|
Народ + трезвость = библиотека
Михаил Матвеев, старший научный сотрудник отдела истории библиотечного дела РНБ, кандидат педагогических наук.
До революции существовало довольно много разновидностей народных библиотек - их открывали и официальные учреждения, и частные лица. Наиболее активно такие библиотеки создавались в 1890-1900-х гг.. Это было связано как с желанием либерально настроенной интеллигенции способствовать самообразованию простого народа, так и с развитием капиталистических отношений, требующих более высокого уровня грамотности населения.
До революции существовало довольно много разновидностей народных библиотек — их открывали и официальные учреждения, и частные лица. Наиболее активно такие библиотеки создавались в 1890—1900-х гг. Это было связано как с желанием либерально настроенной интеллигенции способствовать самообразованию простого народа, так и с развитием капиталистических отношений, требующих более высокого уровня грамотности населения.1, 4
Из народных библиотек, существовавших в Петербурге в конце ХIХ — начале ХХ веков, по размеру фондов, числу читателей и другим статистическим признакам выделялись те, которые были организованы Городской Думой (15—17 библиотек в 1900-е гг.) и Попечительством о народной трезвости (17 библиотек за все время существования Попечительства). Но общее количество их в столице Российской империи было довольно невелико, и к тому же они не всегда удовлетворяли запросам местного населения. Именно поэтому и требовалась определенная поддержка со стороны различных добровольных просветительных организаций.
Все просветительные общества и организации в принципе можно разделить на три основные группы в зависимости от того, в какой степени они занимались вопросами школьного и внешкольного образования. Первую группу составляют общества «общепросветительного характера», которые занимались организацией различных курсов, воскресных школ, народных чтений, издавали «литературу для народа», открывали народные библиотеки и т. д. Вторая группа — общества более «частного характера» (они занимались преимущественно организацией народных чтений и отчасти устройством библиотек). Третья группа — это общества, специально созданные для того, чтобы устраивать народные библиотеки. Следует отметить, что таких «специальных» обществ (в отличие от двух предыдущих групп) в Петербурге не было.
Одна из наиболее ранних попыток учреждения народной библиотеки усилиями обществ «общепросветительного характера» относится к 1877 г. — это читальня Санкт-Петербургского комитета грамотности у Сенной площади. Следующая — к 1883 г., когда по инициативе Императорского человеколюбивого общества была открыта библиотека, просуществовавшая до 1912 г. Затем следует отметить деятельность Санкт-Петербургского общества трезвости. Оно возникло на 8 лет раньше официального попечительства, его почетным председателем был Иоанн Кронштадский. В 1891—1892 гг. это общество учредило 10 чайно-читален в различных районах города, правда, большинство из них было закрыто в 1892 г. из-за холерной эпидемии. Впоследствии, в 1907 г., общество открыло еще одну библиотеку на Глазовской улице.10
Кроме Петербургского общества трезвости, существовали и другие, меньшие общества, расположенные в разных частях (районах) города, например, Охтинское общество трезвости, которое в 1890 г. на Пороховской улице открыло библиотеку, просуществовавшую до 1917 г. Были тогда в столице и общества трезвости, организованные по национальному признаку. Финское общество трезвости «Алку» в 1897—1911 гг. содержало библиотеку «Начало» на Казанской улице с двумя филиалами на Малой Охте, а Эстонское общество трезвости — библиотеку «Верность» на Бассейной улице (кстати, эта библиотека была одной из первых в своем роде — она открылась в 1856 г. и просуществовала до 1917 г.).
Из числа крупных обществ «общепросветительного характера» конца 1890-х гг. надо выделить Общество ревнителей русского исторического просвещения, содержавшее несколько народных библиотек-читален.8, 11 В начале 1900-х гг. следует отметить Санкт-Петербургское общество народных университетов, открывшее библиотеку на Моховой улице. Она просуществовала с 1908 по 1917 гг. и по своим показателям была крупнейшей народной библиотекой в городе. Ее фонд в 1913 г. составлял 75 тыс. томов, а книговыдача — 11 тыс. томов.3
В 1907—1908 гг. открывались и библиотеки так называемых обществ образования, располагавшиеся в различных районах города и имевшие по одной (иногда две) народной библиотеке. Среди них — Общество образования Александро-Невской части, Коломенское общество образования, Общество образования Нарвской части, Общество образования за Московской заставой и др. Фонд их собраний колебался в пределах 800—1200 книг, число читателей — 200—400 человек.
Следующая разновидность — общества, предназначенные для распространения знаний среди рабочих, многие из которых имели свои библиотеки.5 Это общества «Знание», «Знание-свет», «Источник света и знания», «Луч», «Наука», «Знание-сила», «Свет» и др. Чаще всего такие библиотеки открывались в 1907—1909 гг., но просуществовали они недолго — всего несколько лет. Их фонды редко превышали 1500 книг, а число читателей составляло 100—150 человек.
Определенных успехов в Петербурге добилось и общество более «частного» характера, а именно Невское общество устройства народных развлечений, занимавшееся в основном устройством спектаклей для народа. Оно открыло так называемую Невскую библиотеку, работавшую в 1871—1907 гг. на 5-й линии Васильевского острова и впоследствии перешедшую к частному владельцу — Н. Д. Тяпкину. В 1893 и 1896 гг. Невское общество открыло на Шлиссельбургском тракте еще две народные библиотеки.12 Одна просуществовала до 1914 г., другая — до 1917 г. К 1899 г. фонд каждой из них доходил до 20 тыс. томов, число читателей — до 1 тыс. Для народных библиотек это были очень существенные показатели.
Василеостровское общество народных развлечений в 1907—1911 гг. содержало библиотеку на Среднем проспекте. На Спасской улице в 1892—1917 гг. работала народная библиотека Лесного общества устройства народных развлечений. Показатели их деятельности были более скромными, чем у собраний Невского общества — их фонд составляли 3—4 тыс. книг, а число читателей — 200—300 человек.
Свои библиотеки открывали и благотворительно-просветительные общества, которые ставили перед собой сравнительно узкие задачи и ориентировались преимущественно на оказание помощи нуждающимся. Например, Общество попечения о бедных и больных клинического военного госпиталя и клиник Императорской Военно-медицинской академии в 1893—1917 гг. содержало библиотеку на Нижегородской улице. Народная библиотека Попечительства о бедных при Мариинской и Александровской больницах просуществовала с 1863 по 1911 гг. Благотворительное общество при церкви Александровской больницы в 1897 г. также открыло библиотеку.2
Наряду со «светскими», в Петербурге действовали и религиозные просветительные организации. Прежде всего, это церковные братства и приходские попечительства. Их в Петербурге было довольно много, часть из них содержала народные библиотеки. Это библиотека при Церковной Троицкой школе Охтинского братства, читальня столовой Сергиевского братства, библиотека аудитории народных чтений Смоленского благотворительного приходского общества, библиотека Гутуевского церковноприходского попечительства, библиотеку им. А. М. Горького приходского Смоленского попечительства. Фонды этих собраний в основном состояли из религиозно-нравственной литературы, объем не превышал 400—500 книг, а круг читателей был весьма ограничен.
Помимо стационарных, братства и попечительства устраивали и так называемые уличные библиотеки в шкапиках и рамах. Они представляли собой витрины, в которых размещались различные религиозные листки и брошюры, а также периодические издания. Располагались такие библиотеки обычно при церквях — Смоленской, Исидоровской, Сергиевском соборе, Александро-Невской лавре и др.
Особо следует отметить деятельность Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви.9 Оно открыло 4 библиотеки — первую в 1887 г. при Свято-Троицком храме, вторую — на набережной Фонтанки в 1897 г., в том же году при Воскресенской церкви — третью, четвертую — в 1907 г. при церкви Иоанна Предтечи. Их фонды также в основном состояли из религиозно-нравственной литературы и периодики, но размеры были более значительны — от 3 до 5 тыс. на библиотеку в начале 1900-х гг.
Свои библиотеки в эти годы создавали и профсоюзы. Вопрос заключается в том, можно ли считать их народными? С одной стороны, если понимать под этим библиотеки для простонародья (рабочих), то профсоюзные библиотеки можно считать народными. Но если брать за основу признак общедоступности, то ситуация будет уже несколько другая, так как их читателями были в основном члены профсоюзов, а вот сведений о «сторонних читателях» практически нет.4, 7
Одним из наиболее крупных профсоюзов в 1900-х гг. было профессиональное общество рабочих по обработке металлов. Оно имело 5 библиотек — Центральную, Василеостровскую, Выборгскую, Нарвскую и на Большой Пушкарской. Другие профсоюзы имели, как правило, по одной библиотеке. Это профессиональные общества рабочих картонажного производства, печатного производства, золото-серебрянников и бронзового производства, экипажного производства, деревообделочников, архитектурно-строительных рабочих, булочно-кондитерского производства, по выделке кожи, по выработке волокнистых веществ, трактирного промысла и др.6 В 1900—1909 гг. существовало несколько библиотек при конно-железной дороге (при Василеостровском, Выборском, Нарвском, Московском, Рождественском и Петербургском парках). Библиотеки профессиональных обществ, как правило, были небольшими — до 1 тыс. томов, а число читателей составляло около 100 человек в каждой.
В заключение отметим, что несмотря на активную деятельность просветительных и благотворительных обществ общее количество народных библиотек в Петербурге было не так уж велико — максимум 80—90, а пользовались ими только 1—1,5% населения. Это не означает, что сложившаяся до революции система народных библиотек была изначально плохой — она была слабой, для ее развития не хватало средств. Но народные библиотеки различных просветительных и благотворительных обществ сыграли свою роль в просвещении населения. Они составляли больше половины всех народных библиотек Петербурга — тех, что были открыты городской думой, было явно недостаточно для столицы, а созданных частными лицами и вовсе были считанные единицы.
В послереволюционный период народные библиотеки просветительных обществ пострадали больше всего — их фонды частично погибли, а частично были рассредоточены по другим собраниям.
1 Абрамов Я. В. Очерки частной инициативы в деле народного образования в России: Ст. 5-я. Нар. б-ки, созданные част. инициативой // Рус. школа. — 1891. — № 4. — С. 133—141; № 5. — С. 200—212.
2 Бесплатная библиотека [Общества Попечения о бедных и больных»] // Образование. — 1896. — № 11. — С. 109 (2-я паг.).
3 Библиотека-читальня имени Гоголя при Санкт-Петербургском обществе Народных Университетов // Вестн. народ. ун-тов. — 1911. — № 6. — С. 295—303; № 7. — С. 349—352; № 8. — С. 387—390.
4 Гриневич В. П. Профессиональное движение рабочих в России. — СПб.: Изд. кн. маг. «Наша жизнь», 1908. — 287 с.
5 Груздев С. Петербургские рабочие клубы // Нар. журн. — 1913. — № 33. — Стб. 1050—1052.
6 Инструкция по библиотеке профессионального общества рабочих картонно-картонажного производства в Санкт-Петербурге. — СПб.: Тип. т-ва И. Буссель, 1910. — 4 с.
7 Мезьер А. В. Библиотеки при профессиональных союзах // Рус. школа. — 1907. — № 12. — С. 38—49.
8 Народные библиотеки Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. — СПб., 1899. — 45 с.
9 Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Санкт-Петербурге: (По сведениям за 1908 и 1909 гг.) // Прибавл. к Церков. ведомостям. — 1911. — № 15/16. — С. 682—688. — В конце ст.: Ф. В-в.
10 Очерк деятельности Санкт-Петербургского общества трезвости. — СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1898. — 28 с.
11 Правила о бесплатных народных библиотеках Общества ревнителей русского исторического просвещения. — Пг., 1898. — 8 с.
12 Правила читальни Невского общества устройства народных развлечений. — СПб.: Тип. Шредера, 1893. — 4 с.
|
|