|
Особенности некоммерческих электронных библиотек
Владимир Абрамович Вуль, доцент Северо-Западного института печати, руководитель лаборатории «Электронных изданий», кандидат технических наук
Некоммерческие электронные библиотеки, предоставляющие бесплатный доступ к своим коллекциям электронных изданий, широко распространены в нашей стране. Рассмотрим особенности некоторых из них и определим их место в виртуальном пространстве.
В некоммерческих электронных библиотеках (ЭБ) любой посетитель сети может найти нужную книгу и бесплатно скопировать ее на свой компьютер («скачать» соответствующий файл). Чтобы было проще определить место некоммерческих ЭБ в виртуальном пространстве и некоторые их особенности, сначала попробуем классифицировать электронные библиотеки в целом.
Классификация ЭБ включает пять основных признаков:
• организатор электронной библиотеки, т. е. инициатор процесса ее создания;
• вид (виды) литературы, представленной в коллекции, и круг читателей, на которых она рассчитана;
• принципы комплектования (отбора изданий);
• характер предоставляемых услуг (в т. ч. наличие и качество электронного каталога) и наличие или отсутствие платы за эти услуги;
• форматы представленных электронных изданий.
Рассмотрим эти признаки подробнее.
В качестве инициатора создания ЭБ наиболее естественно выглядит какая-либо реальная библиотека (центральная, муниципальная, районная, научная, вузовская и др.). Именно профессионалы библиотечного дела могут создать рациональную структуру электронной коллекции, связать ее с библиотекой печатных изданий, создать электронный каталог и подготовить необходимый библиографический материал для описания изданий, представленных в ЭБ.
Организовать электронную библиотеку может какая-либо фирма (юридическое лицо) или общественная организация, а также любой гражданин (физическое лицо).
Среди разнообразия видов электронных изданий, представленных в интернете, наиболее распространены библиотеки художественной литературы. Все больше появляется ЭБ научного и учебного профиля, особенно учебных сетевых библиотек высших учебных заведений. Существуют в сети и собрания смешанного типа, в которых представлены самые различные виды литературы: художественная, учебная, детская, научно-техническая, учебная и пр.
Различаются ЭБ и по принципам отбора материалов (изданий). В профессиональных ЭБ (организованных профессиональными библиотечными работниками) используется концептуальный отбор материалов (по соответствию концепции создания ЭБ, например, книги по математике или физике или даже конкретные разделы этих наук). В ЭБ, создаваемых общественными организациями или физическими лицами, отбор литературы нередко производится случайным образом (например, представлены те материалы, которые в оцифрованной форме присылают в ЭБ читатели).
С точки зрения оказываемых услуг и степени их коммерциализации (оплаты) ЭБ можно разделить на коммерческие и некоммерческие. Первые, помимо копирования книг, журналов и их отдельных фрагментов, оказывают библиографические услуги, которые высоко ценятся во всем мире. Имеется в виду классификация изданий по различным признакам (ISBN, УДК, ББК и пр.), подбор литературы по определенным тематическим признакам, а также подготовка аннотаций различных изданий, библиографических обзоров и пр. Коммерческие ЭБ практически всегда поддерживают электронные каталоги как средство поиска литературы.
Технический признак классификации ЭБ — формат представления электронного документа в библиотеке. В большинстве случаев электронные издания представлены в одном из текстовых форматов. Чаще всего используется так называемый «только текст» или Plain Text в кодировке Microsoft Windows. Реже применяется форматы RTF и DOC редактора Microsoft Word. Во многих случаях для сокращения времени передачи данных используют архивирование исходных файлов, причем чаще всего применяют архиватор WINZIP.
В последнее время для хранения электронных изданий и работы с ними начинают использовать гипертекстовые форматы. На классификации (рис. 1) это отражено внизу справа. Основное достоинство этих форматов — простота и удобство навигации внутри конкретного издания. С помощью гиперссылок можно обращаться и к другим изданиям, например, перечисляемым в списке литературы.
Наибольшее распространение из форматов гипертекста получил HTML, который наиболее компактен. Весьма перспективен универсальный формат XML (HTML является его подмножеством). Он позволяет создавать в рамках издания разнообразные конструкции, включая в него файлы с графикой, анимацией, аудио и видео. Формат PDF относится к графическим, он позволяет полностью сохранить внешний вид издания, т. е. его оформление и форматирование, но, невзирая на встроенные алгоритмы сжатия, характеризуется значительно большими размерами файлов. Гипертекстовым может быть и формат DOC, используемый в редакторе MS Word 1997 г. и в более поздних версиях, т. е. в документ могут быть включены закладки и гиперссылки, выполнены переходы по внутренним гиперссылкам.1
На основании классификации рассмотрим характерные особенности некоммерческих ЭБ. Наиболее известная ЭБ такого типа за рубежом — «Проект Гутенберг» (см. «Библиотечное дело» № 2, с. 24—25). В России число подобных библиотек достаточно велико, а самая большая и популярная из них создана Максимом Мошковым. Это показывает, что в большинстве случаев такие ЭБ организуют отдельные энтузиасты.
Верхняя часть лицевой страницы сайта библиотеки Мошкова (http://lib.ru) показана на рис. 2. Сайт содержит множество весьма объемистых и протяженных web-страниц и имеет достаточно сложную структуру, что объясняется желанием систематизировать электронные издания по тематическому признаку, а также наличием дополнительных web-страниц специального назначения.
По составу электронных изданий библиотека Мошкова относится к смешанному или универсальному типу и рассчитана практически на любого читателя, кроме разве что детей младшего возраста. Здесь собраны произведения, соответствующие самым разным литературным пристрастиям и потребностям. Большую часть из общего объема этой ЭБ (4,2 Гб на 30 мая 2003 г.) составляет художественная литература. В качестве тематических рубрик фигурируют проза, переводы, поэзия, фантастика, детективы, история и пр. (рис .2).
Читатель найдет здесь античную и современную прозу и поэзию, фантастику российских и зарубежных авторов, книги по спорту и туризму, философские и эзотерические сочинения. Есть отдельная страница, посвященная музыкальным произведениям — можно «перенести» в свой компьютер не только книги, но и музыкальные произведения в формате MP3. Специальная web-страница названа «Литературный самиздат», где авторы могут публиковать в электронном виде свои произведения. В библиотеке также есть техническая и учебная литература. Предусмотрена подборка изданий и ссылок специально для работников библиотек.
Библиотека М. Мошкова создавалась без какой-либо заранее составленной концепции. Такие же, как и создатель библиотеки, энтузиасты посылали в нее электронные издания различных авторов. Некоторые сами набирали их тексты на компьютере, другие сканировали имеющийся у них печатный оригинал.
Каталог, подобный тем, что мы рассматривали ранее (см. «Библиотечное дело», № 5, с. 16—17, № 7, с. 19—22), в этой библиотеке отсутствует, но имеются простые средства поиска изданий (по автору и названию). Способствует поиску и множество тематических рубрик. Популярность библиотеки М. Мошкова проявляется не только в большом количестве посещений ее сайта, но и в наличие множества ее «зеркал» на серверах, расположенных в различных регионах нашей страны.
Частные лица или общественные организации могут создавать ЭБ, руководствуясь личными вкусами и пристрастиями. В этих случаях заранее намечается определенная концепция отбора литературы. Например, существуют библиотеки поэзии Владимира Высоцкого, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского. Множество библиотек представляют фантастику отдельных авторов.
В свою очередь, некоммерческие библиотеки учебных заведений комплектуются в рамках концепции предоставления учебников, учебных пособий и методической литературы для учащихся. Тематика этих изданий однозначно соответствует определенным государственным стандартам по тем специальностям, по которым производится подготовка специалистов в этом учебном заведении.
В большинстве же других некоммерческих ЭБ отбор литературы носит случайный характер. Однако в крупных постепенно появляется определенная упорядоченность, тематическое структурирование, что существенно облегчает работу по выбору нужной книги посетителям ее сайта.
В интернете также размещено множество специализированных некоммерческих библиотек, в которых хранятся доклады, рефераты, курсовые и даже дипломные работы. Следует, в частности, отметить «Научно-образовательный портал» на сервере Российского студенчества, который, вероятно, следует классифицировать шире, чем библиотеку. Он содержит не только большое количество разнообразных учебников, пособий, рефератов, словарей, энциклопедий, но и сведения о научных и учебных учреждениях, предоставлении грантов, виртуальных научных сообществах и пр. Предусмотрены здесь и ссылки на крупнейшие некоммерческие сетевые ЭБ.
В большинстве некоммерческих ЭБ используются текстовые форматы и архивация. В вузовских ЭБ преимущественно используются те же текстовые форматы и различные архивные (ZIP и RAR как под Windows, так и под DOS). Гипертекстовые форматы имеются лишь как частный случай. HTML-формат широко используется для создания ссылок и навигации в пространстве некоммерческих ЭБ. Так, в библиотеке М. Мошкова имеется web-страница огромной протяженности, на которой представлены «Русскоязычные литературные архивы сети Интернет». В нескольких строках этой web-страницы встречаются записи типа «Каталог архива в формате HTML у меня». Конечно, имеется в виду не стандартный сетевой библиотечный каталог, а некоторое его подобие, т. е. сетевое средство поиска электронных изданий с помощью гиперссылок.
Для работы с гипертекстовыми изданиями в формате HTML используются браузеры — MS Internet Explorer, Netscape Communicator, Opera и многие другие.1 Для чтения изданий в PDF-формате применяют Acrobat Reader фирмы Adobe. Гипертекстовые форматы для учебных изданий представляются нам наиболее предпочтительными. Они позволяют, в частности, оптимизировать пользовательский интерфейс. Например, иллюстрации можно выводить в отдельных окнах на экране монитора, что гораздо удобнее для работы с учебным пособием.
Наконец, в гипертекст могут быть включены ссылки на цифровые аудио- и видеофайлы, что позволяет сделать электронное издание мультимедийным. Благодаря включению в состав электронной книги интерактивных компонентов, можно превратить ее в издание сценарного типа, где читатель будет играть роль определенного персонажа и в некоторых рамках влиять на развитие сюжета. В учебных изданиях интерактивные компоненты позволяют имитировать процессы и явления, в чем-то уподобляясь современным тренажерам. Это вносит в процесс обучения элементы тренинга, приближая его к практической деятельности и делая гораздо более эффективным.
На сайтах некоммерческих библиотек обычно имеется ряд сопутствующих фрагментов. Например, наряду с книгами о кино и театре web-страница может содержать еще и структурированные обзоры видео с рекомендациями по их просмотру, программу телепередач и др. В большинстве ЭБ выделена страница новых поступлений, которая обновляется практически ежедневно. Обычно здесь предлагается возможность подписаться на рассылку списков новых поступлений по электронной почте.
В чем же заключается роль и функции некоммерческих ЭБ? По нашему мнению, одна из важнейших их функций — просветительская. Они способствуют продвижению книг в электронном виде в самые отдаленные уголки нашей большой страны, помогают приобщить к современной литературе молодежную аудиторию.
Другая важнейшая функция, созвучная с первой, — содействие в учебе. Общеизвестно, что уже со школы информация для докладов и рефератов черпается из Сети, как правило, из собраний различных ЭБ.
Роль и авторитет некоммерческих ЭБ постепенно увеличиваются. Это проявляется в сотрудничестве некоммерческих электронных библиотек с издательствами, которые предоставляют в ЭБ электронные версии книг, надеясь увеличить их популярность и известность самого издательства. Есть обратные примеры, когда от издательств поступали предложения выпустить книги молодых авторов, электронные версии произведений которых были опубликованы в ЭБ. Это подтверждает, что некоммерческие ЭБ представляют важную часть информационного обеспечения и пользуются популярностью у населения нашей страны.
В заключение — показательный пример. Благодаря популярности авторского сайта писателя Бориса Акунина (www.akunin.ru), имя одного из его героев (Фандорин) стало сетевым псевдонимом. Ни один из героев современной русской литературы до сих пор не уходил так далеко за пределы авторского текста. Раздел сайта — «Тест леди Эстер» (www.akunin.ru/knigi/fandorin/azazel/ estertest/) — выводит за скобки сюжетную завязку романа «Азазель», превращая ее в литературную интернет-игру, что еще более увеличивает популярность книг Акунина у пользователей Сети. Уже демонстрировался отечественный фильм по его сценарию и начата съемка фильма в Голливуде известным режиссером П. Верховеном.
1 Вуль В. А. Электронные издания. — СПб.: «БХВ — Санкт-Петербург», 2003.
|
|