Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (13)'04 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Что это такое и с чем его едят?
Сергей Юрьевич Беляков, старший научный сотрудник НИОБ РНБ, аспирант факультета социологии СПбГУ

Тема социального партнерства как необходимого института гражданского общества все чаще звучит в общественных дискуссиях. Актуальна она и для библиотечного дела. Особенности этого явления
в России поможет прояснить предлагаемый социологический анализ.

В современной России гражданское общество продолжает оставаться в зачаточном состоянии. У нас государство и социум всегда были неравными партнерами. Для России исторически характерно сильное централизованное государство и слабое, разобщенное, не артикулирующее свои интересы общество. Все шире обсуждается тема социального партнерства (СП) как необходимого института гражданского общества. Ее актуальность для библиотечного дела убедительно показало всероссийское совещание руководителей библиотек, состоявшееся недавно в Великом Новгороде.

Понятие СП
Зачастую в общественном сознании неверно трактуют само понятие СП. Многие понимают это явление как любое взаимодействие, будь то внутрикорпоративное сотрудничество или налаживание партнерских отношений с другими организациями. В результате искажается истинный смысл СП, происходит подмена понятий. Необходимо уточнить, что же все-таки является социальным партнерством, в чем его сущность и назначение.
Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречий между трудом и капиталом. Кризис основных концепций государственного устройства — социализма, государства благосостояния и модернизации — требовал поиска новых подходов. В фокусе общественного и политического влияния появляются инициативы граждан, которые объединяются в сообщества некоммерческих организаций и общественных движений.
Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене — государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (эти силы принято называть первым, вторым и третьим секторами соответственно).
СП — социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что СП возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.
Можно выделить следующие ключевые моменты СП:
• социальная проблема;
• интересы партнеров;
• правовая обоснованность парнерства;
• возможности и сильные стороны партнеров;
• правила взаимодействия и взаимного контроля;
• наличие информационного поля, освещающего процессы СП;
• наличие проекта как способа соорганизации сторон;
• постоянство и стабильность процесса СП;
• инновационные пути решения социальных проблем.
Узловой момент, вокруг которого формируется СП, — это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения СП — необходима артикуляция интересов сторон:
• значимость социальной проблемы для каждой из сторон;
• установление интересов каждого из возможных партнеров;
• совместное формулирование целей и задач деятельности;
• осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;
• выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
• осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
Необходимо отличать простое взаимодействие или кооперацию усилий в решении сиюминутных проблем, чаще всего регулируемых директивами вышестоящего руководства от социального партнерства, основанного на равноправном, долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему.
Л. Олсен в своей книге Partnership For Social Welfare пишет, что «партнерство — это больше, чем кооперация. Оно включает развитие проектной культуры, принимаемой партнерами, как среды для разделения задач (отвественности). Оно включает процесс поиска новых решений, <...> , в который партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему увеличения качества, которую все партнеры должны улучшать и развивать».
Различные толкования понятия «социальное партнерство» заинтересованными субъектами приводит к возникновению существенных препятствий в применении принципа СП.

Проблемы развития
СП в России
Несмотря на кардинальную трансформацию политического и экономического секторов, организационная структура, принципы и механизмы управления социальной сферой практически не изменились с советского периода. В Советском Союзе понятие СП не выходило за рамки трактования КЗОТом, а за процесс СП выдавалось сотрудничество между партийной номенклатурой и профсоюзами. При этом главенствующую позицию занимала власть, а роль профсоюзов ограничивалась обслуживанием и поддержанием государственного курса. В результате выстраивалась схема «партнерства» по вертикали, которая, по сути, являлась авторитарной управленческой моделью.
В чем-то эти традиции сохранились и сегодня, поэтому существуют следующие препятствия в реализации принципа СП в России.
1. Организационно-управленческие проблемы.
В нашем излишне бюрократизированном государстве остается и в некоторых случаях продолжает усугубляться проблема разделения полномочий между различными государственными структурами. Поверхностные и не всегда продуманные административные реформы привели к запутанности и противоречивости всей системы организации общественного управления. Происходит переплетение и дублирование компетенций и ответственности на различных уровнях в ходе решения комплексных социальных проблем.
В результате возникают ситуации, при которых реальной ответственности за выполнение тех или иных обязательств никто не несет. В процессе взаимодействия разных ведомств возникают «провалы» в работе, влияющие на функциональность и эффективность решения проблем. В таких условиях говорить о конструктивности СП наивно.
2. Нормативно-правовые проблемы.
Для перехода от простых декларативных заявлений о необходимости реформирования функционально-управленческих аспектов СП к реализации их на практике в первую очередь необходима перестройка нормативно-регламентирующей базы.
На федеральном уровне действуют законы, регулирующие деятельность всех секторов в системе СП и некоторые механизмы их взаимодействия. Однако имеющаяся законодательная база не закрепляет социальное партнерство как постоянно действующий процесс. Проект закона о СП не охватывает все поле этого явления, в связи с чем важные аспекты проблемы не попадают в рамки нормативно-правового регулирования. Существующие законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О библиотечном деле» и ряд других содержат множество пробелов в регуляции механизмов СП и требуют внесения существенных поправок.
3. Ресурсные проблемы.
Каждый сектор в системе СП имеет свои сильные и слабые стороны. Сильная сторона государства — его властные рычаги, сильная сторона бизнеса — способность обеспечения финансовыми ресурсами, третий сектор является инициатором новаторских идей. Но неумение совместно их использовать рождает ряд проблем.
Во-первых, одной из наиболее трудных задач является поиск источника финансирования проектов. В большинстве случаев социальные проблемы решаются только средствами бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена. Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности, которая в западных странах является серьезным источником финансирования. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов также недостаточны для широкого развития СП.
Во-вторых, важна проблема нехватки человеческих ресурсов, точнее — недостаток профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса СП. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора. И отсутствие у его представителей опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства. Энтузиазм должен опираться на базу профессионализма, иначе он быстро погаснет.
Третья проблема — неприспособленность к инновациям. Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы. Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры. Бывает, что соперничество или даже зависть разгораются внутри одного сектора или организации, что приводит к блокированию дальнейшего сотрудничества.
Иногда возникает и обратная ситуация, когда ряд общественных деятелей считают, что государство многие вопросы должно решать самостоятельно. Такой подход объясняется общими причинами неразвитости институтов гражданского общества. Патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму.
Все стороны должны осознавать, что СП предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к совместному сотрудничеству можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс СП эффективным.

Библиотеки —
инициаторы развития СП
Мы отметили, что каждый из секторов в системе СП имеет свои сильные стороны. В сумме они дают мощный синергетический эффект. В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния.
В России все складывается несколько по-другому. Во многих случаях коммерческий сектор преследует только свои интересы, а государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах. В такой ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.
Библиотеки занимают особое место в системе СП. Являясь социальным институтом, тесно связанным с государством, библиотеки, по существу, выступают формой организации гражданских инициатив, становятся катализаторами активности различных слоев общества. Имея опыт работы с населением и информацией, библиотеки могут стать ключевым звеном в налаживании взаимоотношений между субъектами СП. Сформулируем ряд важных задач, которые призваны решать библиотеки:
• оказание информационной поддержки государству, коммерческим организациям и НКО;
• проведение информационно-просветительской работы с населением;
• регуляция законотворческого процесса посредством выражения интересов общества;
• организация презентаций, проектов, семинаров.
Библиотеки обладают мощным потенциалом информационно-просветительской деятельности, который должен быть направлен на развитие в России информационного общества. Его специфика — в том, что ключевым звеном в фокусе общественного влияния становится не власть, как было прежде, а институты гражданского общества, некоммерческого сектора. Сам же процесс партнерства приобретает плодотворный коммуникационный обмен между властью, бизнесом и третьим сектором.
Известный социолог Ю. Хабермас называет такое общество «обществом дискурсов»: посредством дискуссий, конференций, семинаров политики, экономисты, эксперты приходят к решениям, которые действительно удовлетворяют все социальные слои и приводят к гармонизации отношений между секторами. В России не развита общественная дискуссия. Библиотеки должны стать инициатором диалога между всеми субъектами СП, привлекать для решения социальных проектов политиков, представителей бизнеса и НКО и делать это на постоянной основе.
В рамках социального партнерства деятельность библиотек в значительной степени альтруистична и направлена прежде всего на социальную и культурную сферы. В условиях отсутствия у государства четкой культурной стратегии библиотеки должны сами принимать решения, самостоятельно формировать культурную политику и заполнять образовавшийся в обществе ценностный вакуум.
Библиотека как социокультурный институт всегда выполняла образовательную функцию. Посредством партнерских инициатив эту функциональную направленность можно существенно усилить и расширить. Показателен пример одной из московских библиотек, разработавшей комплексную программу социального партнерства с организациями и учреждениями, заинтересованными в усилении патриотической составляющей молодежи. В результате была налажена совместная работа с музеем и администрацией церковного храма.
Итогом такой деятельности может стать формирование новых социокультурных ценностей у молодого поколения, основанных на чувстве патриотизма и национальной идентичности. С точки зрения социальной эффективности этот опыт очень ценен.
Партнерская деятельность библиотек, обслуживающих людей с ограничениями в жизнедеятельности, также является одной из отличительных особенностей библиотечной среды в процессе межсекторного взаимодействия. В этом отношении особого внимания заслуживает деятельность Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, опыт которой может быть полезен для библиотек и общественных организаций по всей России.
Развитие СП невозможно без тесного сотрудничества самих библиотек. Они должны стать более открытыми друг для друга. Создание ассоциаций, привлечение коллег из других стран становится приоритетной задачей в библиотечной среде. Особенно в этом преуспели центральные библиотеки Москвы и Петербурга. Такие совместные проекты, как «Библиотечная Ассамблея Евразии», «Встреча на границах», помогут сплочению библиотечного сообщества в решении общих проблем в развитии СП.
Мы отметили, что одним из критериев эффективности процесса СП является профессионализм. Сотрудниками библиотек должны становиться не только работники культуры, но и специалисты-управленцы, занимающиеся связями с общественностью, маркетинговыми стратегиями. Библиотеки нуждаются в создании специальных самодостаточных секторов, фондов, деятельность которых должна быть направлена исключительно на развитие сотрудничества, поиск возможных партнеров, решения проблем развития СП.
Выполняя перечисленные выше задачи, библиотеки могут стать основным каналом, через который все большее число различных слоев населения включится в процесс сотрудничества. Библиотеки могут консолидировать общественность по социально значимым проблемам, что является важным фактором в развитии СП и становлении гражданского общества.

1. Проблемы становления гражданского общества в России. — М., 2003 г.
2. Социальное партнерство в современных условиях: сравнительно-правовой обзор / Под ред. Фурсова В. В. — М., 1998 г.
3. Социальное партнерство: взаимные обязательства сторон. — М., 2001 г.
4. Либоракина М. Н., Никонова Л. С. Социальное партнерство: взаимодействие между государством, коммерческим сектором, общественными структурами. — М., 2001 г.
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы