкнуться с еще одной колоссально сложной задачей модернизации хранящихся в цифровой записи изображений с более совместимой технологией доступа. Это означает, что нам необходимо сохранять всю нынешнюю и последующую аппаратуру, программное обеспечение, руководства по техническому обслуживанию, а также иметь подготовленных инженеров и компьютерных специалистов как гарантию на тот случай, когда совершенно невозможно будет получить доступ к машиночитаемой информации.
Недавно один мой друг высказал мнение, что для истории ХХ век может стать известным как черная дыра в отношении информации, которая утрачена, уничтожена или сделалась недоступной. Это верно, что при правильном хранении подлинник на целлюлозе подвержен меньшему риску разрушения, чем машиночитаемые копии, и представляется очевидным, что практику уничтожения однажды скопированных подлинников — включая хрупкие книги, газеты, периодику — следует прекратить. Тогда, каковы бы ни были возможности развития новой технологии в будущем, высококачественные копии можно в неограниченном количестве изготовлять с оригинальных источников на основе обслуживания по запросу.

Стоимость цифровой
конверсии
Я не обнаружил каких-либо данных, позволяющих полагать, что цифровое сканирование изображений обходится дешевле, чем микрофильмирование.
В своем очерке, опубликованном в DigiNews 15 октября 1999 г., Стив Паглиа (Puglia) и другие члены Национального Управления Архивов и записей анализируют затраты на цифровое форматирование по различным опубликованным источникам. Диапазон издержек производства очень широко колеблется в зависимости от используемых материалов, но приблизительно его можно разделить на три части. Одна — цифровая конверсия, другая — создание метаданных (включая каталогизацию и индексацию), третья — вся остальная деятельность вроде администрирования и контроля качества. Приведя множество сравнительных таблиц, автор особо подчеркивает тот факт, что в 1996 г. Чарльз Лоури (Lowry) и Денис Тролл (Troll) подсчитали — хранение цифровых файлов и доступ к ним обошлись бы примерно в 16 раз дороже, чем хранение их бумажных дубликатов. Одно из исследований Федерального правительства показывает, что капиталовложения в обустройство, комплектование штатов и содержание за первые 10 лет в 5 раз превысят первоначальные.

По мнению Паглиа:
« — Учреждения будут в состоянии обосновать хранение лишь тех цифровых изображений, которыми ПОЛЬЗУЮТСЯ.
— Следовательно, учреждениям необходимо анализировать соотношение стоимости и эффективности цифровой конверсии.
— Хранение оригиналов или микрофильмы предполагают большую долговечность и меньший риск при длительном хранении.

Несомненно, бюджет Библиотеки Конгресса больше бюджета любого другого учреждения такого рода, но даже она не имеет средств для перевода в цифровой формат ста миллионов единиц хранения. Я сомневаюсь, что где-либо в мире существуют библиотеки, которые могли бы финансировать из собственных средств цифровое форматирование своих собраний. Мы можем только надеяться, что промышленность пожелает профинансировать подобные программы, но она сделает это только в том случае, если собрания будут представлять интерес для масс.

Еще одна проблема — сканирование
В деловом мире быстродействующие ротационные сканеры с весьма высокой производительностью могут использоваться для сканирования деловых записей. Однако эта техника не подходит для сканирования рукописей, имеющих историческое значение, произведений графики и т. п. — в особенности, хрупких и ломких. Последние можно сканировать на плоской поверхности, камерными системами сканирования — без риска, но с более медленной скоростью.
Теперь мы подходим к вопросу сохранности редких книг и переплетов. Я никогда не поддерживал концепцию сохранения и доступности. По существу, эти термины противоположного значения. Я убежден, что к отдельным ценным и особенно поврежденным материалам вообще не следует допускать, разве что в исключительных случаях.
По-моему, наиболее важным здесь является вероятность повреждений или утраты исторической целостности переплетенных иллюминированных рукописей и любых других ценных книг в переплете, если они пройдут цифровое форматирование для доступа в режиме on-line. Если с этой целью учреждение разрешит освободить такие книги от переплета, целостность оригинала будет сильно нарушена историческая ценность. Есть надежда, что, в скором будущем появятся технические возможности сканировать материалы в переплетах, не оказывая какого-либо воздействия на книги.
Сканируем ли мы переплетенные книги или фотографируем их, на практике следует избрать тот метод, при котором книга остается в переплете, а используемые приборы следует проектировать или изготавливать по заказу для осуществления процесса без повреждения оригинала.
Какие существуют сейчас шансы для доступа в режиме on-line к некоторым переплетенным иллюминированным рукописям, например к Библии Гуттенберга или Большой Библии Майнца? Для подобной процедуры необходимо снять переплеты.

Нет необходимости, да и не следует сводить развитие и использование «новых» технологий только к электронным формам. Может, быть лучше сосредоточить свои силы на улучшении окружающей среды и условий хранения памятников культуры и искусства.

Перевод Н. И. Яшугина
Окончание в следующем номер.

Когда этот номер готовился
к печати, из Вашингтона пришло печальное известие. 26 июня 2003 года на 74-м году жизни скончался Питер Уотерс.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы