Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (8)'03 - ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Пейзаж после битвы
Татьяна Филиппова, главный редактор журнала
«Библиотечное Дело»

Дискуссии о природе детской литературы и ее задачах начались едва ли не сразу после появления самой первой книжки, написанной для ребенка. И с тех пор критики, писатели, педагоги, библиотекари так и не смогли договориться, какие критерий важнее — педагогические или эстетические?

В XIX веке тон этих дискуссий задавали революционные демократы. Полагая главной целью воспитания — «сотворение» ГРАЖДАНИНА, они и к детской литературе предъявляли соответствующие требования. «Книги, — говорил В. Белинский, — которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
После революции битвы за неокрепшие детские души развернулись с новой силой.
На арене борьбы появились новые участники — педологи всех мастей, которые,
по меткому выражению Б. Житкова, являлись невежественными и ограниченными «чинушами от воспитания, приставленными к детям», — проповедовавшие подход
к ребенку, как «к материалу для обработки» и потому требовавшие,
чтобы и «книга помогала обработке».

Что и как писать для детей? Руководить детским чтением или только рекомендовать книги маленьким читателям? Нужна ли дидактика детской книжке? Об этом и многом другом спорили не только в специальных изданиях, но и с высоких партийных трибун.
Библиотеки в полной мере ощутили на себе результаты этих баталий. Органы Наркомпроса, например, изымали из фондов целые пачки книг только потому, что какая-нибудь «педагогическая старушка» ставила на них отметку «минус». Досталось библиотекам и писателям и в пятидесятые годы ХХ века, когда сторонники теории бесконфликтности поставили «минус» практически всей детской литературе. «Сказки в большинстве своем чрезвычайно вредны для советских детей», — писала некая дама в журнале «Дошкольное воспитание».

Но, как это часто бывает, в пылу полемики вместе с водой выплеснули и ребенка. Сегодня исследования по проблемам детского чтения ведутся вяло и практически не влияют на литературный процесс. Детские библиотеки озабочены тем, как вернуть и удержать читателя. Дети же читают о Гарри Поттере и радуются, что их оставили в покое…
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы