Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (13)'04 - СОБЫТИЯ
Детская школа для взрослых
Людмила Валентиновна Степанова, главный библиотекарь Ленинградской областной
детской библиотеки,
старший преподаватель СПбГУКИ

В городе Сланцы Ленинградской области открылась Школа Детского Чтения. Теперь ежегодно, осенью, дети и взрослые будут приходить сюда, чтобы вести диалог о чтении и нечтении, любимых и скучных книгах.

Школа Детского Чтения (ШДЧ) — открытая, свободная форма встречи детских библиотекарей Ленинградской области, учителей начальной школы и преподавателей словесности в старших классах, писателей, ученых, критиков, издателей — всех тех, для кого детская литература, детское чтение — необходимый ресурс культуры для поддержки, развития и понимания современного ребенка. ШДЧ задумана и устроена таким образом, чтобы дети и окружающие их взрослые видели, слышали и понимали друг друга, создавали вместе интересные события в детской библиотеке и вокруг нее.
ШДЧ-2003 была замечательна и неповторима своей интонацией, ритмом общения детских библиотекарей и учителей вокруг ребенка, его идей, его пространства жизни, свободы в чтении и нечтении. Важно, и интересно то, что первыми исполнителями замысла ШДЧ стали — М. Д. Яснов, известный поэт, Е. В. Кулешов, филолог, изучающий этнографию детства, Е. В. Фролова, учитель-методист, А. Г. Парамонов, зам. главы администрации. Вместе с ведущими специалистами Ленинградской областной детской библиотеки они сформировали контекст, в котором ярко проявились размышления, дискурсы, монологи и диалоги родителей, учителей, библиотекарей.
«Взрослый» и «детский» классы в ШДЧ проводились одновременно, но не вместе. Взрослый мир, к сожалению, не очень пластичен, чтобы свободно включить в себя детское сообщество для совместного творчества. Но! Детская библиотека оказалась необходимой, ожидаемой точкой пересечения интересов взрослых и детей. Детское чтение, оказывается, дарит множество новых идей взаимодействия детского и взрослого миров.
Как говорить с современными детьми о книге и чтении? Кто и как защищает читающего ребенка в современной культуре? Что и как читают наши дети и почему они не читают? Эти вопросы развивают детскую библиотеку, ее внутреннюю и внешнюю среду. Идея Школы детского чтения возникла во время работы над проектом «Время читать», который наша библиотека осуществляет вместе с коллегами из Вырицкой детской библиотеки.
ШДЧ — это не новое структурное подразделение детской библиотеки, не искусственное расширение границ общеобразовательной школы, а особое пространство свободного, творческого диалога. Кто и о чем говорит, и договаривается в этой школе? Взрослые друг с другом — на основе понимания и принятия ребенка таким, какой он есть. Дети между собой. Дети и взрослые, находясь рядом, на равных.
Приглашая осенью 2003 года взрослых людей — родителей, библиотекарей, учителей начальных классов и учителей-словесников — в детскую библиотеку, мы предполагали вести разговор не о функциональной деятельности каждого из нас, а о способности выйти за границы собственных профессиональных и личностных стереотипов. Нельзя не признать, что ребенок сегодня живет и развивается в другой ситуации. Изменились мотивы обращения детей к чтению, изменился статус чтения. Какие они, современные дети? Что такое «детское чтение»?
Общение за круглым столом «Читающий мир вокруг современного ребенка. Традиционные и новые модели читательского поведения» началось с актуализации позиции каждого в отношении к современному ребенку и детскому чтению. Родитель-взрослый, заново, вместе с ребенком, переживает опыт чтения в детстве. Учитель создает фундамент для техники чтения, развития речи ребенка. Детский библиотекарь — открывает для каждого ребенка особую, развивающую книжную среду. Мы рассматривали детское чтение как время жизни современных детей. Нам, взрослым, нужно было на основе взаимопонимания и значимости друг для друга сделать шаг к объединению, чтобы защитить и поддержать ребенка в настоящем времени его жизни и чтения.
ШДЧ — это диалог взрослого и ребенка. Как в этом диалоге избежать позиции назидания, поучения, давления? Как вести себя рядом с ребенком, не ущемляя его прав и сохраняя традиции книжной культуры? Что и почему современному ребенку скучно читать? Как отказаться от «воинствующего навязывания» ребенку чего бы то ни было — книги, круга чтения, взрослого «неоспоримого» мнения? Об этом предмете учителя и библиотекари размышляли в мастер-классе поэта и переводчика Михаила Давыдовича Яснова. Основная классная тема — «Ну и скучища в правильном мире! Как вместе с ребенком полюбить его чтение?»
Право выбора должно быть у каждого: взрослый может открыть свои модели читательского поведения, внимательно и бережно относясь к читательским моделям современных детей. Искусство открывать свою книгу, свое чтение, не боясь быть «позади» ребенка, быть ведомым в открытии перспектив чтения, книжной среды, — эти качества проявили участники ШДЧ во время ситуативной игры «Детское чтение в прошлом столетии — тайна и интрига читательских пристрастий». Воспоминания о себе как читателе в детстве и отрочестве, использование профессиональных навыков помогли учителям и библиотекарям проследить механизм популярности книги, понять тайну выбора книги ребенком прошлого столетия. Но остались ли эти механизмы прежними и сегодня, в мире современных детей? А современная детская литература, что с ней и в ней происходит?
ШДЧ — это диалог детей друг с другом. Взрослый не выдает рецепты, а создает условия для того, чтобы ребенок творил собственный опыт. В дискуссии «Идея ребенка о себе самом после прочтения, или что произойдет, если наши дети перестанут читать?» звучали самые неожиданные мнения. Пожалуй, самой конструктивной идеей, объединившей и учителей, и родителей, и библиотекарей, стала идея о понимании детского чтения как сферы деятельности самого ребенка. Детское чтение — это время и пространство самого ребенка, которое он творит внутри текста. Не чужой текст поглощает, а создает свой. Для нас стало важным, что в ходе дискуссии, ее участники обращались к внутренней среде нашей библиотеки.
Вся книжная среда Сланцевской детской библиотеки раскрыта, распахнута идеями ребенка о себе, своем мире. «Люди и книги. Птицы и солнце» — название разделов выставки, которую создали девятилетние дети в подарок себе и друзьям. Книжная выставка-вопрос и выставка-ответ «Переходный возраст — это... переход в другой класс?.. переход в другой возраст?.. переход в другую жизнь?» — это творчество подростков. Родители и учителя в библиотеке увидели ребенка иначе, открывая его мысли, понимая сказанное им. Наш принцип — пусть ребенок, узнавая себя, обнаруживает свою книгу.
Каждый пришел в ШДЧ со своими взглядами на ребенка и детское чтение. Возник диалог, в котором главное — понимание, подтверждение способности и возможности совместного движения к ребенку. Уважение и принятие значимости и важности друг друга, объединение в понимании ценности детского чтения.

Татьяна Анатольевна Соловьева, заведующая Центральной детской библиотекой г. Сланцы
Учитель в ШДЧ — детство!
ШДЧ стало событием не только в жизни детей и взрослых города и района, но и всех детских библиотекарей Ленинградской области. Условия для успешной работы ШДЧ — комфортная книжная среда детской библиотеки, где ребенок смог выразить свое “Я”, а взрослый в безопасной среде — проявить свои позиции.
Много интересного, важного произошло в Детской библиотеке. Дискуссия на «круглом столе», размышления о читающем мире вокруг современного ребенка, ситуативная игра «Детское чтение в прошлом столетии: тайна и интрига читательских пристрастий», выступление ученых и писателей — было настолько ярко и своевременно, что в аудитории не осталось ни одного равнодушного человека.
Что такое детское чтение? Кто и как выбирает книги для чтения детей? Что и почему современному ребенку скучно читать? Что происходит с современной детской книгой? Чему нам необходимо учиться у современного ребенка? Зачем нам нужен читающий ребенок? Эти и другие вопросы были предложены участникам ШДЧ для обсуждения. Яркие выступления и размышления моих коллег — библиотекарей, учителей, а затем «мастер-класс» поэта, переводчика М. Яснова и для взрослых, и для детей — не оставили у меня сомнений в том, что учитель в ШДЧ — ребенок.
Мне очень близка проблема поддержки идеи ребенка о самом себе в процессе его чтения. А нужна ли идея о себе самом — Ребенку? Нужна ли она нам, взрослым? И для чего она нужна?
Художественный текст помогает ребенку в самореализации, утверждении самого себя. Книга может быть защитой от агрессии социума. Почему современные подростки отдают предпочтение жанру «фэнтези»? Только ли потому, что им интересно волшебство и приключения главных героев? А может быть это уход от реальности? Уход в мир, где свои законы, где они справедливы, а добро всегда побеждает зло.
Ребенок по природе своей не разрушитель, он миротворец. Мы же, взрослые XXI века, видим свою миссию не в разрушении внутреннего мира ребенка. Как взрослому, «доставая» его, быть рядом с ним в момент его взросления. Сегодняшний подросток не лучше и не хуже, чем был когда-то. Он просто другой. И мы вместе с ним должны попадать в поток современной литературы. Читать, рассуждать о тех книгах, которые действительно помогут подростку понять самого себя, и нам, взрослым, узнать его.
Наши читатели сами принесли в библиотеку еще неизвестную нам книгу. После чтения — вслед за подростками — книги Анны-Софи Брасм «Я дышу» состоялся диалог. Мы размышляли о главной героине, и подростки проговаривали себя: «Я веселый и с этим мне легко в жизни. Я душа компании. Я люблю родителей и могу в этом признаться. А некоторые не могут» (Дмитрий, 15 лет); «Я уважаю старших, особенно родителей. А еще я люблю детей, чувствовать других» (Анна, 14 лет); «В жизни я хочу сначала куда-нибудь поступить, а потом сделать свою карьеру. Если к этому стремиться, то обязательно получится» (Сергей, 16 лет).

Татьяна Николаевна Кирсанова, заведующая Вырицкой Центральной детской библиотекой Гатчинского района
Класс детского чтения

Дети написали эти рассказы не для библиотекаря, а для себя, чтобы еще раз пережить свои впечатления. Для взрослых это стало неожиданной радостью.
«21 ноября я познакомилась с Михаилом Ясновым. Он очень веселый и добрый. Пока он не приехал, мы рисовали картинки к его стихам. А он отгадывал, какой это стих. Мы фотографировались с Михаилом Ясновым. Он показывал книги. А одну книгу, которую Михаил Яснов писал со своей собакой, а другую книгу нам было очень интересно смотреть. Он спрашивал тех детей, которые могут прочитать 1000 слов в минуту и ни разу не сбиться.
А еще Михаил Яснов спрашивал, кто самый лучший отгадчик загадок в мире. И одной из них была я. Но получилось так, что мы не отгадали ни одной загадки. А Никиту, одного из лучших отгадчиков, сфотографировали, когда он думал.
В конце писатель дал нам автографы. И мы на память сфотографировались!!!» (Гончарова Аня, 8 лет)
«Когда я узнала, что к нам приедет детский поэт из Санкт-Петербурга, я подумала, что он просто будет рассказывать о себе и читать свои стихи, а ребята будут задавать ему вопросы. А оказалось, что все совсем не так.
Михаил Давыдович Яснов играл с нами, шутил, загадывал загадки, даже разыграл Карину, будто она «порвала» его книжку «Свинозавр». Я поняла, что он очень веселый человек, любит детей и ему легко сочинять для нас стихи.
Почему к нам так редко приезжают настоящие детские писатели и поэты? Ведь нам с ними так интересно!» (Василькова Даша, 10 лет)
«Я с Аней была в библиотеке. Мы встречались с писателем, а звали его Михаил Яснов. Он живет в Санкт-Петербурге. Пока он говорил со взрослыми, мы рисовали его стихи. А когда он пришел, то отгадывал, к каким стихам эти рисунки.
Потом он показывал книги, которые назывались «Собачья азбука» и «Свинозавр». Писатель Михаил Яснов очень добрый и смешной. Мне было интересно!!!» (Поликашева Маша, 8 лет)

Наталья Юрьевна Терентьева, учитель начальных классов средней
школы №1 г. Сланцы
Идеальный читатель в детстве
(размышления учителя)

Был обычный школьный день. В классе царил веселый и многошумный дух перемены. Только на последней парте сидел Малыш и, уткнувшись носом в толстую книгу, читал. Он не замечал пестрой толпы одноклассников вокруг, он был в другой реальности. Мне очень хотелось взглянуть на обложку книги, но было страшно нарушать мир грез, рожденный писательским словом и детским воображением...
Как я завидую им, маленьким читателям, как давно не замирало сладко мое сердце от восторга и предвкушения встречи с новой книгой. Нет, я не стала меньше читать, но, наверное, только в детском сердце есть кусочек «ответственный» за быстрое превращение того, о чем читаешь в реальном, ощущаемом мире (и ты в этом мире — в главной роли).
Мне хочется, чтобы мои маленькие ученики научились с большим вниманием относиться к каждому слову. Хочется, чтобы они научились отличать книги, написанные «для глаз» и Книги «для сердца и разума»... Хочется, чтобы они научились понимать, что книги создаются и читаются не только для развлечения, но и для душевного возвышения...
А толстая книга, которую читал Малыш, оказалась замечательными «Приключениями Тома Сойера»...

Анжела Валентиновна Тумурук, Сланцевская Центральная районная библиотека
Идеальный читатель в детстве
(размышления библиотекаря)

Что мы можем ожидать от ребенка-читателя? Что, вообще, может означать определение «идеальный»? Честно говоря, мне не нравится сама терминология — «идеальный читатель». Представляется что-то нудное, с пометками на полях, с ведением «Дневника читателя»...
Мне кажется, его не существует, идеального читателя. Есть просто дети, которым нравится читать, и которые открыто, непосредственно радуются, печалятся, плачут и смеются, переживая вместе с героями книг. Они испытывают какие-то эмоции — настолько сильные и искренние, что нам, взрослым, уже этого не понять. Можно только верить и удивляться.
Любой ребенок, выбирающий себе книгу в библиотеке, меняющийся книгой с другим, представляется мне уже идеальным читателем. Мой 11-летний племянник осилил «Капитанскую дочку» перед переходом в 5-й класс. В порядке летней программы чтения. Вопросы задавал через слово. Можно сказать, что он прочел Пушкина со словарем. Не понял и половины. Является ли он идеальным читателем? Ведь прочитал же!
Резюме моей 13-летней дочери после «Ревизора» — «Прикольная книжка». Как назвать Хлестакова одним словом думали вместе. Я назвала. Тоже ведь размышляла. Не понравилось. Не совпали... Идеальный ли она читатель? И что я могу от нее ожидать, если после «Ревизора» читает книжку про город магов и куколку Последней Надежды.
Мне не нравится слово «идеальный». И не нравится позиция взрослого, что-то ожидающего от читающего ребенка. Или, что еще хуже, — приучающего ребенка к чтению. Мне больше по сердцу позиция взрослого, слушающего, говорящего с ребенком. О жизни, о любви, о мире, о нем самом — в мире, в книге. Захочет он пережить все заново — тревогу, сомнения, размышление, горе, радость — он возьмет книгу в руки еще и еще раз. Не захочет — придет и его время. У каждого оно свое. И какая нам разница — идеальный ли он читатель?

Проект ШДЧ обеспечен финансовой поддержкой Комитета по культуре Ленинградской области и реализуется на базе Сланцевской Центральной районной детской библиотеки при успешном сотрудничестве с Ленинградской областной детской библиотекой, отделом образования МО «Сланцевский район», отделом по делам культуры, молодежи и спорта МО «Сланцевский район».
Авторы и руководители Проекта ШДЧ признательны за информационную поддержку Сланцевскому радиоканалу. Благодарим журнал PITER book за организацию доставки издания в Детские библиотеки ЛО, журнал «Библиотечное Дело», издательство «ДЕТГИЗ» за предоставленные издания.
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы