Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 9 (9)'03 - ГОД ЯПОНИИ
От Акутагавы до Мураками
Мы продолжаем публикацию обзора японской прозы
ХХ века, который может быть использован в качестве аннотированного рекомендательного библиографического указателя.

Ёко Тавада (род. в 1960 г. в Токио). Окончила филологический факультет университета Васэда, где изучала русский язык. В 1982 г. уехала в Германию и поступила в аспирантуру Гамбургского университета. Там начала писать прозу. Свою первую премию за литературный дебют получила в 1991 г. за повесть «Без задних ног», отражающую немецкие впечатления писательницы. Новелла «Собачья невеста» была опубликована в 1993 г. и удостоилась премии Акутагавы. «Веселым римейком сказки о Мэри Поппинс», — назвал эту повесть Григорий Чхартишвили.
В 1990-е годы выходят книги Тавады «Персона», «Любовный треугольник», «Летающий дьявол», «Раны алфавита», «Триптих света и желатина» и другие. Писательница проживает в Германии, и ее немецкоязычные произведения были удостоены Гамбургской литературной премии 1990 г. и премии Шамиссо 1996 г.
Тавада Ёко. Собачья невеста//Она: [Сб. новелл: Пер. с яп. / Сост. М. Нумано, Г. Ш. Чхартишвили]. — М.: Иностранка, 2001. — С. 261—310.
Каору Такамура (род. в 1953 г. в г. Осака). Окончила университет в Токио. Является одним из самых популярных в Японии авторов детективного жанра. В 1990 г. дебютировала романом «Озолотился и беги», за который получила Большую премию в области детективно-приключенческой литературы. Среди известных произведений Такамуры — «Убить Ривейру» (Премия Общества японских писателей детективного жанра), «Божественный огонь», «Гора Маркса» (Премия Уэки), Ready Joker (Премия в области культуры издательства «Майнити») и др.
Творчество Такамуры высоко оценивают не только читатели, но и критики. По большей части она пишет романы, но изредка и рассказы. Рассказ «Букашка, ползущая по земле» был включен в одноименный сборник, изданный в 1993 и 1999 гг. Это традиционная, своеобразная проза, уходящая корнями в реалистическую бытописательную литературу.
Такамура Каору. Букашка, ползущая по земле / Пер. с яп. Людмилы Левыкиной // Она: Сб. новелл. — М.: Иностранка, 2001. — С. 1—62.
Сю Фудзисава (род. в 1956 г. в г. Ниигата). Окончил филологический факультет университета Хосэй в Токио. С 1984 по 1996 гг. работал редактором в литературно-критической газете «Тосё симбун». На литературном поприще дебютировал в 1993 г. романом «Обойди зону слева». За повесть «Полночь в Буэнос-Айресе» Фудзисава получил премию имени Акутагавы. Среди других известных произведений — «Сайгонский звукосниматель», «Смертельная игра», SATORY, «Татуировка».
В своем творчестве Фудзисава обращается к темам секса, насилия, наркотиков. Действие его романов разворачивается в современной Японии. Сюжеты многих произведений писателя являются экстремальными, зачастую балансируя на грани действительности и фантастики, но в тщательно изученном современном обществе. Жестокий мир его романов перекликается с произведениями американских писателей У. Берроуза и Ч. Буковски.
Сю Фудзисава. Полночь в Буэнос-Айресе / Пер. с яп. Елены Дьяконовой // Он: Сб. новелл. — М.: Иностранка, 2001. — С. 419—478.
Хирата Оридза (род. в 1962 г. в Токио) — один из самых динамичных молодых драматургов, представляющих современный японский театр. Хирата возглавляет Токийскую труппу «Сэйнэндан» (Молодежная группа), являясь и драматургом и режиссером. Помимо театра он увлекается путешествиями и всегда был искателем приключений. Хирата Орида совершил кругосветное путешествие на велосипеде, преодолев за полтора года расстояние в 20 тысяч километров и посетив 26 стран. Его путевые заметки вышли в свет в Токио в 1981 г.
В 1982 г. Хирата поступил в Международный Христианский университет в Токио и в этом же году, создав с однокурсниками труппу «Сэйнэндан», начал писать пьесы. В 1984 г. он выиграл стипендию и отправился на стажировку в университет Йонсэй в Сеуле. Там в течение года изучал корейский язык и литературу. В 1986 г., завершив образование, Хирата полностью отдается театру.
Свои спектакли труппа «Сэйнэндан», возглавляемая Хиратой, ставит в театре «Котаба Агора» в Токио, который построил его отец. Начиная со спектакля «Город света» (1988 г.) Хирата является и режиссером своих пьес. Он стремится вернуть реализм и театральному исполнению, и режиссуре. На сцене много импровизации, поведение актеров настолько естественно, что зрители порой не слышат, о чем они говорят.
«Я отрицаю какие-либо «измы» в спектакле и стремлюсь к тому, чтобы он прямо изображал мир», — говорит Хирата. Теория театрального исполнения обобщена в работах Хираты «О разговорном языке в современном театре» (1995) и «Введение в драматургию» (1998). Для творческого метода Хираты характерна написанная и поставленная в 1989 г. пьеса «Сеульцы». В последующие годы драматург создал и опубликовал пьесы «На юг» (1990), «От плоскогорья S» (1991), «Обезьяны с крайнего Севера» (1992), «Новенький» (1994), «Этот мир страданий или Ашура» (1995), «Приобщение к глупости», «Король приключений» (1996), «Потому что месяц такой бледный», «Балканский зверинец» (1997) и другие. В 1995 г. Хирата завоевал 39-ю премию в области драматургии имени Кисиды за постановку спектакля «Токийские записки».
Журналисты 1990-х назвали театральные постановки, в которых отрицалась сценическая речь и театральные эффекты, «тихим театром». К этому течению можно отнести спектакли Хирата Оридза, Ивамацу Рё, Миядзава Акио. Для исполнения своих спектаклей Хирата любит выбирать необычные помещения: холл музея искусств для «Токийских записок», холл гостиницы для спектакля «Этот мир страданий или Ашура», университетскую лабораторию для «Балканского зверинца», приемную магазина Синодзаки для «Сеульцев». Задействует он в этих спектаклях не только актеров, но и случайных людей, которые приходят и уходят. Отчасти благодаря именно такому выбору места действия Хирата добивается полной достоверности и ощущения «покоя» у зрителей.
Хирата Оридза. Сеульцы / Пер. с яп. И. Н. Сиренко // Он: Сб. новелл. — М.: Иностранка, 2001. — С. 91—168.

Тосиюки Хориэ (род. в 1946 г. в г. Тадзими префектуры Кифу). Учился в университете Васэда в Токио и в аспирантуре Токийского университета, где изучал французскую литературу. В 1989 г. получил грант правительства Франции и три года работал над докторской диссертацией в Парижском Третьем Университете. В Париже Хориэ специализировался по французской литературе ХХ века, активно занимался переводами современной французской литературы. Он автор многих статей и книг по французской литературе и искусству, доцент университета Мэйдзи в Токио.
После защиты диссертации возвратился домой и начал публиковать своеобразные сочинения, основанные на опыте учебы в Париже. В 1995 г. они были собраны в книгу «Пригород» и вызвали много откликов. По преимуществу Хориэ изучал периферийную французскую культуру. В книге Auparavant (1998) он описал будни иммигрантов, живущих в Париже и его пригородах, к которым он причислял и себя. В 1999 г. за нее писателю была присуждена премия Мисимы.
Произведения Хориэ отличаются отточенностью стиля и написаны в традиционном для Японии жанре, который является чем-то средним между эссе, воспоминаниями и художественной литературой.
Тосиюки Хориэ. Auparavant / Пер. с яп. Виктора Скальника // Он: Сб. новелл. — М.: Иностранка, 2001. — С.479—495
Сюсаку Эндо (1923—1996) — классик современной литературы. Его творчество посвящено изучению взаимоотношений Востока и Запада, причем с уникальной для японской литературной традиции католической точки зрения. Творчество Сюсаку Эндо оценивалось крайне высоко: его выдвигали на соискание Нобелевской премии по литературе и выбирали президентом японского отделения ПЕН-клуба.
Писатель окончил французское отделение университета Кэйо в 1949 г., затем продолжил образование в Лионском университете в 1950—1953 годах, где изучал французскую литературу. Впечатления о жизни во Франции присутствуют во многих произведениях писателя. В 1955 г. он написал свой дебютный роман «Белый человек», повествующий о Франции под гнетом фашистской оккупации, за который получил премию Акутагавы. Широкую известность приобрел роман «Море и яд» (1958) о вивисекторских опытах японских врачей над пленным американским летчиком. В том же году Сюсаку Эндо был участником конференции стран Азии и Африки, проходившей в Ташкенте. Романы «Молчание» (1966), «Жизнь Иисуса» (1973), «Супружеская жизнь», «Женщина, которую я бросил» упрочили славу писателя. В этих произведениях писатель выступает против войны, показывает уродливые стороны буржуазной действительности.
В 1980 г. Сюсаку Эндо написал роман «Самурай», ставший вершиной его позднего творчества. Действие романа происходит в начале XVII века — вскоре после того, как в Японии установился сегунат — и основывается на реальных исторических событиях 1613—1620 годов. «Самурай» повествует о совместной кругосветной экспедиции японских самураев и католических миссионеров из Японии в Мексику, Испанию, Италию и обратно в Японию. Стержнем развития сюжета служит конфликт синтоистского и христианского мировоззрений.
Сюсаку Эндо. Самурай: Роман / Пер. с яп. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 352 с.
Эми Ямада (род. В1959 г. в Токио). Училась на литературном факультете университета Мэйдзи, но не закончила его. Свои первые литературные опыты публиковала в журнале комиксов под псевдонимом Ямада Соё, но вскоре поняла, что через комиксы ей не удастся выразить полностью свою индивидуальность. С 1980 г. Эми Ямада стала заниматься чистой литературой. В 1985 г. за произведение «Глаза в ночи» она получила премию журнала Бунгэй за лучший дебют, а в 1987 г. за произведение «Поклонники негритянской музыки» была удостоена премии Наоки.
Многие произведения Ямадо награждались престижными литературными премиями: «Игра на пальцах», «Хлам» — премия за лучшее женское произведение, «Животная логика» — премия Кёка Идзуми, «4 И», «Комната с брошенным трупом» — премия Тайко Хирабаяси. В 1991 г. вышел сборник ее рассказов «На закате жизни», который Г. Ш. Чхартишвили назвал «добрыми рассказами о мире детства».
Эми Ямада. На закате жизни / Пер. с яп. Галины Дуткиной // Она: Сб. новелл. — М.: Иностранка, 2001. — С. 207—224.

Светлана Ермишко, главный библиограф библиотеки Мухинского училища
Тема номера

№ 24 (378)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы