Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (7)'03 - МУЗЫКА В БИБЛИОТЕКЕ
Весь Чайковский
Полина Вайдман, доктор искусствоведения, хранитель архива П. И. Чайковского в Государственном Доме-музее композитора в Клину.

Почти два десятилетия готовился тематико-библиографический указатель музыкальных и литературных произведений композитора. В его создании участвовали специалисты Государственного Дома-музея П. И. Чайковского и Государственного Центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки при содействии Российского института искусствознания.

Весь Чайковский» — эти слова не только справедливы в отношении созданного и подготовленного к изданию указателя, но и отражают суть данного труда. В отечественном музыкознании впервые создан тематико-библиографический указатель музыкальных и литературных сочинений П. И. Чайковского, отвечающий требованиям традиционного для европейской и мировой практики жанра Werkverzeichnis'ов (они закладывались еще в XIX веке, когда Кёхель составлял знаменитый Указатель сочинений В. А. Моцарта).
Выход Указателя сочинений Чайковского в свет реален в обозримое время. Проект на этапе подготовки издания поддержан Московским бюро ЮНЕСКО и Российским Гуманитарным научным фондом. Составители указателя — доктора искусствоведения П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова; объем — 1000 страниц.
В Тематико-библиографическом указателе сочинений П. И. Чайковского учтены не только все результаты исследований деятельности композитора в отечественной и мировой науке. Заново были обследованы все известные хранилища, архивы и библиотеки мира. Описаны огромные информационные пласты: рукописи композитора, авторизованные материалы, копии текстов, которые могут рассматриваться как источники при изданиях и исполнениях, прижизненные издания сочинений Петра Ильича в России и за рубежом, публикации отечественной прессы, посвященные творчеству Чайковского при его жизни. Приведены указания на его письма, в которых раскрывается история того или иного сочинения, сведения о первых исполнениях и составе исполнителей. Подготовленный Указатель превосходит по количеству информационных позиций и полноте описаний документов все известные мировые аналоги.
Указатель состоит из трех частей. «Музыкальные сочинения» включают сохранившиеся, несохранившиеся, незавершенные и замыслы. Аналогично сформирован и раздел «Литературные сочинения». Приложение содержит данные в хронологии описания записных книжек, эскизных тетрадей и рукописей, список с описаниями набросков, не связанных с известными сочинениями и замыслами, а также перечень содержания всех томов полного собрания сочинений Д. С. Бортнянского, которые редактировал Чайковский.
Сочинения Чайковского — как музыкальные, так и литературные — систематизированы по жанрам, а внутри организованы по хронологии, что само по себе дает достаточно полное представление о содержании творчества композитора. Нумерация сочинений — сквозная. Она составляет 675 позиций музыкальных и литературных сочинений. Это наиболее полный перечень произведений в разных жанрах, что дает, практически, исчерпывающее представление о его наследии.
Каждое произведение Чайковского описывается по рубрикам: «Полное авторское название» (в этой части внесено много исправлений и уточнений); «Посвящения» (многие из них были утрачены со временем, часть изъята в советское время); указание на публикацию в составе старого Полного собрания сочинений Чайковского (М., 1940—1990). Приведены нотные инципиты (преимущественно двухстрочные сводки). Они выполнены строго по авторским текстам, в симфонических, сценических произведениях, кантатах, хорах — по всем частям и только по партитурам с указанием количества тактов, что является частью концепции исследования. Поэтому удалось избежать ряда погрешностей, которые возникали и возникают при использовании для этой цели разного рода переложений оркестровых партитур.
Описание включает историю сочинения с приведением всех документальных оснований для датировок стадий, редакций и т. д. Впервые введена позиция «Цитаты и заимствования», где с точным указанием тактов приводятся сведения о цитировании композитором народных песен с указанием их первоисточника, фрагментов музыки других композиторов, а также переноса собственного музыкального материала из одного сочинения в другое. Раздел «Документы» приводит весь список сохранившихся материалов и описывает их с цитированием основных вербальных помет, датировкой работы автора в данном тексте. В научный оборот впервые включены десятки новых документов творческого архива Чайковского, обнаруженные составителями в процессе его подготовки.
В позициях «Первое исполнение», «Издания» приведены сведения обо всех прижизненных изданиях сочинения в России и за ее рубежами, цитаты титульных листов первого издания. В разделе «Пресса» — указания на статьи, рецензии о сочинениях Чайковского, опубликованные при его жизни в русской столичной и провинциальной прессе. В позиции «Письма композитора» — сведения о тех из них, по которым прослеживается жизнь данного сочинения. «Библиография» включает главные источники сведений о нем.
На всех этапах работы над Указателем составители старались создать наиболее полный перечень всех произведений композитора, всех замыслов, незавершенных и несохранившихся, как музыкальных, так и литературных. Восстановлены подлинные авторские названия, возвращены утраченные посвящения и т. д. Выявлены и систематизированы ранее неизвестные творческие замыслы композитора.
В процессе работы отслеживалось появление в мире новых творческих документов композитора. Свыше 20 неизвестных ранее рукописей Чайковского обнаружено в хранилищах России и за рубежом. Обнаружены и новые, ранее неизвестные произведения Чайковского, которые были исполнены, в том числе и выдающимися музыкантами: дирижером В. И. Федосеевым, пианистом М. В. Плетневым.
Тщательно исследовалась проблема движения текста каждого произведения Чайковского «в руках автора», то есть выявлены и научно атрибутированы все авторские версии, редакции. Именно это обстоятельство и позволило разработать концепцию и начать принципиально новое — не только по названию, но и по сути — Новое Полное собрание сочинений П. И. Чайковского, которое было начато в 1992 году издательствами «Музыка» (Москва) и «Шотт» (Германия, Майнц). Три тома уже вышли в свет, несколько томов — в работе.
Проблема подлинности авторского текста — его аутентичности — для сочинений Чайковского необычайно актуальна, в том числе и для самых его известных сочинений. В течение более чем ста лет бытуют тексты весьма и весьма отдаленные от подлинных авторских версий. Так неужели же великая музыка великого композитора России не заслужила своего права звучать и быть понятой слушателями XXI века в том виде, как понимал ее творец? Среди таких сочинений и знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром, и известнейшие «Времена года», и Вариации на тему Рококо, и балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многое другое.
Направленность работы определяла не компиляция сведений, фактов, документов, известных по прежним, в том числе и фундаментальным исследованиям — таким, как «Музыкальное наследие П. И. Чайковского» (М., 1958), — а полная ревизия по наличию, поиски и находки, переосмысление трактовок редакций, авторских версий, включая опыт зарубежных музыковедов, отечественного литературоведения, источниковедения и текстологии. Использованы результаты информационных баз, собранных в течение всего ХХ столетия в фондах Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Например, только у «Пиковой дамы» приведены и описаны около тридцати рукописей, взамен нескольких названий, фигурировавших в прежних изданиях.
Подобные работы относят к числу самых долгосрочных, тем более, когда речь идет о композиторе, чье творческое наследие столь велико и разнообразно. Масштаб этого явления в отечественной и мировой культуре позволяет говорить о целом мире, имя которому Петр Ильич Чайковский.
Понятие «Все о Чайковском» еще в конце 1980-х гг. было концептуально сформулировано отечественными учеными, в частности, Н. Л. Фишманом, Л. З. Корабельниковой, В. В. Рубцовой; в разработке выдвинутых тогда идей участвовала и автор настоящей статьи. Сегодня эти идеи находят свое воплощение.
В проспект Нового Полного собрания сочинений П. И. Чайковского, помимо вышеописанного Указателя, входит проект «Чайковский: Энциклопедия», концепция которого принадлежит доктору искусствоведения Л. З. Корабельниковой. В частности, ведется работа над аннотированным каталогом личной библиотеки Чайковского с цитированием вербальных помет, которыми так изобилуют книги, ноты и журналы композитора. Готовится генеалогическое древо рода Чайковских, обновленное и существенно расширенное благодаря интенсивным исследованиям Т. З. Сквирской и В. С. Соколова, сделавшим в последнее время буквально сенсационные открытия, в том числе о неизвестных предках композитора в России, а также о его французских и немецких предках. Каталог «Переписка П. И. Чайковского» ставит своей задачей представить наиболее полно весь круг лиц и учреждений, состоявших с композитором в общении. Уже на стадии подготовки этого каталога выявилась потрясающая картина сохранившегося и несохранившегося эпистолярного наследия композитора. Заметим, что в изданной переписке Чайковского в разное время отсутствует более шести сотен(!!!) имен людей и названий учреждений, с которыми Чайковский общался.
Российские ученые, не ссылаясь на сложности жизни, подчас отсутствие условий для работы, не прерывают своих поисков нового, неизвестного, «Всего Чайковского», который и сам пророчески восклицал: «Мое время далеко еще впереди!»
Российский Гуманитарный фонд по условиям выделенного гранта печатает 300 экземпляров Указателя исключительно для библиотек, куда он будет поступать по предварительной заявке бесплатно. Заявки следует направлять по адресу: 129366, Москва, Ярославская ул., 13. Российский гуманитарный научный фонд. Проект № 03-04-16147д, «Тематико-библиографиечский указатель сочинений П. И. Чайковского».
Государственный Дом-музей П. И. Чайковского принимает заявки на вышедший Альманах своих трудов «Забытое и новое» — М. — 2003. Заявки следует направлять на адрес музея: 141600, Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, 48. Государственный Дом-музей П. И. Чайковского.
Е-mail: gdmch@dol.ru, факс (09624, из Москвы — 224) 5-84-67.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы