|
Апология будущего
Ирина Тихомирова, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат педагогических наук
Читающий ребенок — достояние нашей культуры
и залог ее прогресса. Детская библиотека располагает достаточным опытом
и высоким профессионализмом, чтобы преодолеть негативное отношение к чтению, отмеченное как опасная тенденция последних лет.
За последние год-полтора мне довелось участвовать в работе многих научно-практических конференций регионального и межрегионального уровней, проходивших на базе областных или центральных детских библиотек и посвященных вопросам библиотечного обслуживания детей.
География и тематика конференций обширны: «Детская и юношеская литература и проблемы чтения» (Екатеринбург), «Творчество как основа деятельности детской библиотеки» (Пермь), «Чтение — основа всестороннего развития личности подростка» (Тюмень), «Кризис детского чтения и пути его преодоления» (Архангельск), «Дети и их чтение как духовный ресурс культуры» (Иркутск), «Дети и культура» (Чита), «Читающий ребенок — символ культуры нации» (Ноябрьск), «Перспективы подрастающего поколения в духовной культуре современной России: библиотечный взгляд на проблему» (Псков).
Даже беглый взгляд на тематику позволяет заметить, что из нее исчезло слово «Информация», которым пестрели еще недавно заголовки библиотечных выступлений. Его нет ни в названиях конференций, ни в темах докладов. Место его заняли совсем другие понятия, почти забытые в предшествующее десятилетие: чтение, культура, духовность, воспитание. Именно они звучали лейтмотивом докладов и сообщений, обсуждались за «круглыми столами», на мастер-классах и психологических тренингах.
Что же произошло? Чем вызвана столь единодушная смена приоритетов? Неужели только тем, что на федеральном уровне приняты программы «Чтение» и «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи»? Сработала старая привычка: вверху сказали «надо», внизу ответили «есть»? А может быть это осознанная тенденция, продиктованная самой жизнью?
Важно поразмыслить над этим, тем более учитывая, на каком противоречивом социальном фоне это происходит. Ведь интерес к чтению у детей может разрушать школа, ориентированная на «информацию». Практически отказался от работы с книгой детский сад. Зачастую отстраняется от проблемы чтения ребенка семья. Его отвлекают от книг телевизор и интернет.
К этому надо прибавить голоса тех специалистов, которые утверждают, что ценность чтения устарела. В призыве читать они видят шаг назад, полагая, что нынешние дети образованы и без чтения, ибо получают массу информации из других источников. «А почему мы думаем, что всем обязательно нужно читать: на Западе не читают литературы и живут хорошо», — говорят они. Многие полагают, что нынешнему ребенку для образования достаточно знакомства с литературой на уровне дайджестов и усвоения фамилий писателей-классиков.
Но самой большой бедой является негативное отношению к чтению самих детей. Само слово «чтение» срабатывает как своеобразный аллерген, вызывающий реакцию отторжения у ребенка чуть ли не на физиологическом уровне. А вместе с «аллергией» на чтение пышно стали разрастаться в детской среде агрессивность, нетерпимость, наркомания и другие деструктивные явления. Упала грамотность, снизилась способность к словесному самовыражению, обозначились признаки интеллектуальной лени.
Естественно, что в этих условиях культурной деградации именно детская библиотека — наперекор всему враждебному — подняла голос в защиту чтения, дав начало целому общественному движению в виде акций, конгрессов, форумов, проходящих под девизом «Сохраним духовность России». Движение поддержала пресса, книжные издательства, деятели культуры, психологи. Все это инициировало создание Федеральной программы «Чтение». Начало акции в защиту чтения положила статья заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Е. И. Голубевой под примечательным названием «Гражданин читающий — ценность» («Книжное обозрение», апрель 2000 г.).
Так что проходящие в стране конференции нельзя считать простым следствием правительственных решений. Это акт внутренне назревшей проблемы, которую детские библиотеки осознали первыми. От ее решения зависит будущее России, ее интеллектуальный, культурный, духовный потенциал. Одновременно это акт солидарности детских библиотек в поддержке их собственного статуса незаменимого социального института — базы, стимулятора и школы чтения.
Возможности библиотеки в деле активизации, организации, обеспечения права ребенка на читающее детство и усиления облагораживающего влияния литературы на духовный мир подрастающего поколения — поистине уникальны. Они заложены как в самой библиотечной среде, специально ориентированной на восприятие ребенка, так и в библиотекаре, сочетающем в себе знатока детской книги и психолога-педагога детского чтения. Ни один другой социальный институт, включая школу, не располагает возможностями индивидуально влиять на чтение ребенка, встречаясь с каждым отдельно при выдаче и возврате книги. Всякий другой вид деятельности, который навязывается библиотеке извне, делающей из нее то центр информации, то центр реабилитации, то еще что-то, является вторичным по отношению к чтению ребенка.
Вопрос осознания и раскрытия своей подлинной культурной миссии прошел красной нитью через все вышеописанные конференции. На них прослеживалась цепочка взаимосвязи: чтение-культура-духовность-воспитание. Сущность этой логики, где на первом месте в системе стоит слово «Чтение», наиболее точно я осознала в ходе работы конференции «Библиотека как культурный центр» (январь 2003 г., РНБ), где ставился вопрос, в чем состоит культурная миссия библиотеки. В культмассовой работе? В клубных формах деятельности? В ток-шоу?.. В ответ прозвучало: в организации чтения ее посетителей (доктор философских наук В. М. Межуев).
Чтение — это ядро, которое реализует в сознании читателей потенциальную культуру, заключенную в книжных богатствах библиотеки. Объединившись, чтение-культура-библиотека обозначили новый вектор профессиональной деятельности, отличный (и в то же время неотделимый) от информационного. Он направлен не столько на удовлетворение запросов читателей, сколько на селекцию чтения, рекомендацию лучшего, содействие более полному творческому освоению книги, включению ее в жизненный контекст личности. Выступление Межуева вывело мои размышления о тематике конференций детских библиотек на новый уровень. Я увидела в ней явление не частного, а методологического порядка, открывающего перед детской библиотекой новые горизонты.
В этом контексте легче осознать ценность вопроса, поднятого Свердловской областной детской и юношеской библиотекой на одной из конференций, об отделении зерен от плевел в современной отечественной и зарубежной литературе, а также своевременность разговора о необходимости возрождения рекомендательной библиографии для детей. Особого внимания участников этой конференции заслужила детская художественная классика, в том числе и советского периода. Рассматривался вопрос о необходимости более полного использования воспитательного потенциала этой литературы в работе с нынешними детьми.
Разговор шел и о так называемой массовой литературе — «страшилках», боевиках и т. п., о тех, кто ее читает. В противовес прозвучала тема элитного читателя, тяготеющего к полноценной книге; ставилась задача максимально использовать заражающий эффект опыта вхождения в книжную культуру любителей серьезного чтения. На конференции было продемонстрировано реальное обсуждение с семиклассниками книги В. Крапивина «Бабушкин внук и его братья», которое показало, как нуждается ребенок в хорошей книге, как интересен и глубок ход его размышлений над прочитанным, как важно для него установление связи книги с его собственной судьбой.
Говоря о культурной ценности детского чтения, участники конференции сосредоточили свое внимание на творческом его характере, соединив вместе и творчество читателя и творчество библиотекаря. На философском уровне обсуждалась природа креативности, с этих позиций рассматривалось читательское и библиографическое творчество в детской библиотеке, подход к этой проблеме как к самореализации личностного потенциала ребенка и библиотекаря.
Содействуя творческой самореализации личности ребенка в процессе чтения, библиотека обеспечивает чтению будущее, придает ему жизнезначимый смысл, духовно и нравственно развивает читателя, делает этот процесс желанным для ребенка. Детская библиотека накопила такие ресурсы, что по праву может стать лидером в обучении своих питомцев творческому чтению, школой читательского мастерства. Возникшие на местах «Школы талантливого чтения», «Мастерские чтения», программы «Радостного чтения» — тому подтверждение.
На конференции в Перми впервые была высказана гипотеза о разделении понятий «информация» и «чтение». Научить детей искать и находить нужную информацию сравнительно нетрудно — это технологическая операция. Чтение же — духовная деятельность. Это принципиально различные процессы. Не умаляя значимость умения работать с информационными ресурсами, на конференции подчеркивалось, что превращение чтения в средство, а библиотеки — в центр информации, уничтожает духовную составляющую первого и воспитательную — второй. Великие духовные сокровища, хранящиеся в библиотеке, замораживаются или реализуются лишь в малой доле на уровне дайджестов. Делая ставку на информационную деятельность, библиотека растит потребителя, а не творца.
Отличительной особенностью нынешних региональных конференций является то, что они опирались на данные предварительно проведенных исследований своих местных ресурсов и специфики чтения детей в регионе. Это позволило им, говоря о чтении, опираться не на «столичные» выводы, а на собственные конкретные материалы. Показательны в этом плане архангельская и ноябрьская конференции, в преддверии которых были проведены специальные исследования, позволившие сформировать максимально злободневные программы конференций. В Архангельске родители, учителя, библиотекари были опрошены по теме «Ваш взгляд на детское чтения сегодня». В Ноябрьске предтечей конференции стало исследование «Дети города Ноябрьска и их круг чтения».
Проведенные на местах изыскания позволили стратифицировать читателей, выделить из них определенные группы, например, такую, как одаренные читатели. О специфике работы с ними особенно много говорилось на конференции в Иркутске. Там же мы узнали, как идет приобщение к книге еще неродившихся детей, как реализуются через Центры материнства и детства библиотечные программы «Малышок» и «Подрастаю с книжкой я».
В Чите меня особенно поразил опыт младшего отдела ОДБ, который посещают дети коррекционных классов. Они занимаются японским искусством оригами. Оно знакомо многим, но читинцы сумели соединить его с чтением. Детям читают сказку, обсуждают с ними содержание и композицию будущей картины, учат «читать» чертежи выкроек деталей. Готовые панно из оригами, сделанные детьми этих классов, украшают стены библиотеки. На них можно увидеть и сцены из сказок Пушкина и Ершова, Андерсена и братьев Гримм, героев русских и иных народных сказок. Усилиями библиотеки дети коррекционных классов переходят в группу одаренных. Результат говорит сам за себя.
Заслуга детских библиотек — то, что они сумели конкретизировать значение чтения для ребенка. Выступающие в разных городах библиотекари указывали на прямую зависимость чтения и общей культуры человека, чтения и общественного признания, востребованности личности. На фоне многих профессиональных достижений учебно-вспомогательная роль библиотеки, которую ей приходится сегодня играть, унижает библиотеку, придает ей чисто прикладное значение, заставляя идти в хвосте школьного образования и повторяя все его недостатки. На региональных конференциях прозвучало важное признание: детская библиотека достигла такого уровня, накопила такие ресурсы, что по праву может занять место лидера в приобщении детей к чтению, стать школой читательского мастерства.
Об этом свидетельствует и практическая направленность многих докладов, желание поделиться с коллегами опытом своих профессиональных удач. Например, Л. Н. Харьюзова, методист Тюменской областной научной детской библиотеки, нетолько обосновала эффективность диалогового метода в общении с детьми на материале прочитанного, но и продемонстрировала, как практически это делать. Заслуживает распространения и опыт данной библиотеки в работе с читательскими отзывами, которые не просто стимулируются, но и используются в качестве рекомендации лучших книг другим детям.
Большое место в программах конференций занимает вопрос о чтении самого библиотекаря, его личной читательской культуре, литературном и методическом багаже. Только читающий библиотекарь может сделать читающим и ребенка. Знание детских книг, опыт собственного прочтения способен конкретизировать разговор о чтении с детьми, увидеть читаемое глазами ребенка, найти путь к его сердцу, пробудить желание раскрыться, обменяться читательскими впечатлениями.
Поэтому так актуальны создание творческих лабораторий, возрождение системы повышения квалификации работников культуры, открытие кафедр детской литературы при институтах культуры России, усиление психолого-педагогической направленности обучения, утверждение специальности «библиотекарь-педагог».
В заключение, я хотела бы подчеркнуть одну общую деталь прошедших в стране конференций. Это большой «шлейф последействий» — то тут, то там создаются и реализуются уникальные целевые программы — «Читай и полетишь» (Екатеринбург), «Развивающее чтение» (Иркутск), «Галактика Гутенберга» (Челябинск), «Читаем, думаем, творим» (Озерск), «Ладушки» (Архангельск) и др. Во многих городах проводятся семинары-тренинги, создаются Центры поддержки детского чтения. Идет активное накопление опыта руководства детским чтением, а с ним и реализация своего основного культурного ресурса, сосредоточенного в книжных богатствах библиотеки и в профессиональном опыте библиотекаря как читающей личности.
|
|