|
Постигнуть романтику детского сердца
Ирина Ивановская, заведующая сектором массовй работы Центральной городской детской библиотеки им. А. М. Горбкого. г. Нижний Новгород.
В работе с творчеством писателя сотрудники Центральной городской детсткой библиотеки Нижнего Новгорода привлекают внимание детей к деталям.
В 2002 г. ЦГДБ Нижнего Новгорода отмечала свое 80-летие, а в 2004-м исполнится 80 лет как она носит имя Алексея Максимовича Горького. Традиционно работа с наследием писателя является одним из приоритетных направлений в жизни библиотеки. Опросы показывают, что современные читатели — и дети, и взрослые — имеют смутное представление о Максиме Горьком. Мы попробовали в работе с детьми разных возрастов обратиться к текстам писателя, но работать не с трактовкой того или иного образа, а с деталями — фактами, мыслями, фразами...
Для ребят младшего возраста удачной находкой оказалась мысль рисовать сказки Горького. Невозможно хорошо нарисовать то, что ты не понял. Чтобы создать рисунок, в сказку нужно окунуться, «пожить» в ней какое-то время. Чтение становится более внимательным, более вдумчивым. А какой был самовар? А зачем самовар, если есть чайник? И при чем тут угли? Какие рыбы встретились Евсейке?..
И младшие школьники, и особенно учащиеся 5—7 классов стараются побывать в музее детства писателя — «Домике Каширина». Но всю информацию о доме, его вещах и жильцах нельзя дать в типовой экскурсии. Замечательная система занятий, разработанная в этом музее, дала толчок к проведению ряда мероприятий по повестям Горького «Детство» и «В людях».
Кроме привычной литературной викторины (с цитатами и фрагментами фильма), разработано занятие-игра «Мир вещей старого дома». Оно посвящено семье Кашириных и музею детства Горького. Специфика та же — уход от общих, пусть даже очень красивых фраз, акцент на фактах, мелочах: как жили мещане во второй половине XIX века, кто такие мещане, как велось хозяйство. Если не знать этого мира вещей, то книга будет чужой, скучной и непонятной.
Вся игра посвящена предметному миру повести «Детство». Это и загадки, которые не так легко отгадать, хотя отгадки всем знакомы, и лото «Дай название» (как назывались и для чего использовались хозяйственные предметы в доме Кашириных). За правильные ответы команды получают фрагменты фотографий комнат музея, называют их и пытаются разместить в них предметы, вышедшие из нашего обихода (укладка, ушат, швейка, горка...). В игре несколько уровней сложности, а потому занятие доступно и интересно и младшим школьникам, и учащимся 5—7 классов, изучающим повесть Горького.
На ребят среднего возраста рассчитано занятие «В гостях у мещанина Каширина». Так как трилогия Горького во многом автобиографична, то судьбы прототипов главных героев интересны для читающих. Не всегда по страницам повестей можно проследить жизнь деда Каширина, бабушки Акулины Ивановны, их близких. Опросы, викторины, рисунки ребят, побывавших в музее, показывают, что они хорошо запоминают яркие сцены из рассказа экскурсовода: эпизод со скатертью, порку розгами, пожар... Но причины сложных отношений в доме, судьбы Кашириных требуют дополнительного к ним обращения. Это важный и интересный материал для 7-классников дня сегодняшнего. Как «сирота, нищей матери сын» «дошел до своего места», как бурлак стал хозяином 4 домов, 3 красильных мастерских и Членом Городской думы? Почему это вышло у него, когда у тысяч других не выходило? И почему это вдруг он стал таким злым, жадным, подозрительным? Ведь за детей-то своих добра он никогда не жалел: ни когда сыновей от рекрутчины откупал, ни когда дом, пропитый Яковом, выкупал, ни когда продавал последнее, собирая приданое Варваре.
Очень важно показать лишний раз в этом возрасте, что не всегда черное — только черное, плохое — только плохое, что у гнева и обид родителей бывают серьезные причины, и судьба человека не зависит ни от времени, ни от кошелька родителей, а лишь от твоих стремлений и головы на плечах. А бабушка? Кто лучше нее научит нас и детей наших добру и терпению, «тихой милостыне» и умению радоваться каждому мгновению такой трудной жизни? Это не курс лекций по этикету, это настоящая жизнь, настоящая боль, настоящая книга.
Да и жизнь самого Алексея Максимовича может стать увлекательнейшей историей, если расскажет ее неравнодушный человек. В школе всех знакомят с краткой биографией, а между ней и жизнью разница в саму Жизнь. Если мы говорим стандартные фразы, задаем привычные вопросы, то получаем в ответ такие же пустые-пустые сложноподчиненные предложения. Ребята способны искренне изумляться тому, что человек стал писателем, не окончив среднюю школу, не поступив в вуз. Что великий пролетарский писатель, как и каждый человек, мог в чем-то ошибаться и горевать, и переживать об этом. для них странствие по Руси — настоящее путешествие, приключение, о котором они могут только мечтать. Можно еще подумать о том, имеют ли известные люди право на ошибку, и почему мы никак не хотим им ошибки эти прощать. Но этот «странный разговор о странной жизни» пока лишь в наших планах: нужно измениться нам самим и новыми глазами взглянуть на «черно-белого» Горького, найти в нем новые краски.
В свою очередь, библиографический путеводитель «Нижний Новгород глазами Максима Горького» — это наше настоящее. В его основе строки писателя об улицах, церквях Нижнего Новгорода, о Ярмарке и о Волге. Цитаты сопровождаются видами города с фотографий второй половины XIX — начала XX вв. и историческими справками. Знакомая всем с детства тема Горьковских мест звучит здесь совсем иначе. Родной город всегда интересен школьникам: где, что было раньше, почему и когда возникло то или иное название, а цитаты из произведений Горького добавляют ту эмоциональную ноту, которой не хватает обычным справочным изданиям. Улицы оживают, становятся близкими, настоящими — будто попал в гости к прапрабабушке и бредешь с ней по старому Нижнему. Исторические справки, фотографии М. П. Дмитриева и цитаты А. М. Горького — три составляющие нашей «машины времени». Главный ее «конструктор» — Наталья Альфредовна Моничева, заведующая информационно-библиографическим отделом ЦГДБ им. А. М. Горького.
Для нас «ключом» к работе с творчеством Максима Горького стал принцип искать то, что будет интересно нам самим, тогда это обязательно затронет и сердца наших детей.
Опросы показали, что современные дети имеют весьма смутное представление о творчестве А. Горького.Как заинтересовать их книгами великого писателя? Как отрешиться от хрестоматийных штампов?
|
|