Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (8)'03 - ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Где ты, детский питатель?
Участники книжного рынка отмечают дефицит современной отечественной детской литературы. По-прежнему популярны классики — Успенский, Остер, Заходер и др. Нынешние дети точно так же читают Каверина, Жюля Верна, как и несколько поколений перед ними.
С одной стороны, это объясняется известной консервативностью рынка детской литературы. Родители юных читателей опасаются приобретать книги неизвестных писателей, предпочитая проверенную классику. И большинство издательств, выпускающих детскую литературу, делают ставку на сложившиеся имена, хотя некоторые стараются издавать и детские новинки. С другой стороны, налицо дефицит авторов качественной детской литературы — это мировая тенденция. И если оглянуться назад, становится понятно, что их было немного и в прошлом. Например, в 60-е — был популярен Николай Носов, в 80-е — Астрид Линдгрен, а в 90-е — Джоан Роулинг с «Гарри Поттером».
Стабильной популярностью пользуются только сказки. По данным продаж в книжных магазинах, наиболее востребованным жанром детской литературы сейчас можно назвать фэнтези. В рейтингах лидируют серии «Рэдволл», «Гарри Поттер», «33 несчастья», «Ужастики», «Волшебство продолжается», «Романы для девочек» и т. п. В то же время наблюдается любопытная тенденция — детские бестселлеры с удовольствием читают сами родители. Пришло время «странных» книг, которые адресованы и детям, и взрослым. Например, книги Филиппа Пулмана в Англии продавались как детские, а в США — как взрослые».
Подобная вневозрастная популярность детской литературы дает ей дополнительный стимул к развитию. Некоторые издатели считают, что за последний год в этом сегменте рынка наметились серьезные изменения, впервые за много лет стали регулярно появляться новые проекты, тогда как раньше выпускались бесконечные переиздания классики. И во многом на ситуацию повлияло именно появление книг Джоан Роулинг: успех «Гарри Поттера» открыл издателям новую «территорию». В то же время российский книжный рынок сегодня полностью структурировался. Теперь его участники могут более интенсивно развивать новые направления, у них появилась реальная возможность влиять на покупательский спрос и формировать его.
Издатели оценили перспективы детской литературы и готовы участвовать в ее развитии. И в том случае, если этот сегмент рынка заполнят молодые отечественные авторы, уже через несколько лет дети будут читать в основном новые русские книги. Они не видят смысла выпускать посредственные произведения, предпочитая дождаться того момента, когда появится качественная современная литература. Именно поэтому в книжных магазинах пока большую часть детской литературы составляет иностранная продукция.
Новые хорошие российские авторы, в работе с которыми издательства заинтересованы, уже появляются. Но громко они заявят о себе только тогда, когда им будет обеспечен гонорар, позволяющий полностью сконцентрироваться на литературной работе. Ситуация изменится с появлением массовой детской литературы, когда возникнут благоприятные условия для создания качественных российских детских книг — тогда положение на рынке может измениться в пользу отечественных писателей.

По материалам сайта http://www.rbcdaily.ru
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы