Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 8 (8)'03 - КНИГОЧЕЙ
Безумный... «Плоский мир»
Серия «Плоский мир» Терри Пратчетта включает в себя лучшие произведения в жанре интеллектуального фэнтези конца XX века.

Книги «Плоского мира» полны едкого, колючего юмора — фирменный стиль Терри Пратчетта. Его произведения изобилуют разнообразными, удивительно остроумными ссылками на произведения мировой литературы. Чтобы читать Пратчетта и действительно понимать его, необходимо знать огромный массив мировой литературы, включая книги для детей. Например, сюжетная канва романа «Безумная звезда» заимствована из сказочной повести Туве Янссон «Мумми-тролль и комета».
Британские таблоиды с восторгом пишут об авторе «Плоского мира», сравнивая его с классиками английской литературы: «Я полагаю, что Терри Пратчетт — лучший юмористический писатель, появившийся в Англии после Вудхауза» (White dwarf) или «Пратчетт не менее забавен, чем Вудхауз, и столь же остроумен, как Во» (Independent). A Oxford times однозначно заявляет: «Совершенно очевидно, что Терри Пратчетт — лучший писатель-юморист двадцатого столетия».
Карьеру свою Пратчетт начинал как обозреватель криминальной хроники, затем работал пресс-атташе четырех атомных электростанций, но в 1987 году сделал главный выбор в своей жизни — полностью отдался писательскому ремеслу. В скором времени его книги стали появляться регулярно и надежно оккупировали первые строчки в рейтинге бестселлеров. Читать книги «Плоского мира» в порядке их написания необязательно. Лишь для четырех романов серии сам автор рекомендует определенную последовательность прочтения: «Творцы заклинаний», «Вещие сестрички», «Ведьмы за границей» и «Дамы и господа».
На страницах этих книг вы встретитесь с серьезной ведьмой и чрезвычайно тонким психологом — матушкой Эсме Ветровоск, с «беззаботной, многократно замужней» нянюшкой Гитой Ягг и романтичной Маграт Чесногк — «ведьмочкой с вечно шмыгающим носом, растрепанными волосами и странно сентиментальным отношением к дождевым каплям, розам и котятам».
Матушка Ветровоск — дама преклонных, даже по меркам Плоского мира, лет. Самым важным в ремесле ведьмы она считает умение «заимствовать разум у разнообразных животных, птиц и даже пчел». Правда, после проведения этой процедуры с пчелами ей «срочно нужен букет цветов, горшок меда и кого-нибудь ужалить».
Нянюшка Ягг — неисправимая оптимистка. У нее много детей и еще больше внуков. Перед сном нянюшка всегда заглядывает под кровать — «на тот случай, если там вдруг спрятался мужчина. Никогда не знаешь, где повезет». Кроме того, нянюшка известна как исполнительница песен весьма игривого содержания.
Сентиментальная Маграт, несмотря на то, что она ведьма, становится королевой. По словам супруга, одно другому не мешает.
Примечателен также второстепенный персонаж — кот Грибо, принадлежащий нянюшке Ягг, — одноглазый хулиган, драчун и по совместительству отец всего окрестного кошачьего населения.
В книгах Пратчетта — полный комплект персонажей, присущих жанру. Это волшебники, обучающиеся в местном вузе — Незримом университете; главные боги, живущие на самой высокой точке Плоского мира, и мелкие боги, которые могут ютиться под любым листочком, лишь бы в них верили; гномы, эльфы, тролли, варвары, драконы, странники, прекрасные девушки — все они населяют страницы удивительных книг писателя.
Нельзя обойти вниманием и самого, пожалуй, парадоксального жителя Плоского мира — Смерть. Здесь Смерть — мужского рода. Он обладает своеобразным чувством юмора и весьма оригинальной внешностью: это двухметровый скелет в черном плаще на ослепительно белой лошади по имени Бинки. Мало того, что Смерть появляется на страницах каждой книги серии, он еще и главный герой романов «Мор, ученик Смерти» и «Мрачный жнец». Этот персонаж не жесток и не безжалостен, просто он — Смерть и обязан блюсти порядок на вверенном ему Плоском мире. А так, он обожает кошек и любит работать поваром в закусочной.
Помимо юмора, колкостей, забавных аналогий, книги Пратчетта, как и любая хорошая книга, несут глубинный философский, но в то же время удивительно ясный смысл. Мы видим: несмотря ни на что, на Плоском мире или в любом другом из миров «множественной Вселенной» есть любовь, дружба, сострадание, смех и слезы. Может, именно в этом — настоящее волшебство...
В Англии писателя считают лучшим юмористом ХХ века.

Алена Беленькая
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы