|
Юридические инструменты развития социального партнерства
Ольга Феоктистовна Бойкова, заведующая сектором библиотечного права РГБ, кандидат педагогических наук
Правовое обеспечение социального партнерства в библиотеках находится в процессе становления. Значимую роль в развитии СП играют локальные нормативные акты и договоры.
Социальное партнерство является одной из основных функций библиотеки, прогрессивной формой взаимодействия библиотек с другими организациями и пользователями. В последнее десятилетие его развитие активно обсуждалось на всероссийских научно-практических конференциях и совещаниях, например, таких, как «Библиотеки в контексте гражданских и правовых реформ» (Пермь, 2002), «Новый образ провинциальной библиотеки» (Глазов, Удмуртская Республика, 2003), «Библиотечное дело: традиции, новые технологии и формы сотрудничества» (Улан-Удэ, 2003) и др.
На этих форумах и в библиотечной печати анализировались вопросы развития договорных отношений с пользователями и особенности разработки учредительных документов библиотек и должностных инструкций.4, 13, 14 Обсуждались новые методы социальной работы библиотек, привлечение дополнительных внебюджетных средств как один из видов экономического партнерства, социальные последствия внедрения и распространения новых информационных технологий.1, 3, 4, 6, 7, 15, 16, 20 Значение же локальных нормативных актов и нормативных договоров как инструментов регулирования социального партнерства библиотек не затрагивалось.
Социальное партнерство — система цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений, к числу которых относятся библиотеки. Оно развивается на основе нормативных договоров и соглашений, достижении консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития общества.10, 18, 21
Применительно к библиотекам смысл социального партнерства — в конструктивном взаимодействии, сотрудничестве и развитии многосторонних связей между различными структурами. Оно необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые для библиотек социальные проблемы, возникающие как на внутреннем (оплата труда, социальная помощь и защита работников), так и на внешнем уровне (обеспечение библиотечно-информационного обслуживания пользователей, комплектование фонда, компьютеризация, организация доступа пользователей к документам и информации и т. д.). И поскольку эта деятельность предполагает развитие отношений с отдельными физическими и юридическими лицами, то она является объектом права и строится на его четко определенных законодательством нормах, регулирующих общественные отношения.
С правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.12 Правовое обеспечение социального партнерства в библиотеках находится в процессе становления. Рассмотрим его характерные особенности.
1. Развитие федерального законодательства, как общего, так и отраслевого, обозначившего правовое поле для социального партнерства в библиотеке.
В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23—55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.
В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.
В профильный Закон РФ «О библиотечном деле» (1993) включена глава IV «Организация взаимодействия библиотек» (ст. 19, 20, 21), регулирующая сотрудничество и взаимодействие библиотек различных типов и видов между собой, с органами научно-технической информации и архивами, а также вопросы трудовых отношений работников библиотек (ст. 26).
Эти нормы являются правовым фундаментом, на основе которого происходит становление и развитие нового типа социально-экономических отношений в библиотеках.
2. Становление регионального законодательства, определяющего региональные особенности и практику сотрудничества библиотек субъектов РФ.
В субъектах РФ принимаются законы о социальном партнерстве либо в законодательные акты о библиотечном деле включаются соответствующие разделы, регулирующие обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работникам библиотек, развитие трудовых отношений в библиотеках (Республика Карелия, Алтайский край, Белгородская, Псковская, Камчатская, Кировская, Ивановская, Рязанская, Свердловская, Томская, Тульская и др. области).
3. Формирование правового механизма социального партнерства в конкретной библиотеке, разрабатывающей и принимающей локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения, заключаемые на основе взаимных консультаций, переговоров и договоренностей между сторонами.
Действующее федеральное и региональное законодательство полностью не регулируют все направления социального партнерства библиотек. Решение многих вопросов в современных условиях переносится на локальный уровень. В связи с этим происходит переосмысление значения локальных нормативных актов, нормативных договоров и соглашений в регулировании разнообразных правоотношений в деятельности библиотек, возрастания их роли и значения для функционирования библиотеки, поддержания ее в состоянии, способствующем выполнению основных социально-экономических и культурных функций.
Библиотеки заинтересованы, прежде всего, в четком правовом оформлении организационно-экономических и информационно-библиотечных правоотношений с партнерами — юридическими и физическими лицами, в разработке собственных локальных нормативных актов и нормативных договоров, отражающих и закрепляющих особенности деятельности каждой конкретной библиотеки.3, 13, 14
Необходимость разработки этих нормативных актов ощущается не только в крупнейших библиотеках субъектов РФ (государственных, национальных, областных, краевых), но и в муниципальных публичных библиотеках (районных, городских, централизованных библиотечных системах).3, 9, 13, 14, 18
Процесс юридического регулирования социального партнерства библиотек на основе локальных нормативных актов и нормативных договоров носит комплексный, междисциплинарный характер. Юридически правильно составленные локальные нормативные акты и нормативные договоры помогают избежать не только многих проблем, но также обеспечивают развитие социального партнерства и, если необходимо, защиту в различных конфликтных ситуациях. Понимая это, многие библиотеки стремятся отразить в них специфику своей деятельности.
Так, например Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова разработала пакет локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность отдела прогнозирования и развития библиотечного дела в Кемеровской области, включающий положение об отделе и должностные инструкции для специалистов, работающих в отделе.
Центральная политехническая библиотека разработала положение о платных услугах, договоры об обслуживании по МБА и информационном обслуживании, перечень и прейскурант платных услуг.
Губкинская централизованная библиотечная система Ямало-Ненецкого автономного округа приняла ряд локальных нормативных актов: положение о централизованной библиотечной системе, положение о центральной библиотеке, положение о центральной детской библиотеке, положение о библиотеке семейного чтения, положение о компьютерной библиотеке, правила пользования библиотеками ЦБС, положение о дополнительных платных услугах, предоставляемых населению, положение о семейном формуляре чтения, должностные инструкции и др.9, 19
Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина г. Перми, благодаря хорошо составленным и юридически обоснованным локальным нормативным актам, смогла отстоять свои интересы в суде.
Локальные нормативные акты — это нормативные предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение, принятые на уровне конкретного учреждения или организации, в том числе библиотеки, содержащие нормы права, направленные на урегулирование определенных общественных отношений.
Локальные нормативные акты — один из видов корпоративных документов, акты внутреннего управления библиотекой. Принятию таких актов, как правило, предшествуют процедуры учета мнения сотрудников и пользователей библиотеки. В них отражаются решения коллегиальных и единоличных органов управления библиотекой. Это могут быть решения общего собрания или трудового коллектива, решения научно-методического, редакционно-издательского или ученого совета и т. п., либо руководителя библиотеки. Волеизъявление государства в таких актах выражается опосредованно — через допускаемую законодательством возможность библиотеки регулировать при помощи своих актов разнообразные отношения или конкретные направления деятельности.
В современных условиях роль локальных нормативных актов библиотек заметно увеличивается, поскольку по юридической силе они являются подзаконными актами, т. е. официальными документами, носителями юридически значимой информации, имеющими обязательную силу на уровне конкретной библиотеки или библиотечной системы. Сфера их действия ограничена и направлена на урегулирование внутренней деятельности или определенных отношений, возникающих в библиотечных учреждениях.
Действие локального нормативного акта определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, в данном случае на локальную территорию библиотеки или библиотечной системы. В то же время локальные нормативные акты являются составной частью нормативных актов, содержащих нормы гражданского, информационного, библиотечного и другого законодательства.
Они принимаются в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней, например, положений, приказов, инструкций Министерства культуры РФ, Министерства финансов РФ и других министерств и ведомств, решений и постановлений местных органов государственной власти или местных органов государственного управления применительно к условиям деятельности конкретной библиотеки. Каждая библиотека создает локальные нормативные акты, базируясь на федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах министерств и ведомств.
Действие локальных нормативных актов в библиотеке, с одной стороны, распространяется на сотрудников, с другой — на различные группы читателей (пользователей), т. е. граждан России, лиц без гражданства, иностранцев и других категорий граждан, проживающих на конкретной территории (в автономной республике, области, крае, районе и т. п.) и являющихся пользователями библиотеки.
Наиболее распространены следующие локальные нормативные акты библиотек.
Устав — правовой акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность библиотечных учреждений, например, устав национальной или областной библиотеки, в том числе и социальное партнерство. Именно в уставе прописывается механизм взаимодействия с партнерами — физическими и юридическими лицами.
Положение — правовой акт, определяющий юридический статус и порядок деятельности библиотеки или библиотечной системы как субъектов права, регламентирующий полномочия определенных органов, или структур, их функции. Например, положение о централизованной библиотечной системе, положение о центральной библиотеке, положение о филиалах библиотек, положения о специализированных библиотеках, положения, регулирующие кадровую политику, внутренние организационно-управленческие отношения, связанные с оплатой труда, премированием сотрудников, созданием комиссии по трудовым спорам и т. д. Можно выделить также положения, регламентирующие отдельные направления деятельности библиотек, их взаимоотношения с пользователями, например, положение о дополнительных платных услугах.
Правила — правовой акт, устанавливающий порядок, какого-либо вида деятельности. Отражает и конкретизирует специфические аспекты партнерских отношений библиотеки, например, правила обслуживания пользователей, правила пользования библиотекой, правила внутреннего трудового распорядка.
Должностные инструкции на определенное рабочее место или персонифицированные инструкции, например, должностные инструкции заведующего информационно-аналитическим отделом, программиста, инженера-программиста, библиотекаря, главного библиотекаря и т. д., штатное расписание. Отражают развитие партнерских отношений внутри библиотеки.
В механизме правового регулирования партнерских отношений библиотек, помимо локальных нормативных актов, в последнее время получили широкое распространение нормативные договоры и соглашения.
Нормативные договоры и соглашения — это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения между партнерами: юридическими и физическими лицами, работниками организации, филиала и работодателями.
Основы договорного регулирования партнерских отношений определяют Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 40—44, 45—51), Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992). Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию действий между партнерами, а также механизм развития социального партнерства в сфере трудовых отношений. В соответствии с законодательством нормативные договоры и соглашения заключаются на следующих уровнях.
На федеральном уровне действует Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений. Заключается между общероссийским объединением профессиональных союзов, объединениями работодателей и Правительством РФ. Действует на всей территории РФ. Например, Генеральное соглашение между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ на 2002—2004 гг.
На уровне субъекта РФ действует региональное соглашение. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ, а также нормы оплаты труда и другие условия. Заключается между объединением профессиональных союзов, объединением работодателей и правительством субъекта РФ. Действует лишь на его территории.
На отраслевом уровне действует отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение. Определяет направления социально-экономического развития отрасли, условия труда, нормы оплаты труда, а также социальные гарантии для работников данной отрасли. Заключается соответствующим советом отраслевого профсоюза с отраслевым объединением работодателей (в нашем случае, с Министерством культуры РФ) и Министерством труда и социального развития РФ (как исполнительным органом власти). Распространяется только на работников данной отрасли.
На территориальном уровне заключается специальное соглашение. Определяет условия для решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с территориальными особенностями. Заключается между представителями соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателями (объединениями работодателей) и органами исполнительной власти данной территории (города, района).
На локальном (базовом) уровне, т. е. на уровне конкретной библиотеки действуют двухсторонний коллективный договор между администрацией и выборным органом профессиональных союзов и индивидуальные трудовые контракты администрации с отдельным работником, заключаемые в целях регулирования трудовых отношений.
Практика заключения индивидуальных трудовых контрактов обусловлена активно развивающимися процессами дифференциализации и индивидуализации труда в библиотеке, которой необходимы не только библиотекари, но и инженеры-программисты, экономисты, юристы, а также специалисты других отраслей. Однако развитию этой новой, вполне закономерной тенденции, мешают зачастую необоснованные попытки искусственно противопоставить индивидуальный контракт коллективным договорам. К тому же морально-психологическое состояние каждого работника зависит не только от уровня его материальной заинтересованности, но и от общего материально-технического и экономического состояния, а также социального климата в самой библиотеке.
В качестве примеров можно назвать нормативные договоры и соглашения, регулирующие правоотношения в социально-культурной и образовательной сфере, касающиеся, в той или иной степени развития сотрудничества и партнерства библиотек.
Так, например, краевое (региональное) соглашение между администрацией Алтайского края, краевым объединением работодателей и краевым советом профсоюзов содержит раздел «Социально-культурная сфера». В нем администрация края обязуется реализовать целевую программу «Комплектование библиотечных и музейных фондов, обеспечение безопасности музейных фондов» и «Компьютеризация библиотек Алтайского края».16
Договор об общественном согласии и социальном партнерстве в Республике Мордовия подписан главой Республики Мордовия, председателем Государственного собрания, председателем Правительства, главой местного самоуправления, председателем федеральных профсоюзов республики, руководителями ассоциаций предприятий промышленности, Советом ректоров высших учебных заведений, Советом директоров средних учебных заведений, руководителями политических партий, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. Договор содержит специальный раздел 5 «Социально-гуманитарная сфера», где участники обязуются способствовать созданию необходимых условий для работы учреждений науки, образования и культуры, в том числе и библиотек.8
Социальное партнерство в отрасли культуры на территории Свердловской области, реализуется в виде трехстороннего соглашения по взаимодействию в решении наиболее актуальных социально-трудовых проблем. В соглашение внесен рекомендательный пункт для администраций городов и районов о введении коэффициента 1.2 к заработной плате работников библиотек, клубов, музеев.18
В Москве, среди действующих 19 городских отраслевых соглашений, подписано соглашение о социальном партнерстве между комитетом по культуре правительства Москвы и московским городским комитетом профсоюзов работников культуры. Оно содержит обязательства, принятые на себя комитетом по культуре правительства Москвы в отношении библиотек. В частности, о необходимости финансирования за счет городского бюджета охраны помещений массовых библиотек, работы передвижных фондов и МБА, содействие сохранности библиотечного фонда, недопустимости изъятия производственных помещений и площадей организаций и учреждений культуры, в том числе и библиотек. Закреплены и права профсоюзов по разработке и контролю над выполнением условий охраны труда; всем подведомственным организациям рекомендовано разработать и согласовать с профсоюзными комитетами положения о премировании и надбавках, регулирующие порядок формирования фонда оплаты труда, в том числе из внебюджетных источников.2, 21
Помимо перечисленных нормативных договоров и соглашений, в библиотеках используются другие их виды. С учетом организационно-экономической и функциональной деятельности библиотеки специалисты выделяют следующие виды договоров:
• договоры, регулирующие отношения внутри библиотеки (администрации с учредителями, администрации с трудовым коллективом);
• договоры купли-продажи услуг и продукции, конкретных прав, арендные, авторские, лицензионные соглашения;
• договоры подряда на создание и передачу интеллектуальной продукции, библиотечно-информационного обслуживания пользователей;
• договоры о совместной деятельности — создании временных организационно-правовых структур, поручения, коммерческие, агентские, займа и кредитования;
• особые договоры о благотворительном обеспечении (дарении, пожертвовании и пр.).11
Локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения играют исключительно важную роль как инструменты правового регулирования социального партнерства библиотек. Они способствуют организации и управлению, создают условия для рационализации юридической деятельности и оптимизации процесса правового упорядочения библиотечных правоотношений.
1 Библиотеки, социальное партнерство, благотворительность / Сост.: Е. М. Ястребова; М-во науки и технологий РФ; Гос. публ. науч-техн. б-ка России. — М., 1999. — 20 с.
2 Бирюков П. П. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: (На примере Центрального административного округа г. Москвы). — М., 1999. — 347 с.
3 Бутковская М. От ошибок спасут документы // Независ. библ. адвокат. — 2000. — № 1. — С. 9—15.
4 Дворкина М. Я. Договор с читателем: вчера и сегодня // Независ. библ. адвокат. — 2001. — № 1. — С. 36—41.
5 Документы в гражданско-правовых отношениях / Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 2000. — 696 с.
6 Земсков А. И. Социальное воздействие использования информационных технологий в России // Науч. и техн. б-ки. — 2001. — № 8. — С. 4—12.
7 Зозулина О. А. Социальное партнерство как условие культуротворческой деятельности библиотеки мегаполиса: (На примере ЦБС № 27 ЦАО г. Москвы) // АИФ Новая б-ка. — 2003. — № 5/6. — С. 38—45.
8 Иванова Л. А., Киричек П. Н. Социальное партнерство. Новый модус бытия. — Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. — 196 с.
9 Из опыта роботы ЦБС: образцы уставных, нормативных и программных документов. — Губкинский, 2001. — 96 с.
10 Ионов А. А., Ионова О. Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен. — М.: МАКС Пресс, 2002. — 72 с.
11 Клюев В. К., Суворова В. М. Хозяйственно-договорные отношения в библиотечной сфере: Науч.-практ. пособие. / Рос. акад. с.-х. наук. ЦНСХБ. — М., 2001. — 116 с.
12 Крылов К. Д. Социальное партнерство в современных условиях: Сравнительно-правовой обзор. — М.: Профиздат, 1998. — 112 с. — (Б-чка профсоюзного активиста; Вып. 4).
13 Куликова Л. Директору: Умеете ли вы правильно организовать труд своих работников? Сотруднику: Какими должны быть ваши должностные инструкции? // Независ. библ. адвокат. — 2000. — № 2. — C. 14—19.
14 Куликова Л. Разработка учредительных документов — дело непростое // Независ. библ. адвокат. — 2001. — № 2. — C. 11—15.
15 Малкова В. С. Учреждения культуры в новой социокультурной среде регионов // Библиотеки в информационном поле региона: Материалы науч.-практ. конф. — Мурманск, 1998. — С. 87—89.
16 Манилова Т. Л. Информационные ресурсы российских библиотек: социальный аспект // Науч. и техн. б-ки. — 2001. — № 8. — С. 12—16.
17 Мишин А. К. Социальное партнерство в Российском обществе: Теоретико прикладной анализ / М-во труда и социал. развития РФ; Алтай. гос. ун-т. — Барнаул: Изд-во ГИПП «Алтай», 1998. — 125 с.
18 Носкова М. С. Социальная защита работников библиотек Свердловской области // Мир библиотек сегодня. — 1998. — Вып. 2. — С. 10—14.
19 Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН: Система фондов / отв. исп.: М. Ю. Дудник-Барковская; Отв. ред. Е. Б. Соболова; ГПНТБ СО РАН. — Новосибирск, 2001. — 42 с.
20 Поздеева Н. Новое время — новые партнеры: (социальные функции библиотек) // Библиотека. — 2002. — № 6. — C. 65—66.
21 Татарникова С. Н. Городские отраслевые соглашения в Москве: Методич. пособие в помощь представителям сторон социального партнерства в городе Москве / Учеб. метод. центр Моск. федерации профсоюзов. — М., 2002. — 72 с.
|
|