|
Информационное пространство вузовской библиотеки
Татьяна Лигун, заместитель директора по научно-исследовательской работе Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета
Под влиянием изменений глобального информационного пространства библиотеки вынуждены менять не только технологии своей работы,
но и уже сложившиеся подходы, понятия, термины
и соглашения, по-новому моделировать и организовывать свое информационное пространство.
Под информационным пространством вузовских библиотек мы понимаем пространство, в котором действуют библиотечно-библиографические процессы, непосредственно связанные с научно-информационной деятельностью (НИД) данной библиотеки и вуза в целом. Основные компоненты информационного пространства — это информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.
Главная цель создания комфортного информационного пространства очевидна — обеспечить доступ пользователя к необходимым ему документам и данным, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся. Но для этого необходимо, чтобы все компоненты были реализованы и их развитие происходило достаточно гармонично.
Анализ деятельности большинства библиотек показывает, что из перечисленных выше компонентов вузовские библиотеки обладают большими и разнообразными информационными ресурсами, некоторыми средствами информационного взаимодействия и очень слабой информационной инфраструктурой.
Решение задач по устранению этого дисбаланса «внутри библиотеки» основывается на системном подходе к организации всех составляющих частей и направлений деятельности вузовской библиотеки. Создание информационного пространства библиотеки предполагает решение ряда взаимосвязанных комплексных «подзадач».
Первое — разработка и создание информационной инфраструктуры, то есть системы организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства библиотеки и средств информационного взаимодействия. На построение правильной информационной инфраструктуры вузовской библиотеки влияют:
• характер и объем деятельности библиотеки, ее место и роль в вузе (это может быть просто учебная библиотека или информационный центр вуза), степень внедрения новых технологий, особенности здания библиотеки, подготовка и квалификация кадров;
• расширение видового состава фондов документальных и других источников, разнообразие информационных услуг библиотеки;
• коммерческая деятельность, способствующая расширению номенклатуры услуг и увеличению объемов информационно-библиотечной и другой деятельности, благодаря чему появляются новые рабочие места и подразделения;
• изменение характера технологии и последовательности трудовых процессов, вызванное внедрением средств автоматизации и механизации;
• количество, размещение, архитектурно-планировочные особенности здания библиотеки.
В числе мер, направленных на создание информационной инфрастуктуры, — приобретение и внедрение необходимой технологии, развитие сетевых информационных служб, разработка процедур и распределение ответственности по управлению ею. К сожалению, сейчас говорить о технической составляющей информационной инфраструктуры в вузовских библиотеках очень сложно, так как финансовые проблемы существуют во всех вузах. Многие библиотеки оснащаются техникой и программным обеспечением по принципу «бери что дают», хорошо если вообще что-то дают. Сейчас картина меняется, но медленно.
Вторая составляющая инфраструктуры — разработка новых организационных механизмов в условиях создания нового информационного пространства, переквалификация персонала в плане обучения работе с персональными компьютерами и новыми методами управления с использованием возможностей телекоммуникаций. Здесь важны организационно-структурные изменения (реорганизация), которые являются частью разрабатываемой библиотекой долгосрочной программы (концепции ее развития), объединяющей все виды и направления деятельности библиотеки.
Продумывание миссии и функции библиотеки будет способствовать ее скорейшему приспособлению к новой среде существования, созданию правильно организованного информационного пространства. В настоящий момент, сохраняя свои основные функции формирования, хранения и обеспечения абонентов информацией, практически все из ранее выполняемых библиотеками видов деятельности и технологий претерпели изменения. Это привело к появлению в структуре библиотек новых подразделений (отделов):
• автоматизации библиотечных процессов;
• оперативной информации;
• электронных баз данных и т. п.
Анализ существующей по этой теме литературы и практики работы библиотек показал, что при создании информационной инфраструктуры библиотеки необходимо соблюдать ряд принципов.
1. Принцип новых задач — не перекладывать на вычислительную технику традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с теми возможностями, которые дают новые информационные технологии. На практике это означает, что при анализе всех видов деятельности библиотеки выявляются проблемы снижающие эффективность соответствующей работы. По результатам анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т. п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне можно решить с помощью новых информационных технологий.
2. Принцип системного подхода — создание информационной инфраструктуры должно основываться на системном анализе основных направлений работы деятельности библиотеки. Должны быть определены цели и критерии эффективного функционирования, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям.
3. Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагогики, психологии, частных методик, научных дисциплин, информационных технологий возникают новые задачи, видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна подвергаться определенной перекомпоновке, но не кардинальной перестройке.
4. Принцип первого руководителя. Заказ на компьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс работы библиотеки должны производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня. Практика убедительно свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело внедрения второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта.
5. Принципы единой информационной базы. На машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения поставленных задач или принятия решения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.
6. Принцип открытости информационной системы. Всем заинтересованным учреждениям и частным лицам может быть предоставлен доступ к необходимой информации созданной информационной системы.
Вторая задача, решаемая каждой библиотекой при создании своего информационного пространства, — создание и использование средств информационного взаимодействия. Речь идет о современных средствах информационного взаимодействия, не затрагивая такие традиционные способы информационного обмена, как обычная почта, телефон, факс. К сожалению, практика показывает, что только 20% вузовских библиотек Северо-Запада имеют и используют современные средства информационного взаимодействия, и говорить об улучшении ситуации пока не приходится.
Третья задача, наиболее успешно на сегодняшний день решаемая библиотеками, — создание и использование информационных ресурсов. Библиотеки издавна обеспечивали создание самого мощного массива информационных ресурсов — от создания библиографических описаний до справочной информации самой различной тематики. В последние годы состав информационных ресурсов библиотек в целом и вузовских в частности существенно изменился.
Прежде всего следует отметить обогащение форм информации, объединяемой в фондах библиотек. Помимо привычных книжных, периодических, документальных печатных и рукописных объектов, появляются базы данных, банки данных, файлы, сайты, выполняющие роль и новых форм организации, и новых форм носителей информации. Им надо найти место в структуре библиотек. Здесь много нерешенных проблем методического и технического характера.
Последнее время в системе создания электронных ресурсов библиотеки немалое место занимает оцифровка части традиционных фондов. Среди проблем, требующих обсуждения и решения, — обоснование критериев отбора материала для оцифровки и хранения в электронной форме. Очевидно, что нецелесообразно переводить в электронную форму весь объем фонда библиотек. Здесь нужны тщательная экспертиза и экономический расчет целесообразности сплошной электронизации фонда. Немаловажным доводом в пользу выбора электронной формы, очевидно, будет показатель активности спроса источника, его использование в сетях межбиблиотечного обмена.
Компьютеризация библиотеки — особенно крупной — это сложнейший социально-экономический процесс, управление которым требует очень взвешенного подхода, тщательно продуманных и последовательно осуществленных решений.
Задачи, которые необходимо решить «внутри библиотеки» для выхода во внешний мир, — такие, как интеграция разнородных компонентов фонда, создание электронного каталога, отражающего эти компоненты, — сегодня успешно решаются с помощью современной техники и программного обеспечения благодаря правильному подходу. К сожалению, необходимо отметить, что очень часто информатизация вузовской библиотеки превращается в аврал, «боевую операцию», в ходе которой «пленных не берут, убитых не считают». Результатом такой работы, как правило, бывает построение «картонной декорации», которая выдерживает одно-два представления. Скупой платит дважды — это в полной мере относится к тем, кто пытается жертвовать качеством в угоду оперативности. Качество создаваемого внутри библиотеки информационного ресурса будет иметь большое значение при внешней интеграции.
По мере развития компьютерных и телекоммуникационных технологий информационное пространство вузовской библиотеки должно и будет расширяться до внутривузовского, межбиблиотечного, межрегионального, а со временем его границы будут становиться все более широкими. Невозможно решать проблемы создания информационного пространства отдельной библиотеки без увязки с созданием отраслевого, регионального информационного пространства. Следствия неучета этого фактора очевидны: с одной стороны — технические, технологические и организационные нестыковки информационных и коммуникационных систем, с другой — явная невозможность создать в приемлемые сроки собственные информационные и коммуникационные инфраструктуры.
Сегодня мы должны понять, что без объединения усилий, без единой информационной политики мы не можем двигаться дальше. И вопрос стоит именно так — что мы реально можем сделать сами для того, чтобы библиотечная система вузов в городе и стране функционировала бы более эффективно? Нужно выработать стратегию интеграции в единое информационное пространство региона. Мы все по отдельности — какими бы активными не были наши усилия — не сделаем того, что можем сделать сообща.
|
|