Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (8)'03 - ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Элементы образа жизни младших и старших подростков
Людмила Смолина

Подростковый возраст (отрочество) — это переход от детства к взрослости. Период от 9—10 до 15—16 лет протекает в два этапа: младший — 9—12 лет и старший — 13—16 лет (по некоторым источникам старший подростковый возраст принято считать периодом ранней юности). Он традиционно характеризуется как один из самых конфликтных, переломных этапов, обусловленных бурным психофизиологическим ростом и половым созреванием человека.
В то же время — это период активной социализации, приобретения разностороннего опыта, попытка идентифицировать себя в обществе.
Основное противоречие образуется между резко возникающей потребностью в самостоятельности и недостаточными возможностями ее осуществления. Из-за этого в развитии подростков возникают противоречивые тенденции. С одной стороны, проявляются негативные стороны поведения (агрессивность, грубость, отрицание норм и т. д.), теряет силу прежде установившаяся система ценностей. С другой — появляется множество положительных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими, расширяется сфера деятельности, возникает новая, более устойчивая система ценностей, которая будет во многом оказывать влияние на дальнейшую жизнь человека.
Если в младшем подростковом возрасте все вышеуказанные процессы только начинаются, то к 16—17 годам можно говорить уже о завершении определенного (подросткового) жизненного этапа и формировании достаточно устойчивого круга интересов.
В рамках проекта мастерской чтения было проведено исследование «Чтение подростков Санкт-Петербурга в начале III тысячелетия в контексте их образа жизни». Ряд позиций напрямую затрагивал сферу интересов и любимых занятий подростков. Ответы на эти вопросы позволили получить представление о том, чем живут современные подростки — читатели детских библиотек Петербурга, выявить приоритеты в пристрастиях школьников, увидеть общие черты и отличия, характерные для досуга младших и старших подростков; проследить тенденции возрастания или убывания интереса к различным видам досуговых занятий.
Для сравнения были выбраны две группы: учащиеся 7 и 11 классов. Позиции, представляющие собой увлечения подростков, выявлены и сгруппированы из ответов респондентов на тематические вопросы.
Безусловными лидерами у мальчиков семиклассников являются занятия спортом — 45%;
• просмотр ТВ-программ — 40%;
• работа на компьютере — 37%;
• немного отстает чтение — 33%;
• меньше интересует общение с друзьями — 29%;
• меломания характерна лишь для 13%;
• увлечение какой-нибудь наукой — также 13%;
• разного рода коллекционирование предпочитают 8%;
• любят проводить время с домашними животными — также 8%;
• прикладное творчество (фотографирование, конструирование) — около 6%;
• посещению клубов и дискотек, отдыху на природе, помощи родителям по дому отдают предпочтение лишь 2% семиклассников.
К выпускному 11 классу положение по некоторым позициям кардинально меняется:
• на первое место выходит меломания — 59%;
• повышается интерес к общению с друзьями — 44%, и занятиям на компьютере — 41%;
• немного повышается интерес к посещению клубов и дискотек — 9%;
• падает интерес к просмотру программ ТВ — 32%, занятиям спортом — 35%, чтению — 26%, наукам — 6%;
• исчезает желание общаться с домашними животными и помогать родителям по дому.
Очевидно, с одной стороны, у мальчиков 7—11 классов существуют общие интересы-лидеры — спорт, телевидение, компьютер. С другой стороны, некоторые увлечения со временем либо резко укрепляются, либо утрачивают свои позиции.
Чем могут быть обусловлены такие тенденции?
Резкое возрастание роли общения с друзьями, вероятно, можно объяснить их более выраженной с возрастом (по сравнению с девочками) ориентацией на коллектив. Безусловно, свою роль играет ослабление влияния родителей на внутреннюю жизнь ребенка.
Увеличение интереса к музыке и более частое посещение дискотек и клубов, конечно же, имеют общую точку пересечения. Юноша, в отличие от мальчика, гораздо лучше осознает важность такого понятия, как мода. Быть модным — значит, быть принятым в лучшие «продвинутые» группы сверстников, нравиться девушкам, иметь авторитет в кругу себе подобных. Разбираться в современной музыке — одна из доступных возможностей быть модным. Музыка, отражающая черты того мира, в котором живет подросток, может быть созвучна его внутреннему миру, помогать определенным образом настроиться (релаксация, агрессия, чувственность и т. д.).
Чем вызваны тенденции уменьшения интереса, например, к чтению? Из ответов респондентов следует, что увеличиваются нагрузки в школе. Отчасти чтение заменяет работа на компьютере. Можно предположить, что интерес к наукам падает, так как выбор профессии к 11 классу уже сделан, и потому общий интерес трансформируется в конкретный, например, к математике или информатике.
В интересах девочек разного возраста также есть общие черты и отличия:
• для семиклассниц наибольшую ценность представляет общение с друзьями — 57%;
• чтение предпочитают 44%;
прикладные виды творчества (шитье, плетение, кулинария) — 38%;
• интерес к музыке и просмотру ТВ — 24% и 25%;
• занятия спортом — 16%;
• работа на компьютере — 13%;
• посещение театров и музеев считает привлекательным 10%;
• общение с домашними животными — также 10%;
• отдых на природе предпочли только 8%;
• литературное и музыкальное творчество — также 8%;
• посещение клубов и дискотек — 6%;
• помощь в хозяйстве как любимое занятие — 5%;
• коллекционирование — только 2%.
В 11-м классе у девочек возрастает интерес к клубам и дискотекам в 5 раз;
• совсем немного к домашнему хозяйству — 8%;
• к современной музыке — 25%;
• работе на компьютере — 14%;
• коллекционированию — 3%.
По остальным позициям прослеживается тенденция к уменьшению интереса:
• общение с друзьями привлекает лишь 36%;
• чтение — также 36%;
• спорт интересен 6%;
• уменьшается и интерес к ТВ — 3%;
• посещение театров и музеев — 3%.
• столько же предпочитают общение с домашними животными.
У девочек также существует более-менее выраженная группа общих интересов — это общение с друзьями, чтение и прикладное творчество.
В то же время налицо некоторые резкие колебания в выборе увлечений к выпускному классу. Яркий пример — упавший интерес к просмотру ТВ-программ с 35% до 25%. Причина этого, как показывают ответы, увеличение нагрузок в школе. Следует отметить, что интерес к чтению хоть и падает, но в значительно меньшей степени — с 44% до 36%. А интерес к работе на компьютере почти не возрастает — с 13% до 14%.
Таким образом, чтение для девочек не только является одним из приоритетных занятий, но интерес к нему остается достаточно устойчивым на протяжении довольно продолжительного времени, причем явным по отношению к таким соперникам, как ТВ и компьютер.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы