|
Мастерская чтения
Наталия Андреева, заведующая библиотекой-филиалом № 1 ЦГДБ им. А. С. Пушкина, руководитель Мастерской чтения.
Более трех лет в Петербурге работает мастерская чтения, созданная при филиале № 1 Центральной городской
детской библиотеки
имени А. С. Пушкина.
Результаты ее деятельности позволяют судить
о перспективах нестандартных форм дополнительного библиотечного образования.
В период создания и накопления библиотечных коллекций общество в основном инициировало их просветительскую роль. Советская власть ставила перед библиотекарями идеологические задачи. Современный же социум зачастую акцентирует внимание на образовательной и информационной функциях библиотек.
Значимость средств электронной коммуникации неуклонно растет. Сегодня мы уже можем говорить о субкультурном сообществе пользователей, основной жизненной средой и пространством самореализации которых является интернет. Регулярное «переключение» из реального мира в виртуальный и обратно неминуемо влечет трансформацию внутреннего мира. Меняются установки, мотивы, интересы — человек становится иным, еще слабо изученным «подвидом homo sapiens». В этих условиях особенно сложной предстает работа с подрастающим поколением, требующая новых специальных знаний.
О возможностях, которые открывает перед библиотекарями Мастерская чтения, ее основатель и руководитель Наталия Михайловна Андреева рассказывает корреспонденту «Библиотечного Дела».
— Наталия Михайловна, как родилась идея создания мастерской?
— Все началось в 1999 г. В обществе происходили серьезные перемены, это требовало нового осмысления миссии детских библиотек. В филиале № 1 Центральной городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина решили провести городское исследование и на основе его результатов разработать концепцию петербургской детской библиотеки XXI века. Для этого требовалось участие библиотекарей разных районов города, исследования нужно было проводить совместно, но для начала мы должны были научиться правильно это делать. Так и появилась идея создать мастерскую.
Ведь не секрет, что библиотекари — зачастую люди немолодого возраста, преподавания основ социологии в институтах не застали. И опыта проведения изысканий, требующих, помимо библиотечных, еще и навыки психологии и социологии, у них нет. Но без этого нет и компетентного, научного исследования, результаты которого будут заслуживать доверия и станут основой стратегически верных концептуальных разработок.
— Не легче ли было использовать результаты социологических и психологических опросов?
— Нет, это только на первый взгляд проще. Ведь исследования эти нужно проводить в контексте того обширного культурно-просветительского ряда задач, которые библиотекарь должен решать в силу самой специфики библиотечного дела. Так что необходимо или «погружать» социологов и психологов в глубины библиотечной проблематики, или предоставить библиотекарям возможность освоить азы этих наук.
В нестабильной же ситуации активных технологических и идеологических изменений библиотекарю так или иначе необходимо постоянно учиться. Чтобы осмыслить свою новую миссию и не обманывать ожидания читателя/пользователя мы должны уверенно ориентироваться в пространстве современного общества, учитывать его проблемы и потребности, уметь проводить соответствующие исследования. Для этого необходимы определенные навыки, знание основ социологии, психологии и многое другое.
Помимо того, надо учитывать и скромные финансовые возможности большинства библиотек. У нас нет средств, чтобы заказывать дорогостоящие исследования научным институтам, нет средств и на дополнительное образование сотрудников. В мастерской же библиотекари бесплатно получают знания, навыки исследовательской работы и сообща проводят сами нужные им изыскания.
— Каким образом вы помогаете им получить эти знания?
— Мы начали с того, что с помощью анкетирования довольно быстро собрали группу библиотекарей из 11 районов города. Проект предполагал развивать два направления — вопросы социологии чтения и психологии чтения, поэтому мы пригласили двух преподавателей с опытом работы в этих областях. Они обучали библиотекарей — дали им терминологию, необходимый инструментарий. Таким образом, у нас получилась, можно сказать, адаптированная социология — из жизни, но на научных принципах. А последующее исследование наши библиотекари проводили под контролем специалиста-социолога.
— Наталия Михайловна, какие задачи вы ставили, создавая мастерскую чтения?
— Задачи уточнялись уже в начале активной деятельности нашей мастерской. Это изучение вопросов чтения, обучение специалистов в алгоритме непрерывного образования, проведение исследований, разработка программ и методик, координация и кооперация исследователей, привлечение внимания общественности к вопросам детского чтения.
— В чем заключалась практическая составляющая проекта?
— Сначала мы составили и опробовали анкеты. Затем в 10 районах города провели анкетирование. Результаты исследований позволили нам детально рассмотреть наших читателей — представить картину жизни современных детей и подростков, узнать об их предпочтениях и проблемах, и многое-многое другое. По результатам исследования участники мастерской написали порядка десяти статей, была подготовлена конференция. Ведь наша работа — комплексное изучение читающего ребенка: многоаспектное исследование феномена, выявление структуры чтения и факторов, ее определяющих. Оно позволяет реально, на репрезентативном материале определить стратегию деятельности современной детской библиотеки.
Но главным, по-моему, стало то, что мы преодолели разобщенность. У нас появилась группа подготовленных библиотекарей-исследователей. Мы можем теперь выяснить, насколько используется потенциал библиотек. А значит, быстрее реагировать на перемены в обществе.
Не родственные узы, но общность интересов создает друзей. Важно, что мастерская чтения способствует консолидации профессиональных сил, позволяет сформулировать ряд острых проблем детского чтения в ходе первого же исследования. Она дает почувствовать значимость и важность профессии библиотекаря.
|
|