Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (7)'03 - МУЗЫКА В БИБЛИОТЕКЕ
По главной улице с оркестром
Галина Ретровская, заведующая музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

В стародавние времена отношение власть предержащих к культуре
и образованию выражалось
не только в создании учреждений,
но и в обеспечении
их всем необходимым
для нормальной и достойной работы.
Сегодня же уникальные сокровищницы знаний вынуждены закрывать двери перед посетителями из-за отсутствия элементарных технических средств.

Филармоническая библиотека — одна из старейших музыкальных библиотек города. История ее создания поучительна и интересна. В 1882 г. по повелению императора Александра III был организован Придворный музыкантский хор — так прежде назывались полковые оркестры. Собственно это был императорский оркестр, который выступал при царском дворе, на дипломатических приемах и великосветских балах. Он сопровождал императора Александра III на коронацию в Москву (специально для этого события Петр Ильич Чайковский написал «Коронационный марш», который и был впервые исполнен на праздненстве).
Начальником хора был назначен полковник барон Константин Карлович Штакельберг. Он сам играл на фортепиано, виолончели и даже иногда оркестровал симфонические произведения для духового оркестра. Организован хор был по-военному (его музыканты являлись унтер-офицерами и рядовыми и одновременно проходили военную службу) и составлен из лучших музыкантов кавалергардского и конного полков. Предпочтение отдавалось тем, кто владел двумя инструментами — духовым и струнным. Попасть в оркестр было непросто, конкурс был большой. В России работали немецкие, чешские, австрийские музыканты, но по приказу императора в оркестр брали только русских подданных.
В 1897 г. в связи с 15-летием со дня основания хора стараниями К. К. Штакельберга Придворный музыкантский хор был преобразован в Придворный оркестр, а музыканты оркестра были уравнены в правах с артистами императорских театров.
Одновременно с организацией хора стараниями крупного музыканта Николая Федоровича Финдейзена были созданы музыкальная библиотека и музыкально-исторический музей. Сейчас этот музей является частью экспозиции музея театрального и музыкального искусства. Специально для библиотеки К. К. Штакельберг заказал роскошные шкафы орехового дерева с золочеными эмблемами. В них и сейчас хранятся наиболее ценные издания — собрания сочинений, оперные партитуры и редкости. Репертуар оркестра постоянно пополнялся серьезной музыкой, приобретались произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского.
Помимо штатных дирижеров выступали такие мастера, как Милий Алексеевич Балакирев, Александр Константинович Глазунов, дирижеры Артур Никиш, Вилли Ферреро, композитор Рихард Штраус. Естественно, что с приглашением таких музыкантов в корне менялись программы концертов. Библиотека пополнялась произведениями Генделя, Гайдна, Вебера, Шуберта, Мендельсона, Листа, Брукнера, Брамса, Глинки, Даргомыжского, Серова, Рубинштейна и др. После революции оркестр объявил себя «государственным».
В 1920 г. оркестр получил звание «филармонический», а в 1921 г. на базе оркестра была создана первая советская филармония. В ее состав, как подчеркивалось в «Положении», вошла «академическая библиотека». Филармония получила лучший концертный зал города — здание бывшего Дворянского собрания. С того времени библиотека пополнилась собранием оркестра «Павловского вокзала», концертами Зилоти, частично собранием Алексея Дмитриевича Шереметьева, Петербургского общества Singakademic и другими коллекциями.
Санкт-Петербургская филармония — одно из самых притягательных для любителей музыки, горожан и гостей города мест. Филармонические коллективы, выезжая в зарубежные поездки по всему миру, демонстрируют высокие образцы музыкального искусства и приносят радость многочисленным слушателям разных стран.
При создании библиотеки учитывались специальные задачи: подобрать симфонический и камерный репертуар для создания разнообразных концертных программ, организовать наиболее полный инструментальный отдел. В фондах библиотеки большое место занимает отдел музыкального театра — партитуры и клавиры опер и балетов, значительное место занимает вокальная музыка. Нотное собрание дополняет отдел книг о музыке на русском и иностранных языках. Библиографический отдел состоит из русских и иностранных книг.
Долгие годы в комплектовании иностранной литературы, книг и периодики, неоценимую помощь оказывал библиотеке отдел иностранного комплектования ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Существенным дополнением к основному нотному и книжному собранию служит отдел газетных вырезок, которые библиотека получает с момента создания, с 1921 года, до настоящего времени. К сожалению, в связи с нестабильным финансовым положением, за последние годы пополнение фонда нотами, книгами и газетными вырезками значительно снижено.
Большой интерес представляет собой иконографический отдел. Здесь представлены гравюры, портреты, фотографии концертов филармонии, симфонических и солистов-инструменталистов и вокалистов, материалы музейного характера по истории Придворного оркестра. Для изучения истории музыки интересны программы Придворного оркестра Большого и Малого залов. Они расписаны, начиная с первой программы 12 июня 1921 г., по авторам, произведениям, солистам-исполнителям в хронологическом порядке в алфавите стран; карточки коллективов русских и зарубежных. Все газетные статьи и рецензии о концертах филармонии в картотеке «Хронограф».
Библиотека располагает основными каталогами: служебный генеральный алфавитный каталог нот и читательский систематический каталог нот, картотека названий и первых слов вокальных произведений, картотека авторов вокальных произведений. Книги представлены алфавитным русским и иностранным и систематическим каталогами читального зала и абонемента. Большим подспорьем в работе является библиографические картотеки персоналии композиторов и исполнителей. Расстановка нотного собрания и книг абонемента систематическая, книги читального зала расположены в алфавитном порядке.
При создании филармонии предполагалось, что библиотека будет выполнять и просветительские функции. На хорах Большого зала филармонии располагался читальный зал библиотеки. На стендах была представлена историческая экспозиция о деятельности филармонии, на большом столе раскладывалась литература по программе концерта с закладками на той странице, где шел разбор исполняемого произведения. Выставку дополняли портреты композиторов и биографический материал об исполнителях концертов. Для слушателей, желающих изучить партитуру, на время концерта выдавали партитуру исполняемого произведения.
Время работает против нас — уже два года как мы лишены этого прекрасного зала, в стенах которого пополняли свои знания несколько поколений слушателей. Библиотека обладает редким и ценным фондом, но состояние его оставляет желать лучшего, мы уже не помним, когда в последний раз выделялись финансы на переплет. А реставрации изданий не было никогда. Фонд ветшает, но нет возможности его компенсировать, нет ксерокса, как нет и компьютера.
Но несмотря на все это библиотека продолжает вести просветительскую работу, создавая выставки в фойе Большого и Малого залов. В 1998 г. библиотека принимала участие в выставке к 60-летию Ю. Х. Темирканова в Большом зале. В 1999 г. там же была подготовлена совместно с Веной выставка «Иоганн Штраус в Петербурге», в Малом зале экспонировалась выставка к 50-летию со дня открытия зала. Филармоническая деятельность в Петербурге началась в 1802 г. с создания «Филармонического общества», которое располагалось в том же зале. Этот период был представлен на выставке, проходившей в 2001 г. в фойе Большого зала.
Библиотека давно дружит с японским обществом «Любителей Санкт-Петербургской Филармонии». Японские любители музыки в 1973 г. впервые приехали в нашу филармонию и с тех пор постоянно поддерживают творческие связи. Председатель этого общества Номура-сан — преданный Филармонии любитель музыки. Он издает газету «Санкт-Петербургская Филармония им. Шостаковича: материалы и заметки». Поражает его осведомленность о нашей жизни, обилие иконографии с текстами на японском языке.
Мы сотрудничаем с польским консульством. Помогаем в подборе материалов о филармонии и ее исполнителях немецким и шотландским исследователям и многим другим. Для ознакомления зарубежных гостей с историей филармонии организуем экскурсии по Большому залу и библиотеке. Теплые дружеские отношения связывают нас с родиной Юрия Хатуевича Темирканова. Библиотека в Нальчике щедро поделилась всеми имеющимися у них материалами.
К сожалению, для того чтобы сохранить фонд, мы вынуждены закрыть абонемент для посторонних читателей и обслуживать только сотрудников филармонии и узкий круг специалистов. Надеемся, что когда-нибудь у нас будет ксерокс и читатели смогут получать необходимые для работы копии. А пока работа продолжается по-старинке.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы