Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (8)'03 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
От шумерских табличек до электронных библиотек
Людмила Гусева, научный сотрудник отдела комплектования РНБ, кандидат педагогических наук

Вышла в свет монография
Б. Ф. Володина «Всемирная история библиотек». Написанная на основе лекций, эта книга может быть использована как учебное пособие в вузе. Она будет полезна и руководителям, озабоченным проблемами строительства и освоения новых зданий.

Историю библиотек можно писать по-разному. Одни определяют единый языковый шаблон и подгоняют под него структуру и функции библиотек, созданных в разных исторических условиях для разных целей. В этом случае все, что не вписывается в заданную теоретическую схему изложения исторического материала, отбрасывается, как «не имеющее ценности для науки», «незначительное». Другие, наоборот, изучают все самое уникальное и кажущееся для непосвященных случайным в библиотечном деле.
Единичное, особенное, как предмет исследования всегда интересовало гуманитарные науки, но в стремлении достичь признанного идеала научности, начиная с XIX века, теоретики исторической науки противостояли любой личной интерпретации исторических ситуаций и текстов, требуя вносить в исследовательский процесс или общепринятую философскую интерпретационную схему, или социальные обобщения — типизацию.
В библиотечном деле гуманитарное направление — искусство дешифровки текстов и исторических ситуаций и «научное» сосуществуют рядом. Очень часто историки просто находят новые факты и дают им предварительное научное обоснование, не претендующее на широкое обобщение. Поиск общего, типового является противоестественным и в тех случаях, когда требуется выявить творческую индивидуальность различных деятелей и неповторимость созданных ими творений — артефактов.
В настоящее время в западных странах необычайно возрос интерес исследователей к специфическим проявлениям культуры разных стран мира как в прошлом, так и в настоящем. Но их опыт показывает (особенно наглядно это видно на интерпретации отечественной истории), что писать такую гуманитарную историю на материале других стран не менее, а может быть и более сложно, чем искать общее, поскольку главный инструмент исследователя-гуманитария — его знания разных языков и культур и особый талант анализа текстов художественных произведений (в самом широком смысле этого слова): архитектурных сооружений, научных трудов, художественных книг, картин, кинофильмов и т. д.
В России одним из таких специалистов, кому оказалось под силу освоить культуру разных стран мира, является Борис Федорович Володин. Для нашей страны он тоже по своему уникален: владеет несколькими языками — немецким, французским, английским, польским, испанским, финским и обладает разносторонними знаниями в области киноискусства, театра, архитектуры, художественной литературы. Завсегдатаи кинолектория при РНБ хорошо знают его ретроспективные показы фильмов, а зарубежные любители русской литературы в Прибалтике неоднократно приглашали Бориса Федоровича с обзором современной отечественной литературы. Вот уже несколько лет Володин является членом жюри любительского общества «Театрал» и пишет статьи о наиболее интересных театральных постановках.
Представления о библиотеках, изложенные в недавно изданной книге Б. Ф. Володина «Всемирная история библиотек», сформировались не только на основе исторических документов, но и в результате непосредственных впечатлений, полученных им от посещения библиотек разных стран мира. Многие красочные иллюстрации к книге, дополняющие ее содержание и обогащающие познавательные возможности читателей, сделаны на основе фотоснимков автора, запечатлевших здания библиотек, интерьеры читальных залов, фрески. Эстетическое воздействие на читателей усиливается и талантливым описанием архитектурного дизайна библиотек мира. Результат — научно-обоснованная и художественно выразительная картина, интересная не только библиотечным специалистам, но и самому широкому кругу читателей.
Как человек определенного времени и конкретной культуры автор исторического исследования о библиотеках мира не мог не совместить гуманитарный подход с «научным» (социальным) — каждый исторический период в его работе подытоживается и определяются сложившиеся в обществе типы библиотек. «Существенным отличием данной работы от других, — пишет Володин, — представляется то, что всемирная история библиотек рассматривается в ней как история библиотечного учреждения (общественного института) в контексте эволюции типов и видов библиотек» (c. 8).
Но, на мой взгляд, значение рецензируемой книги как гуманитарного исследования и учебного пособия не до конца осознано самим автором. Действуя во многом интуитивно, он выбирает и интерпретирует те проблемы, тот опыт прошлого, который интересует современных людей (не только библиотечных специалистов), и поэтому выходит за пределы ограниченного им контекста.
В центре внимания исследователя оказываются не только сами библиотеки и организация их работы, но и люди, занимавшиеся этим в различные исторические эпохи. Уделяя большое внимание деятельности таких выдающихся личностей, как Готфрид Вильгельм Лейбниц, Иоганн Вольфганг фон Гете, Андрей Станислав Залуски, Петр I, Вильгельм фон Гумбольдт, Антонио Паницци, Томас Джефферсон и др., Володин обращает внимание на их личный вклад в развитие библиотечного дела в своей стране. Без этих же фактов всемирная история библиотек была бы совсем другой.
Хорхе Луис Борхес в новелле «Другая смерть» отмечает, что упущение одного-единственного факта может изменить наше настоящее. «Видоизменить прошлое не значит изменить только факт; это значит — зачеркнуть те его последствия, которым надлежит иметь бесконечное продолжение». Володин, дополняя историю библиотек фактами, демонстрирующими причастность к библиотечному делу исторических личностей — ученых, писателей, художников, архитекторов — расширяет наше представление о развитии событий, которые привели к тому, что наши библиотеки стали именно такими, какие они есть в настоящее время.
Исторический материал о людях, сотворивших библиотеки, впечатляет многообразием и глубиной проникновения в творчество личности. Словесные описания дополнены визуальными образами — книга иллюстрирована изображениями исторических персонажей.
Есть в книге и другой — очень важный, имеющий, на мой взгляд, теоретический характер — аспект исследования всемирной истории библиотек. Автор проанализировал концептуальные схемы библиотек, на основе которых действовали их руководители или государственные деятели, и выявил аналогии между ними и концепциями, воплощенными в архитектуру библиотечных зданий. В своей работе Володин неоднократно подчеркивает связь организации работы библиотек с архитектурным дизайном, особенно в тех случаях, когда стали строиться специально проектируемые для библиотек здания.
В книге описывается, как разрабатывались концепции библиотек, как они реализовались в архитектурном проекте, вписывались в социальный и культурный ландшафт конкретной страны. Новые концепции появлялись в результате осмысления сложившейся социокультурной ситуации, знания жизненных проблем, решить которые могли именно библиотеки. И никакое социологическое обобщение мнения отдельных людей, никакой маркетинг не помогут создать отвечающую потребностям современных людей концепцию, если ее составители не имеют опыта чтения текстов, описывающих различные культурные миры, не способны размышлять над прочитанным и пользоваться письменным языком для выражения своих мыслей — создавать «знание, которое вышло из серьезного чтения».
Отношение к библиотеке раннего исторического периода — «Дом книги», «Дом жизни» (Древний Египет), «Библиотека — храм» (Рим), «Уединенное внутреннее святилище» (Франция) и т. д. — связаны с осмыслением роли книги в обществе. Они отражали понимание процесса взаимодействия книги и читателя, исследования текстов или прагматического использования литературы для целей образования, просвещения. Очень наглядно смысл этого показан Володиным на материале о деятельности Мартина Лютера.
Один из наиболее интересных примеров, демонстрирующих взаимосвязь концептуальных представлений о библиотеке и соответствующего ее дизайна — это «Библиотеки эпохи Барокко», создаваемые для поддержки и развития гуманитарных наук как они понимались в католицизме. Гуманитарное исследование — «духовное занятие» дешифровки священных текстов — требовало, чтобы книги вписывались в специальный визуальный контекст (живопись, скульптура, росписи на стенах), формирующий определенное религиозное чувство.
Судить о том, как сами люди описываемой Володиным эпохи Барокко представляли себе идеальную библиотеку, позволяет работа французского ученого-иезуита епископа Клода Клемана «Здание, оборудование, обслуживание и использование книг в государственном и частном музее или библиотеке» (1635 г.). Визуальное оформление библиотек Клеман уже рассматривает не только как просто приносящее эстетическое удовольствие читателям от окружающей их красоты, но и как неотъемлемый элемент обслуживания, поощряемый научные и образовательные цели.
Исследования дизайна библиотек, используемые Володиным, во многом дополняют документальные источники об организации библиотек и помогают понять мышление людей того времени, их представления о взаимодействии с книгой, как исследовательском процессе, в результате которого приобретаются новые знания. «В основу решения пространства Эскориала, — пишет Володин, — была положена композиция, выполненная на основе специально разработанного для библиотеки сценария. Все изображения, как бы наполненные движением, иллюстрировали и разъясняли расположенные внизу под ними те или иные части фонда библиотеки, и посетитель, используя свои память и воображение, должен был как бы «расшифровать» то или иное изображение» (с. 91).
Кстати, специалисты, знакомые с современной социальной и культурной направленностью дизайна веб-документов, не могут не обратить внимание на сходство между принципами оформления библиотек Барокко и электронных документов. Последние также вписываются в различные визуальные контексты, способствующие восприятию текста людьми, принадлежащими к разным культурным группам.
В конце XX века, отмечает Володин, происходит новый всплеск строительства специальных зданий для библиотек, прежде всего национальных. В их архитектуре и организации деятельности воплощаются концепции, созданные под воздействием понимания тех огромных возможностей, которые принесли с собой в библиотеки новые медиа, компьютеры и интернет.
В этот период книга рассматривается уже как один из видов медиа, имеющих свои правила письма и чтения, а грамотность — в более широком смысле, как социальное достижение — включает использование письменных, визуальных, разговорных и электронных текстов. На основе исследований, проводимых в западных университетах, в Библиотеке Конгресса США уже в 1980-е гг. была создана концепция «мультимедийной энциклопедии». Она обеспечила широкий доступ всем желающим к разнообразным по своему символическому содержанию коллекциям библиотек: традиционным печатным документам, фильмам, картам, музыкальным материалам.
В соответствие с новыми схемами, расширяющими традиционное обслуживание за счет более тесного взаимодействия с культурным и социальным окружением, изменился и библиотечный дизайн. Архитекторы стали иначе проектировать организацию пространства традиционных библиотек, рассчитанного на использование разных медиа; применять современные способы освещения и экологически чистые естественные материалы. Появились места для общения, дворики с обилием зелени; библиотеки вписываются в окружающий природный ландшафт.
В заключение, отметим, что столь значительного успеха в своих изысканиях Володину удалось добиться, используя довольно простой способ, характерный для гуманитарных исследований, — абдуктивное сопоставление формального сходства частных явлений, возникших в разных культурах, и выявление их исторической взаимосвязи. История содержит много таких феноменов, которые мы не различаем, не воспринимаем, и только личность, обладающая определенным талантом, открывает их для нас. Абдуктивная логика оказалась довольно продуктивной и в образовательной практике. Сопоставление разных идей стимулирует мышление, поощряет активное познание на основе чтения и использования познавательных возможностей языка. Заглянув в чужой мир и проанализировав непосредственное окружение, специалист осознает свою реальность. Новое конкретное знание — как действовать, создается в сопоставлении своей точки зрения с другими.
«Всемирная история библиотек» написана на основе лекций, которые автор читает на Высших библиотечных курсах РНБ, но по своему содержанию и организации материала — это монография, которая может быть использована и как учебное пособие в вузе. Особенно полезен предлагаемый автором материал для отечественных руководителей разного уровня, которые столкнулись с проблемами строительства и освоения новых зданий.

Б. Ф. Володин. Всемирная история библиотек. — СПб.: Профессия, 2002. — 352 с., 32 с. цв. вкл. ил. — (Серия: Библиотека).
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы