Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Где получить купленные электрогитары в москве.
Архив журналов - № 7 (7)'03 - МУЗЫКА В БИБЛИОТЕКЕ
Дирижер библиотеки
Елена Смолина, заведующая научно-исследовательским отделом библиотековедения РНБ, кандидат педагогических наук

Активная культурная деятельность —одна из лучших традиций Российской национальной библиотеки. Новые возможности, которые открывает перед нами осмысление роли Библиотеки как культурного центра, способствуют духовному развитию общества в самых различных, зачастую — неожиданных направлениях.

Культурная программа Российской национальной библиотеки во многом строится на энтузиазме сотрудников, настоящих подвижников своего дела, чья личная высокопрофессиональная позиция во многом определяет и направление деятельности. Таким человеком является сотрудник Отдела Нотных изданий и Звукозаписей РНБ Василий Степанович Зварийчук.
В. С. Зварийчук — выпускник Ленинградской конcерватории по классу оперно-симфонического дирижирования профессора Ильи Александровича Мусина — известнейшего «делателя дирижеров», который называл Зварийчука самым ревностным своим последователем, «“летописцем” занятий класса, отлично усвоившим тайны моей педагогики». За время учебы в консерватории Василий Степанович накопил огромный симфонический и концертный репертуар, много и плодотворно работал с певцами в оперной студии, где дирижировал оперы Le nozze di Figaro В. А. Моцарта и «Русалка» А. С. Даргомыжского. Принимал он участие и в постановке оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.
В 1980-х гг. Василий Степанович, в частности, преподавал в Новгородском музыкальном училище дирижирование, чтение симфонических партитур, инструментоведение, оркестровку, гармонию и оркестровый класс, на основе которого создал Новгородский камерный оркестр. В 1986—89 концертировал с симфоническими и камерными оркестрами Запорожской, Алтайской, Черниговской филармоний, а в 1990-х — с петербургскими, в том числе и с Симфоническим оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
В 1991 г. В. С. Зварийчук стал сотрудником Российской национальной библиотеки. Собираясь участвовать в одном из конкурсов, Василий Степанович пришел в библиотеку, чтобы ознакомиться с партитурой оперы Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан». Ему предложили до конкурса поработать в библиотеке. Конкурс, к сожалению, не состоялся, а Василий Степанович, к счастью, все с большим увлечением вникал в специфику библиотечного дела. Постепенно к нему перешло руководство работой фонотеки, а в дальнейшем и работой концертного зала.
Концертная программа, организованная Василием Степановичем в РНБ столь обширна и разнообразна, что могла бы соответствовать Филармонии или Академической капелле. Это вечера в фонотеке РНБ (концерты звукозаписи), квартетные вечера, вокальные классы Петербургской консерватории, оперная и симфоническая музыка, малоизвестные страницы музыкальной культуры, Беляевские страницы, Библиотека «Музыката», концерты к памятным датам композиторов и исполнителей, посвящения в музыку и многое другое.
Концерты проходят в Концертном зале, который расположен в здании РНБ на Фонтанке, 36 (бывший Екатерининский институт). Зал имеет необыкновенную акустику, обеспечивающую филармоническое звучание. Его архитектура решена в строгом стиле раннего классицизма.
Уникальность программ, которые здесь проходят, в том, что большинство концертов раскрывают для слушателей сокровищницу фонда Нотного отдела в глубокой связи с музыкальной культурой Петербурга и реализуют идеологию «Музыкального просветительства», во многом утраченную в городе.
Важнейшее достижение Василия Степановича — создание Симфонического оркестра РНБ. Вообще создание симфонических оркестров в национальных библиотеках — исключительная редкость, автору статьи, например, известен только один — в Британской Библиотеке.
Василий Степанович собрал универсальный творческий коллектив, способный решать сложные исполнительские задачи. Оркестр состоит из молодых талантливых музыкантов, великолепно владеющих своими инструментами. Гибко преобразуясь в различного рода камерные ансамбли, он обеспечивает публику Концертного зала РНБ разнообразными программами оперной, симфонической и камерной музыки. Каждый артист оркестра имеет возможность проявлять свой талант в сольном амплуа, играя концерты и концертные пьесы с оркестром в рамках планируемого многолетнего абонементного образовательно-просветительского цикла «Антология концертного жанра».
В 1996 г. симфонический оркестр РНБ осуществил постановку оперы Джоаккино Россини La cambiale di matrimonio («Брачный вексель») в концертном исполнении на итальянском языке. В ней участвовали солисты Мариинского театра, Малого оперного театра, Оперной студии при Консерватории, а также Камерный оркестр студентов Петербургской консерватории.
Критики называли это событие «музыкальным подвигом, чудом» в стенах Публичной библиотеки. Действительно, организовать такое представление одному человеку, практически без средств, было чрезвычайно трудно. В этом грандиозном деле Василию Степановичу помогали его друзья музыканты, коллеги по работе и даже меценаты (первые и единственные) — Нина и Борис Блотнеры, а также постоянные посетители концертов в Библиотеке.
Один из слушателей — В. М. Чернов — говорит: «Опера Россини нам не известна и никогда не ставилась у нас в России. На репетициях, которые мне разрешили посещать, я стал свидетелем непрерывного творческого праздника — он продолжался вплоть до премьеры. Василий Степанович все это время излучал вдохновение, которое передавал музыкантам и певцам через свои поющие, как они сами отмечали, руки. Для многих из них это было открытием. Василий Степанович оказался большим мастером дирижерского искусства с почти магическим влиянием, которое возвышает и облагораживает каждого музыканта и вокалиста. Выражалось это в свежести и теплоте звучания, которое разливалось по залу, высвобождая и раскрепощая всех участников постановки. Качество звучания оркестра меня потрясло! Оркестр звучал очень проникновенно, чисто, мощно, тембристо, ярко, живое белькантиссимо, что редко услышишь даже в нашем городе, где много именитых музыкантов. Звучание приобретало человеческие тембры, каждый звук был одухотворен, насыщен душевным теплом.
В тиши Библиотеки происходило таинство, откровение, которое преображало и вдохновляло души слушателей. Качество личности Василия Степановича воплощалось в музыке, это невозможно объяснить, аурическое божественное звучание — когда «искра Божья» исходит от личности музыканта-дирижера, проникая в души музыкантов-исполнителей, заставляя их без усилий сливаться в ансамбле и удивлять качеством и чистотой звучания. Василий Степанович также чувствует и любит вокалиста. Он бережно несет голос певца на волнах оркестра и вокал начинает звучать легко, наполняется жизнью и чувством. Это уникальная личность, способная раскрыть способности музыкантов и певцов. Благодаря ему создаются очень теплые отношения между сценой и залом. Я без сомнения назвал бы его Почетным Гражданином Петербурга, в буквальном смысле этого слова».
Работая в фонотеке Нотного отдела, занимаясь комплектованием фондов и обслуживая посетителей во время дежурств, Василий Степанович заметил, что многие читатели иногда даже не подозревают о существовании тех богатств музыкальной культуры, которые хранятся в библиотеке. Чтобы познакомить читателей с музыкальными сокровищами, Зварийчук начал проводить концерты звукозаписи, которые впоследствии приобрели три основных направления: новинки фонотеки, монографии композиторов и исполнителей и — самая популярная форма — анализ исполнительских интерпретаций. Он особенно интересен, поскольку позволяет изучать психологические аспекты исполнительства, особенности музыкального взаимодействия исполнителей и публики.
О. А. Касперович, одна из постоянных посетительниц этих концертов, рассказывает: «Аналитическое прослушивание произведений — одна из самых интересных форм музыкального просветительства. Удивительные впечатления. Ни с чем подобным я не сталкивалась. Одно и тоже произведение можно прослушать в исполнении разных оркестров, разных дирижеров. Для всех слушающих открылся мир Музыки и мир Личностей, исполнителей. При этом максимально использовался фонд фонотеки. Так при аналитическом прослушивании II Симфонии Брамса было представлено 8 вариантов — интерпретации таких дирижеров, как Г. фон Караян, Е. Мравинский, К. Зандерлинг, К. Бем, Л. Ройтер, К. Кондрашин, Г. Абендрот, К. Мазур, М. Робен. Василий Степанович научил нас слушать и слышать, как звучит оркестр в целом, как звучат отдельные инструменты, как сама идея композитора воплощается по-разному и замысле дирижера, оценивать уровень мастерства музыкантов. Этот цикл включал лекции-концерты о певческих голосах, об инструментах симфонического оркестра, о творчестве И. С. Баха, К. М. фон Вебера и других.
Василий Степанович также организовал и содействовал проведению интересных концертов молодых исполнителей. Для них это прекрасная школа, а для слушателей — прекрасные концерты. Василий Степанович организовал и выступления струнного квартета «Санкт-Петербургский Моцартеум». В таком объеме квартетных концертов нет больше нигде у нас в городе. Запомнилось яркое исполнение «Любовных страстей» Джованни Боттезини — дуэт для двух контрабасов с фортепиано. Исполнители Г. Воскобойник и А. Лавров. Василий Степанович сделал оркестровку и сам дирижировал оркестром «Моцартеум». Два контрабаса исполнили нежнейшую музыку.
Очень жаль, что концертная программа на Фонтанке, 36, имеет мало рекламы, практически только читатели, посещающие Библиотеку, знают о ней. Это несомненно было бы интересно многим в городе, тем более, что концерты проходят бесплатно или за символическую плату. Для продолжения концертной деятельности необходима как финансовая, так и организационная поддержка. Надеюсь, что Симфонический оркестр РНБ получит официальный статус».
Многим кажется невероятным, что один человек может совмещать работу в Нотном отделе по обслуживанию читателей, репетиции с оркестром и организацию разнообразных концертных программ. И все это при отсутствии стабильного финансирования концертной деятельности (необходимость каждый раз заново добывать средства для новых проектов), значительной неустроенности концертного зала (холод, с которым не удается справиться в течение уже нескольких лет, неосвещенность сцены и многие другие). Василий Степанович мечтает о том, что изменится статус Актового зала на Концертный, что позволит нанять необходимый штат обслуживающего персонала, что удастся решить проблему постоянного и стабильного финансирования Симфонического оркестра РНБ, который поднимет планку «Музыкального просветительства» на качественно новую высоту, что все замечательные идеи удастся воплотить в жизнь, и в итоге престижность Концертного Зала РНБ поднимется на достойную его высоту (уже сейчас многие музыканты считают за честь выступить в нем!).
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы