Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (22)'04 - СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Драматургия библиографического указателя
Борис Федорович Володин, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела библиотековедения Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук

Фундаментальный научно-библиографический труд, посвященный Соломону Михоэлсу, — результат огромной работы коллектива авторов — сотрудников РГБИ. Особая иконографическая драматургия выводит его за рамки традиционных представлений о возможностях библиографического указателя.

Eдва ли не у каждого человека, связанного с театром профессионально, равно как и у театрала-зрителя, имя великого актера и режиссера Соломона Михайловича Михоэлса ассоциируется со спектаклями, которые стали легендой, — прежде всего, с «Королем Лиром», и, конечно же, с гибелью Михоэлса в январе 1948 г.
За период более чем в 50 лет, прошедших после смерти великого мастера, его имя стало почти что легендой при почти полном информационном вакууме. Который был результатом исключительно политических обстоятельств, нежеланием властей сказать правду об этом заказном убийстве. Хотя отдельные статьи о жизни и творчестве С. Михоэлса время от времени появлялись в печати, лишь в середине 1990-х гг. началась активная и целенаправленная работа по изучению его творческого наследия. А в 2003 г. Российская государственная библиотека по искусству в Москве (РГБИ) издала уникальную работу, которая представила все публикации о Михоэлсе, которые появились в XX веке — «Соломон Михоэлс: Библиографический указатель. 1919—1999».
Библиографический указатель «Соломон Михоэлс» является результатом огромной по своим масштабам исследовательской работы, осуществленной коллективом авторов — сотрудников РГБИ Е. И. Алексеенковой, Н. М. Бабенковой, А. А. Колгановой, Н. Н. Малофеевой и их израильской коллеги Л. Юниверг.
Появление данного указателя в РГБИ можно считать закономерным потому, что эта библиотека является центром научной работы по изучению наследия великого режиссера, а также по исследованию документов, отражающих жизнь и деятельность Соломона Михоэлса. В 1997 г. именно здесь была проведена международная научная конференция «Соломон Михоэлс: Исследования, архивы, библиография», материалы которой были изданы в 1999 г.1 В ноябре 2000 г. там же прошли Вторые международные Михоэлсовские чтения, материалы которых были опубликованы в 2001 г.2
Эта работа также является и закономерным результатом многолетней деятельности РГБИ в качестве научной библиотеки гуманитарного профиля. Высокий уровень ее выполнения обусловлен в первую очередь результатами процесса развития этой уникальной научной библиотеки на протяжении многих лет под руководством ее директора Ады Ароновны Колгановой.
Наиболее точно деятельность РГБИ можно охарактеризовать, воспользовавшись определением, которое в немецком языке выражено понятием «исследовательская библиотека» (Forschungsbibliothek), что означает в первую очередь развитие библиотеки как своего рода лаборатории или мастерской читателя-гуманитария, прежде всего, ученого-гуманитария. Не случайно именно здесь проходили научные конференции, посвященные проблемам развития научных библиотек гуманитарного профиля (исследовательских библиотек),3 которым полагается вести активную исследовательскую работу по изучению и раскрытию своих фондов. И работа над составлением библиографического указателя, посвященного С. М. Михоэлсу, отражает очень высокий научный уровень подготовки фундаментальных библиографических указателей, который уже давно сложился в РГБИ. Например, таких как «Русский советский драматический театр. 1917—1973» (в 3-х т.), четырехтомная работа «Советский театр для детей» (в 4-х т.), указатель «Михаил Чехов — Michail Chekov» и др.
Библиографический указатель, посвященный С. М. Михоэлсу, содержит предисловие, вступительное слово составителей, собственно указатель и два вспомогательных указателя к нему — именной и предметно-тематический. Автор предисловия — наш выдающийся современник, главный режиссер Московского театра на Таганке Юрий Петрович Любимов. В годы своей юности он видел Михоэлса на сцене Государственного Еврейского театра (ГОСЕТа) в роли Лира, и «Король Лир» остался в его памяти наряду с другими шедеврами отечественного театра того времени, такими как «Ревизор» В. М. Мейерхольда и «Дама с камелиями» А. Я. Таирова.
Особо Юрий Любимов подчеркивает, что для него Михоэлс является создателем новых форм, что его имя стоит в одном ряду с именами таких выдающихся деятелей мирового театра как Э. Ионеско и С. Беккет. Из режиссеров нашего времени особенно близким по духу гению Михоэлса автор предисловия считает японского режиссера Тадаси Судзуки. Связь между ними он видит прежде всего в том, что в спектакле участвует весь коллектив театра — сегодня одни играют, а другие обслуживают, а завтра наоборот. Система Михоэлса, по глубокому убеждению Ю. Любимова, «явление не только национального искусства, она вписалась в историю мирового театра».
Указатель охватывает публикации, появившиеся в 1919—1999 гг. на русском языке как в самой России, так и за рубежом. В целом 1230 работ. Описание каждой из публикаций дополняется краткой, но в каждом случае информативной аннотацией, которая состоит из ключевых слов, характеризующих в первую очередь тот или иной аспект жизни и творческой деятельности Михоэлса (М. — актер, М. — актерская школа, М. — режиссер и т. д.). В предметно-тематическом указателе также особо следует отметить рубрики, отражающие многообразие творческих и общественных интересов великого режиссера. Особый раздел посвящен спектаклям Соломона Михайловича.
Состоит указатель из двух частей. В первую вошли сочинения самого Михоэлса, начиная с 1922 г. — с опубликованной в журнале «Зрелища» статьи о еврейском театре под названием «Гольдфаден и Еврейский камерный театр» и вплоть до последней прижизненной публикации — статьи «Служу советскому народу!», помещенной в журнале «Огонек» в 1947 г. (всего 203 работы). Затем, как свидетельствует указатель, на протяжении более десяти лет — до 1959 г. — не была опубликована ни одна из работ мастера. Вторая же часть указателя включает в себя литературу о жизни и творчестве Соломона Михайловича. Первая статья о Еврейском камерном театре, в котором Михоэлс начинал как актер, датирована 1919 годом. В период до 1948 г. в печати появилось более 600 публикаций. Публикации 1948 г. посвящены памяти великого режиссера. Затем, как свидетельствует указатель, практически до середины 1960-х гг. имя Михоэлса появлялось в работах театроведов и историков театра крайне редко. И только с этого времени наметились изменения ситуации.
Авторы указателя поставили перед собой сложную задачу — дать свод библиографических сведений о жизни и творчестве великого режиссера, и справились они с нею блестяще, ибо по результатам проделанной работы этот труд выходит за рамки просто библиографического указателя. Эта работа особенно интересна тем, что в ней многоаспектно раскрыт процесс развития еврейского театра — от его зарождения к мировому триумфу. Отражает эта работа и наблюдавшийся в России период от полного забвения еврейского театра к его возрождению.
Представленные в указателе 24 иллюстрации дополняют основной текст, но они также имеют важный, можно сказать, концептуальный смысл. По сути, в данном случае читатель имеет дело с книгой, которая, будучи в первую очередь фундаментальным библиографическим указателем, является иконографическим изданием, подобным тем, подготовка коих уже давно ведется в РГБИ благодаря наличию имеющегося в ней собрания иконографических материалов. Например, ее сотрудники подготовили к изданию такие книги, как «Костюм народов России в графике XIX—XX вв.», «Святыни древней Москвы».
Столь принципиально новая и, на первый взгляд, неожиданная для библиографического указателя иконографическая составляющая обозначена в оглавлении как «программки и либретто к спектаклям ГОСЕТа». Эта строка оглавления помещена в конце перечня составляющих этой работы, уже после названий вспомогательных указателей. Отсылки к конкретной странице нет, потому что иллюстративный материал приведен на 12 листах вкладок, а также на внутренних сторонах обложки, фронтисписе и последней странице внешней стороны обложки.
В данном случае можно говорить об особой изобразительной драматургии указателя. Страницы программок ГОСЕТа и либретто к его спектаклям, изобразительный ряд которых открывает программка спектакля «Король Лир», воспроизведены с удивительным вкусом и огромной любовью. Их изобразительный ряд дополняют столь же любовно воспроизведенные эскизы Р. Р. Фалька к спектаклю «Путешествие Вениамина Третьего» и А. Г. Тышлера к спектаклю «Король Лир». Здесь же приведены фотографии создателей спектаклей ГОСЕТа — авторов спектакля «Четыре дня» — постановщиков С. М. Михоэлса и С. Э. Радлова, автора пьесы М. Н. Даниэля, художника И. М. Рабиновича и композитора Л. М. Пульвера, а также автора пьесы «Путешествие Вениамина Третьего» — Ш. Я. Абрамовича (Менделе Мойхера Сфорима). Представлены и репродукции портретов самого Михоэлса работы Н. И. Альтмана и Р. Р. Фалька, фотографии проекта памятника великому режиссеру работы скульптора Л. Гадаева и его скульптуры «Соломон Михоэлс».
Рецензируемое издание представляется уникальным — и потому, что оно подготовлено в соответствии с лучшими традициями построения фундаментального научно-библиографического указателя, и потому, что впечатляют результаты исследовательской работы, которую проделали составители. А особая иконографическая драматургия выводит его за рамки традиционных представлений о возможностях библиографического указателя. Работу, изданную РГБИ, хочется называть прежде всего книгой — книгой, которая сделана с огромной любовью к великому актеру и режиссеру Соломону Михоэлсу.

1 Соломон Михоэлс: Исследования, архивы, библиография: Первые Михоэлсовские чтения / Сост. и науч. ред. А. А. Колганова. — М.: РГБИ, 1999.
2 Судьба еврейского театра в России: Исследования, архивы, библиография: Вторые Михоэлсовские чтения. / Сост. и науч. ред. А. А. Колганова. — М.: РГБИ, 2001.
3 См., напр.: Читатель исследовательской библиотеки: Материалы международной конференции / Сост. и науч. ред. А. А. Колганова. — М.: РГБИ, 1999.
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы