Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (9)'03 - ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА
Библиотека - сердце американского города
Ольга Косогор, заведующая отделом развития Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, г. С.-Петербург

Российские библиотекари
в рамках программы «Открытый мир» знакомятся
с деятельностью своих американских коллег. В числе наиболее привлекательных черт библиотечной действительности США отечественные специалисты отмечают то глубокое уважение, с которым американское государство относится к библиотекарям.

При Библиотеке Конгресса уже несколько лет существует Центр в поддержку российского лидерства и российско-американского сотрудничества. Он является координатором программы «Открытый мир», цель которой способствовать развитию взаимопонимания между народами наших стран, предоставляя возможность молодым российским лидерам получить опыт функционирования рыночной экономики и демократических институтов из первых рук.
Программа «Открытый мир» действует с 1999 г. Идея ее создания родилась во время встречи академика Д. С. Лихачева с директором Библиотеки Конгресса Джеймсом Биллингтоном, исследователем российской истории и культуры. Благодаря этой программе со своими коллегами уже познакомились парламентарии, бизнесмены и юристы; в США побывали 4000 тысячи россиян из 87 регионов.
По инициативе Лоры Буш в течение 2003 г. 200 российских библиотекарей в рамках программы «Открытый мир» познакомятся с деятельностью своих американских коллег. Первая группа — 50 российских библиотекарей — побывала в США в конце января, причем состояла она из представителей российских регионов от Вологды до Камчатки, в основном руководителей среднего звена. Программа предусматривала участие в зимней конференции Американской Библиотечной Ассоциации, а затем, разделившись на группы по 5 человек, российские библиотекари стали гостями библиотечных ассоциаций разных штатов. Мне довелось побывать в штате Пенсильвания и наиболее подробно познакомиться с библиотеками города Вильямспорта.
Главным наблюдением можно считать то, что у нас очень близкое видение миссии библиотек в обществе. Постоянные читатели любят библиотеки и уважают труд библиотекарей примерно одинаково, но американским библиотекарям уже удалось завоевать настоящее уважение государства. Американские публичные библиотеки считаются одним из наиболее доступных и демократичных средств массовой информации.

Американская
Библиотечная Ассоциация
Ведущую роль в организации библиотечной системы США играют профессиональные объединения библиотекарей — разветвленная сеть региональных и отраслевых библиотечных ассоциаций. Американская Библиотечная Ассоциация (ALA) — первое в мире профессиональное объединение библиотекарей, была создана еще в 1876 г. Среди личностей, которые занимались постановкой дела, был М. Дьюи. Основная задача ALA в уставе определена как «удовлетворение интересов библиотек во всем мире путем обмена мнениями, достижения соглашений, содействия сотрудничеству во всех областях библиотечной науки и экономики библиотечного дела». Авторитет ассоциации в США — результат ее активной деятельности во всех областях библиотечного строительства.
В 1986 г. ALA приняла стратегический долгосрочный план, в котором были определены приоритетные области деятельности. Одним из главных стало законодательное обеспечение. Через Вашингтонское бюро ALA имеет возможность следить за законодательной деятельностью конгресса в области библиотечного дела, проводить работу с конгрессменами, направленную на оказание федеральной помощи библиотекам. Законодательный комитет ALA опротестовывает любой законодательный акт, действующий в ущерб интересам библиотек, следит за выполнением и интерпретацией законодательных актов.
С конца 1970-х гг. ALA участвует в проведении единой политики по развитию университетских библиотечных фондов в условиях недостаточного финансирования и сокращения покупательной способности библиотек. Один из путей решения проблемы — межбиблиотечная координация в развитии фондов и совместное использование документальных ресурсов. Ставились задачи избегать излишнего дублирования научных материалов и определить слабые звенья в предметных областях при комплектовании, чтобы именно их усилить. Координация достигалась через определение профилирующих библиотек.
Чтобы купить базу данных библиотеки объединяются; при реализации совместных проектов библиотечные ассоциации штатов стремятся к консолидации, чтобы разделить расходы. Например, при подписке на периодические издания выписывается 1 экземпляр журнала в печатном виде на штат и используется в электронном виде всеми библиотеками — участницами проекта. Межбиблиотечный абонемент работает очень активно, причем, значительная часть заявок выполняется в тот же день. Один сотрудник библиотеки Пен-колледжа, например, выполняет в день около 50 заявок по межбиблиотечному абонементу. Это может быть сканирование статей или глав из книг, предоставление документов из полнотекстовых баз данных, имеющихся в этой библиотеки, и др. В год выполняется более 7000 заявок.
Для американских библиотечных работников в настоящее время одной из важнейших обсуждаемых тем является возможность предоставления равного доступа к информации для всех. Равный доступ — это ориентированный на пользователя, беспрепятственный и независимый от формата доступ к информации. Его реализация — одна из целей Американской библиотечной ассоциации. По определению ALA равный доступ должен основываться на следующих принципах:
• доступ к ресурсам информационного сетевого пространства должен быть всеобщим, беспрепятственным и независимым от формы представления информации, что обеспечит свободный поток идей;
• для обеспечения максимального доступа в информационное сетевое пространство, стоимость доступа должна быть разумной и обеспечивающей равные возможности граждан;
• библиотеки должны разрабатывать условия доступа к информационным ресурсам в тесном взаимодействии с гражданами данного региона для лучшего учета их потребностей и местных условий;
• пользователи должны иметь постоянный, гарантированный и независимый от места доступ к информационным ресурсам, гарантирующий невторжение в их личную жизнь;
• в условиях информационного сетевого пространства библиотеки должны использовать различные подходы, способы и пути доступа к информации с учетом специфических потребностей и условий жизни каждого гражданина.
Обратите внимание на третий принцип: библиотеки должны разрабатывать условия доступа к информационным ресурсам в тесном взаимодействии не с администрацией, а с гражданами данного региона. Осуществляется это так. В администрации губернатора штата работает главный библиотекарь штата, и если появляется необходимость реализовать какой-либо проект, требующий увеличения бюджетного финансирования, проводится референдум. Ставится вопрос, согласны ли жители штата платить налог на нужды библиотек на 1—2% больше. Как правило, налогоплательщики соглашаются поддержать инновации в своих библиотеках.

PR — обязателен и оплачен!
Большое значение библиотеки придают PR-деятельности и имеют несравнимое с бюджетами российских библиотек финансирование этой части своей работы.
Например, библиотека графства Малтнома — это центральная библиотека и 14 ее филиалов, предоставляющих широкий спектр услуг для 635 тыс. жителей графства (что больше одной пятой всего населения штата Орегон). Здание, построенное в 1913 г., является национальным историческим памятником и в 1994 г. было закрыто на реконструкцию. После переезда во временное помещение количество пользователей сократилось на 30%.
К открытию библиотеки в отремонтированном здании была проведена PR-кампания «Возвращение домой». Средства, затраченные на ее проведение, составили $53,19 тысяч из бюджета и $113 тысяч спонсорских взносов. В кампании участвовали персонал библиотеки — около 400 человек, 15 членов Библиотечного совета, общество «Друзья библиотеки» — около 1500 членов. В рамках проведения кампании были изготовлены рекламные щиты, растяжки на улицах перед Центральной библиотекой и ее филиалами, закладки для книг, значки, наклейки, плакаты и футболки для всех сотрудников библиотеки и добровольцев, участвующих в кампании.
Сотрудники подготовили специальный выпуск информационного бюллетеня, издаваемого библиотекой, и разослали по почте 125 тысячам семей, являющихся пользователями библиотеки. Провели торжественный вечер и бал для сбора средств, ряд мероприятий движения любителей книг. Массовым тиражом был издан сборник произведений орегонских авторов, составленный специально к открытию библиотеки. Более 75 предприятий торговли и сферы услуг предоставляли скидки обладателям библиотечных билетов.
В церемонии открытия и «Неделе библиотечного праздника» участвовали известные писатели и даже сенатор штата, а всего в мероприятиях, связанных с открытием библиотеки, приняли участие более 40 тысяч человек. В результате, теперь библиотеку ежедневно посещают около 4 тысяч человек — это на тысячу больше, чем до ремонта.
Другой пример. В 1996 г. Нью-Йоркская публичная библиотека готовилась отметить свой 100-летний юбилей. Бюджет PR-кампании к юбилею составил $90 тысяч. Ее целями были сбор средств и формирование чувства сопричастности библиотеке у представителей местных и федеральных властей..
PR-служба библиотеки выпустила собственными силами электронный мультимедийный интерактивный информационный пакет на CD-ROM. Были организованы специальные промоушн-акции: бесплатная реклама в местных СМИ, на городских автобусах, телефонных будках. Подготовили передачу «Откройте Вашу Библиотеку», которую посмотрели более миллиона семей, подключенных к кабельному телевидению Nime Warner. Объявления о выставках были помещены в рекламных проспектах, распространяемых в сети городских супермаркетов. Реклама библиотеки была представлена в витринах магазинов Манхэттена и на небоскребе Эмпайр-стейт-билдинг.
В день празднования столетия библиотеки во всех филиалах прошли различные мероприятия, каждый час на гигантском телеэкране, установленном на Таймс-сквер, давались объявления. Праздник завершился большим лазерным шоу на 5-й авеню, где перед десятитысячной толпой выступили лауреат Нобелевской премии Тони Моррисон, мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, сенатор Дэниэл Патрик Мойнихэн и другие известные люди. В праздновании столетия библиотеки приняли участие 20 тысяч гостей.
В результате, библиотека добилась того, что ее стали рассматривать как лидера в предоставлении доступа к информации, ее посещаемость выросла на 40%. Проводимые библиотекой выставки стали достопримечательностью Нью-Йорка, а выставку «Какова цена свободы» чета Клинтонов тогда сделала местом приема лидеров иностранных государств. Кроме того, было собрано $10 миллионов на исполнительские виды искусств и получено анонимное пожертвование $15 миллионов на реставрацию большого читального зала старого здания.
За проведение PR-кампаний «Столетие Нью-Йоркской публичной библиотеки» и «Возвращение домой» библиотекам была присуждена премия «Серебряная наковальня». Могут ли российские библиотекари мечтать о такой «раскрутке» наших библиотек?
У нас много общего
У российских библиотекарей и их американских коллег очень много общего, есть и схожие проблемы. Зарплата американских библиотекарей относительно низкая. В Нью-Йорке прожиточный минимум около $22 тысяч в год, а библиотекарь получает $18—25 тысяч. Водитель нашего автобуса, рассказал, что он получил библиотечное образование. По окончании университета ему предложили работу на $20 тысяч в год, а водителем он зарабатывает более $30 тысяч и, поскольку у него семья, только заработав пенсию, он сможет работать в библиотеке по основной и любимой специальности.
Мне приходилось наблюдать как по-матерински заботливо сотрудники американской учебной библиотеки относятся к своим читателям. В библиотеке Пен-колледжа в Вильямспорте отведен большой круглый стол для того, чтобы читатели могли съесть свои бутерброды, поскольку многие работают и у них не остается времени на еду. На столах у дежурных библиотекарей вазочки с конфетами или маленькими шоколадками.
На абонементе здесь работают три библиотекаря. А на время сессии приглашают до 30 студентов-помощников за некоторую плату. В выходные дни и в поздние вечерние часы обслуживают читателей именно они. Разницу в атмосфере можно определить так: у нас библиотекарь иной раз все еще прямолинейно воспитывает юного читателя, а американский общается с ним как с партнером, с уважением, но не забывая, что это совсем молодой человек.
А в детском отделе библиотеки Джеймса Брауна считают, что пользователем библиотеки человек может являться еще находясь в утробе матери. Самым юным посетителем 2002 г. здесь стал двухнедельный младенец. Библиотека имеет книги для самых маленьких. Та, что попала мне в руки, представляла собой небольшого формата фотоальбом младенческих эмоций и междометий. Сам детский отдел библиотеки — это большая, удобная и красивая игровая комната, где проводится множество разнообразных занятий для родителей и детей. Есть в отделе и издания, которые интересны родителям.
Для подростков — с учетом того, что им скорее хочется казаться взрослыми, и может быть как-то неловко ходить в детский отдел — есть свой зал. Там кроме книг можно воспользоваться компьютерами, разнообразными игровыми и обучающими программами, в комфортной обстановке получить карточки, по которым предоставляются скидки в популярном у молодежи магазине. Вообще, в Америке бизнес-сообщество охотно идет на разностороннюю помощь библиотекам, считая это престижным.
В небольших городах библиотеки выполняют дополнительные функции. Например, это может быть оказание помощи в заполнении налоговых деклараций. Библиотека может являться дилером программного обеспечения и предоставлять демонстрационные версии различных программ и многое другое.
В целом осталось впечатление, что в своем развитии и российские и американские библиотеки идут одним путем, только мы отстаем лет на десять.
Американские библиотекари часто говорили, что их библиотека — сердце колледжа, или сердце города. И если продолжить анатомические сравнения, то наши библиотеки — это скорее колено, которое голова не чувствует, пока оно не начнет болеть и плохо гнуться, но ведь можно ходить и с костылем, и на протезе. Чтобы не задержаться в таком состоянии, наша первейшая задача передвинуться поближе к сердцу общественного организма.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы