|
Проблемы юных читателей
Внимание к деятельности детских и юношеских библиотек со стороны первых лиц регионов — залог сохранения и развития благоприятной среды для формирующейся личности. Проблемы юных читателей Центрального федерального округа РФ стали предметом серьезного совещания.
Чем могут быть интересны библиотеки обществу? Почему России и детям нужны специализированные детские и юношеские библиотеки? Что могут и должны делать руководители регионов для развития и рационального использования важнейшего сектора культурного слоя общества — библиотек?
Эти и другие вопросы обсуждались на совещании «Детские и юношеские библиотеки как ресурс формирования гражданского общества», которое аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе провел 28.11.03. В нем участвовали руководители регионов округа, библиотекари, ученые, общественные деятели. Они обсудили три блока вопросов:
1. Правовая и нормативная защита детских и юношеских библиотек. Что сделано в регионе по защите конституционного права детей и молодежи на свободный доступ к информации и специализированное библиотечное обслуживание в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле? Как это учитывается в нормативных актах? Включаются ли детские и юношеские библиотеки в концепции и программы развития регионов в части социального, культурного и образовательного обеспечения? Как решаются проблемы защиты сети детских и юношеских библиотек, сохранения зданий и помещений, земельных участков, отведенных библиотекам, аренды. Имеются ли налоговые льготы, предоставляемые библиотекам и лицам и организациям, помогающим учреждениям культуры? Какие проблемы нужно решать на федеральном уровне, чтобы библиотечное дело в регионе развивалось? Что нужно сделать для защиты детей и юношества?
2. Социальная гарантия прав детей и юношества на интеллектуальное и духовное развитие: ресурсное обеспечение детских и юношеских библиотек (комплектование фондов, информатизация библиотек, состояние их материальной базы, кадровое обеспечение).
3. Координация и кооперация всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами детей и молодежи, в т. ч. включение детских и юношеских библиотек как равноправных партнеров в различные проекты, программы по направлениям воспитания, образования, в комиссии и группы по их разработке и реализации. Межведомственное решение вопросов библиотечного обслуживания детей и молодежи.
В частности, на совещании академик С. П. Капица говорил о задачах в области воспитания и образования подрастающего поколения. Начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ Е. И. Кузьмин сделал акцент на перспективах вхождения России в глобальное информационное общество, роли библиотек в построении общества знаний. Необходимость учета в работе библиотек возрастных психологических особенностей детей и юношества обосновала доктор психологических наук Н. Л. Карпова. Руководители библиотек рассказывали о деятельности своих учреждений, проблемах и возможных путях их решения. А губернатор Ивановской области в ходе совещания заявил, что детские и юношеские библиотеки области отныне будут пользоваться его повышенным вниманием и поддержкой.
Главный же итог совещания в том, что оно обязательно получит свое практическое продолжение. Первый заместитель полномочного представителя президента РФ в ЦФО А. Ю. Федоров заявил, что ключевые проблемы, сложившиеся в сфере библиотечного обслуживания детей и молодежи, обязательно будут решены в округе.
Разобраться в этих сложных вопросах поможет справка «Состояние и проблемы развития детских и юношеских библиотек Центрального Федерального округа», специально подготовленная к совещанию», выдержки из который мы предлагаем вниманию читателей.1
Состояние библиотечного обслуживания детей
и юношества в ЦФО
Основными показателями оценки деятельности центральных детских и юношеских библиотек (ЦДиЮБ) должны стать объемы их научной и методической деятельности (количество и качество проведенных исследований, издательская деятельность, мероприятия по организации повышения квалификации, командировки, количество консультаций и т. п.). Именно это характеризует деятельность финансируемых из областного бюджета ЦДиЮБ, хотя они и выполняют функции городских библиотек, обслуживая в основном детей и юношество города.
Но в официальной статистике по учреждениям культуры фигурируют только показатели количества фонда документов, читателей, книговыдачи и посещений — именно по ним рассчитывается финансирование ЦДиЮБ. Из-за этого основная деятельность ЦДиЮБ практически не финансируется. Она выполняется за счет платных услуг и иных внебюджетных средств, что значительно снижает объемы и препятствует полноценному выполнению функций. В результате сельские библиотеки, коих большинство в любом регионе, остаются без помощи областных детских и юношеских библиотек, хотя юные читатели на селе — это до 70% пользователей. Сами сельские библиотекари нуждаются в повышении квалификации, поскольку в основном имеют среднее специальное образование.
Муниципальные детские библиотеки обслуживают детей от 2-х до 14-ти лет включительно. Возраст детей, которых приводят в библиотеку родители, значительно снизился (с 6-ти лет в 1980-е до 2-х в настоящее время). Это налагает особую ответственность на библиотекарей, работающих с малышами и их родителями: требуются особые знания, умения и навыки; необходимы игрушки, специальный фонд, отдельное помещение, оснащенное особой мебелью и имеющее специфический интерьер. Свои особенности и требования имеет и библиотечное обслуживание подростков.
Все это по мере сил и возможностей стараются делать детские библиотеки. Но говорить о качественном приобщении детей к информации, книжной культуре достаточно сложно, т. к. государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения подрастающего поколения к культуре. Органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и достаточной среды культурного развития детства как свою задачу.
Правовое и социальное положение детских и юношеских библиотек ЦФО. Во многих регионах делаются попытки выработать механизм защиты детских библиотек и детства на получение информации и приобщение к чтению в комфортных условиях. Так, в Белгородской области принят ряд документов в защиту детства, где фигурируют детские библиотеки. Администрация области инициировала рассмотрение регионального закона «О государственной поддержке библиотечного обслуживания детей в Белгородской области» в областной Думе. Но на этапе финансовой экспертизы проекта этого закона из него были изъяты все статьи, гарантирующие ресурсное обеспечение библиотек, обслуживающих детей.
Федеральные целевые программы «Дети России», «Молодежь России», «Информация для всех», «Электронная Россия», как и Федеральная целевая программа «Сохранение культуры России» (2000—2005 гг.), не содержат разделов, способствующих развитию библиотечного обслуживания подрастающего поколения.
Для детских и юношеских библиотек крайне важно официальное признание их деятельности со стороны властей и общества. Если губернатор, члены его команды, депутаты законодательных органов рассматривают библиотеки как равноправных партнеров, помощников в работе с населением, тогда и библиотеки развиваются в соответствии с требованиями общества.
В качестве примера можно привести Мурманскую область — губернатор, мэр, члены правительства постоянно появляются в областной библиотеке для детей и юношества, участвуя в важнейших для региона акциях; законодательное собрание обращается к руководителям библиотеки при подготовке различных законопроектов, связанных с жизнью детей и молодежи. И поэтому только в Мурманской области в законе о защите прав детей библиотеки включены в текст как гаранты информационного, образовательного и культурного развития подрастающего поколения.
Фонды детских и юношеских библиотек. Огромную тревогу вызывает тенденция к сокращению процента обновления книжных фондов детских библиотек. По международным нормам фонды ежегодно должны пополняться не менее 5% новых изданий. Приток новых поступлений в областных детских библиотеках ЦФО в среднем едва достигает 3%, при этом у четверти библиотек этого ранга он колеблется от 0,2 до 0,9% от общего объема фондов. В муниципальных библиотеках отдельных регионов процент обновления не поднимается выше 0,3%. В сельских его наивысшая планка — 0,1%. Оставляет желать лучшего и качество новых поступлений.
Списанию по ветхости подлежит 40% изданий. До 70 % отраслевой литературы морально устарела и не отвечает потребностям современных читателей. Классические произведения детской литературы медленно, но верно исчезают с полок, так как у библиотек нет средств для замены их новыми изданиями.
Отсутствие финансирования отрицательно сказывается и на репертуаре услуг, представляемых библиотеками. Большинство изданий поступают в единственном экземпляре (до 80%) и пополняют только читальные залы. Читатель не может взять необходимую литературу на дом. Особенно сильно страдают от этого жители отдаленных и сельских районов — для них ситуация выливается в лишение прав на доступ к информации вообще.
Книговыдача периодики во всех библиотеках очень велика (в некоторых достигает 60%), а обращаемость «зашкаливает» за 30. Но количество изданий, выписываемых средней муниципальной библиотекой, как правило, не превышает 10—15 журналов и 5—8 газет. Сельская библиотека в среднем получает 3 журнала и 1—2 газеты. Положение усугубляет нерегулярное выделение средств на подписную кампанию и нередкое их запаздывание. Многие библиотеки выписывают издания с перерывом в полугодие, 1—3 месяца.
Последние 15 лет остро стоит проблема комплектования юношеских библиотек. Хотя в суммарном выражении можно говорить о некотором росте денежных средств, но в связи с резким подорожанием печатной продукции литературы приобретается на них все меньше. И целый ряд юношеских библиотек не может представить даже минимального набора периодических изданий, адресованных молодежи.
Отставание формирования фондов детских и юношеских библиотек от требований сегодняшнего дня приводит к неудовлетворению читательского спроса, связанного с получением образования, организации культурного досуга, общения, в котором так нуждаются дети и юношество, подрывает авторитет библиотеки и чтения. Некоторые педагоги отрицательно оценивают не только знания учащихся, но и то, что они не смогли найти необходимый текст в библиотеках. Создаются неравные условия для развития личности и получения ею образования.
Информатизация детских и юношеских библиотек остается важной проблемой. Без ее решения невозможно их включение в национальное и мировое информационное пространство. Модернизация требует значительных финансовых вливаний для приобретения и содержания техники, создания локальных сетей, подключения к ЛИБНЕТ и интернет, обучения кадров.
К сожалению, детские и юношеские библиотеки до сих пор не входят в федеральные программы Министерства культуры, за счет областных программ их информатизация практически не финансируется, поэтому каждая библиотека пытается решать эти проблемы за счет собственных скудных средств. Если областные детские и юношеские библиотеки за последнее время все-таки стали приобретать технику, то положение в детских муниципальных библиотеках остается катастрофическим. Так, из 46 библиотек Белгородской области всего 4 библиотеки имеют 5 компьютеров; в Воронежской — в 59 детских библиотеках всего один компьютер... Только в 86% муниципальных детских библиотеках есть телефонная связь, факсимильная — в 3-х библиотеках из 859 (0,3%), электронная почта — в 6-ти (0,7%). Доступ к интернету имеют 2 муниципальные детские библиотеки.
Отсутствие доступа к интернету во Владимирской, Воронежской, Курской, Тамбовской и Тульской областных детских библиотеках также не способствует включению в информационное пространство, удовлетворению запросов школьников.
Техническая оснащенность юношеских библиотек весьма различна. Но по большей части они лишены и электронной почты, и доступа к интернету. Так, в 2002 г. Липецкая ОЮБ имела 17 компьютеров, Рязанская — 10, Белгородская — 9 (это самые благополучные показатели!) В Костроме — 3, Смоленске — 5... Электронную почту имеют только Белгородская, Владимирская, Липецкая и Рязанская ОЮБ.
Проблема приобщения детей и молодежи к чтению в эпоху развивающихся информационных технологий во всем мире остается проблемой № 1. Без этого юные пользователи большинства библиотек растут оторванными от информационного потенциала страны — не имеют информации, необходимой для получения полноценного образования и приобщения к достижениям культуры.
Областные детские и юношеские библиотеки — наряду с универсальными научными — должны иметь возможности и средства для формирования единого информационного пространства — не только иметь достаточный парк компьютеров и входить в корпоративные сети, но и помогать библиотекам, работающим с детьми и юношеством, осваивать информационное пространство страны.
Техническое оснащение детских и юношеских библиотек округа крайне скудно. Оборудование, мебель изношены в большинстве муниципальных библиотек. Практически нет современной теле- и видеоаппаратуры, проекторов, CD-приводов и т. д. Только 5 ОДБ из 17-ти имеют транспорт — несмотря на большой объем работы по комплектованию фондов и оказанию методической помощи библиотекам региона. Отсутствие транспорта, телефонной и иной связи приводит к оторванности муниципальной детской библиотеки, невозможности книгообмена и профессионального общения библиотекарей. Немногие ОДБ имеют ксероксы, а это одна из наиболее востребованных услуг.
В ряде областей положение с техническим оснащением начинает меняться в лучшую сторону.
Площади детских и юношеских библиотек. Арендная плата достаточно высока, и библиотеки зачастую не могут ее периодически оплачивать, что может привести к неприятным последствиям.
Многие регионы приняли решение о снижении арендной платы для учреждений культуры. Видимо, подобная мера должна быть внесена и в законы о библиотечном деле.
Начиная с 2000 года, областные детские библиотеки стали получать финансирование на проведение текущего ремонта, что позволяет более или менее поддерживать состояние зданий. Но помещения, которые занимают юношеские библиотеки, вызывают тревогу.
Финансирование детских библиотек. Недостаточность финансирования приводит к снижению уровня и объемов деятельности ОДБ как методических и информационных центров. Нет или очень мало современной компьютерной техники, средств связи, транспорта; нет средств на издательскую деятельность и повышение квалификации. Директоры ОДБ лишены возможности участвовать в общероссийских совещаниях и конференциях, приобщаться к современному состоянию библиотечного дела и организации управления библиотекой.
Материальные затраты составляют в ОДБ от 40 до 60% всех поступивших средств. Сюда входят коммунальные платежи, арендная плата, поддержание зданий, приобретение оборудования, комплектование фонда, оплата подписки. Но именно на эту статью в течение почти десяти лет не выделялись средства.
Кадры детских и юношеских библиотек. Работа в детских библиотеках требует знаний не только библиотечного дела, но и педагогики, возрастной психологии. Библиотекарь должен уметь общаться с детьми, содержательно и интересно организовывать их досуг, помогать в выполнении заданий, готовить малышей к школе. Внедрение информационных технологий предъявило библиотекарям новые требования — уметь разбираться в компьютерных технологиях и обучать детей информационной культуре, пользованию компьютерами.
Все библиотекари нуждаются в повышении квалификации, в профессиональном общении, а некоторые из них — и в получении высшего библиотечного образования. К сожалению, практика централизованного направления молодежи в вузы страны почти отсутствует. Повышению квалификации препятствует отсутствие средств, хотя возможности периодического обучения кадров есть и у областных библиотек, и у курсов повышения квалификации.
Низкая заработная плата работников детских и юношеских библиотек препятствует притоку молодежи и сохранению высококвалифицированных кадров. Парламентские слушания Совета Федерации рекомендовали Правительству РФ и руководителям субъектов федерации рассмотреть вопрос о повышении заработной платы работникам детских и юношеских библиотек и приравнять ее к оплате труда и социальным льготам педагогов.
Во всех региональных законах обязательно есть статья о социальной защите библиотечных работников, различных доплатах за стаж, квалифицированность, наличие государственных наград. Многие регионы вводят так называемые губернаторские надбавки. Но есть опасность, что при отмене Единой тарифной сетки эти надбавки могут быть отменены. Их сохранение — важнейшая задача региональных руководителей.
Координация и кооперация ресурсов. В России библиотечным обслуживанием детей и юношества занимаются две самые мощные сети библиотек — Министерства культуры и Министерства образования, причем сеть школьных библиотек намного превышает по численности сеть публичных. Однако вопросы их взаимодействия не решены до сих пор, что приводит к неоправданному перекладыванию многих функций школьных библиотек на детские, параллелизму и дублированию работы. Не решены и проблемы взаимодействия между библиотеками и органами власти, другими учреждениями, занимающимися вопросами развития детства. Потенциал библиотек не учитывается при разработке областных и местных программ развития регионов.
Многие детские и юношеские библиотеки активно работают совместно с экологическими организациями, комитетами по социальной защите, правовыми учреждениями, но системы в этой работе нет. Они могли бы стать центрами детства, объединить на своей базе все заинтересованные структуры и совместно готовить квалифицированные предложения в органы власти по проблемам подрастающего поколения.
Для решения библиотечного и информационного обслуживания населения, в том числе детского, можно возродить практику создания Межведомственных библиотечных советов при администрациях различных уровней. Но не повторять ошибки прошлых лет, когда развитие библиотечного дела в регионах было дано на откуп органам управления культурой. Общественный совет должно возглавлять лицо, полномочное принимать решения, в том числе правового и экономического порядка. Деятельность подобных советов в Мурманской и Псковской областях, например, уже позволила снять ряд очень острых межведомственных конфликтов в библиотечном обслуживании детей.
Очень важно разрабатывать и утверждать на уровне глав администраций межрегиональные корпоративные связи — на современном уровне, помогающем вхождению детских и юношеских библиотек в единое информационное пространство страны.
1 Полностью справка опубликована на сайте журнала «Библиотечное Дело» www.bibliograf.ru
|
|