Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 7 (7)'03 - РАЗВИТИЕ
Билиотека и реклама
Нелли Соколова, директор ЦБС Кировского района Санкт-Петербурга.

В современном мире библиотека вынуждена занимать активную позицию, в которой важгую роль играет реклама - инструмент оповещения ипривлечения новы пользователей.

Политические, экономические и социальные изменения в общественной жизни привели к необходимости внедрения и использования новых форм методов библиотечного обслуживания, способных поддержать авторитет библиотеки. Большое значение имеет работа по увеличению числа реальных пользователей, что обеспечивается за счет применения рекламных средств на всех участках библиотечной деятельности.
Реклама играет важную роль в жизни любой библиотеки, так как выступает инструментом оповещения реальных и потенциальных пользователей о предоставляемых ею услугах и продуктах, создает привлекательный образ библиотеки, увеличивает степень доступности ее ресурсов. Чтобы привлечь интерес к конкретным изданиям и помочь пользователям ориентироваться в фонде библиотеки, необходимо его рекламировать. Это касается и различных библиотечных мероприятий, и прочих услуг. Применение рекламных средств делает библиотечное обслуживание более эффективным, способствует повышению активности пользователей, помогая в удовлетворении их потребностей.
Напомним, что библиотечная реклама широко применялась в процессе обслуживания читателей в 1920-е гг. Л. Б. Хавкина, Ф. Доблер, Н. К. Крупская не раз подчеркивали, что каждая библиотека должна использовать рекламу для улучшения работы с читателями. В книге Л. Б. Хавкиной «Руководство для небольших и средних библиотек» есть подраздел «Реклама», где рассмотрены ее основные виды (печатные, рукописные оповещения, объявления, световая реклама в общественных местах, по радио, в кино). Н. К. Крупская в 1931 г. писала, что «каждая библиотека как бы мала ни была, должна уметь рекламировать себя». А в настоящее время по этой теме опубликованы работы таких известных библиотековедов, как М. Я. Дворкина, С. Г. Матлина, С. Г. Цесарская и др.
Одно из направлений профессиональной деятельности — реклама собственного учреждения. Есть два пути создания рекламной продукции библиотек. Первый — библиотеки самостоятельно изготавливают рекламную продукцию (объявления, афиши, программы, листовки и др.). Второй — ее делают сторонние исполнители на основе заказа, сформулированного библиотекарями. Важным требованием к библиотекарям, участвующим в рекламной деятельности является компетентность. Она подразумевает знание истории вопроса, ориентацию в достижениях коллег, умение оценить представленный исполнителем проект, наличие навыков составления текстов рекламных сообщений и графического исполнения.
Источниковедческой и практической основой подобных знаний служат публикации по вопросам рекламы и собственно рекламная продукция библиотек, которую — вплоть до настоящего времени — не собирают, не сохраняют и не делают достоянием всех желающих. Но чтобы заниматься рекламой, необходимо знание — истории, традиций, опыта коллег, лучших достижений и т. п. Все это нашло свое воплощение в экспозиции «Библиотека в рекламе» в Центральной библиотеке Кировского района Санкт-Петербурга.
Основу экспозиции первоначально составили дары библиотеки, личные коллекции преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства (В. С. Крейденко, А. Н. Ванеева, О. П. Зыкова и др.). Дальнейшие поступления были связаны с деятельностью организаторов экспозиции — сбором рекламы во время командировок, в результате переписки, практических заданий студентам, стажирующимся в библиотеке.
В настоящее время коллекция насчитывает свыше 3000 документов библиотечной рекламы ХХ века. Уникальные собрания отечественной рекламы 1920-х и 1960-х годов производят на коллег, особенно зарубежных, такое впечатление, что изучаются часами, копируются. Широко представлены современные (преимущественно печатные) образцы рекламы десятков стран. Российские библиотеки представлены от Калининграда до Находки. В числе экспонатов — коммерческие и престижные, высокохудожественные и кич, остроумные решения и откровенные «ляпы».
Среди рекламы — многочисленные объявления, пресс-релизы, путеводители, памятки, буклеты, закладки, плакаты, открытки разных стран, фирменные бланки, визитки, значки, медали, записные книжки, другая сувенирная продукция: ручки, полиэтиленовые пакеты, календари. Есть как уникальные библиотечные марки (аналогичные почтовым) и штампы 1920-х гг., так и продукция на основе современных технологий.
У экспозиции, как и у любого новшества, есть ряд характерных проблем. Не решен вопрос системного комплектования, которое реализуется за счет личных контактов. Медленно решается проблема приобретения оригинального демонстрационного оборудования, обеспечивающего сохранность и безопасность экспонатов. Проблемы финансирования и штатного расписания и даже приобретение статуса «Музей» таковыми именовать даже бессмысленно — это диагноз.
Но начатое дело не чахнет — коллекция пополняется, составлена картотека документов, разработан проект устава музея. Обнадеживает растущая популярность экспозиции: ее посещают библиотекари и представители сторонних организаций, слушатели курсов повышения квалификации и рядовые читатели, группы учащихся и студентов. Организаторы создающегося музея — единственного в стране — надеются также и на библиотечную общественность, сотрудничество с заинтересованными в его становлении библиотеками, общественными организациями.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы