|
Для науки и учебы
Алексей Геннадьевич Кадышев, заместитель директора Научно-технической библиотеки Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ)
Светлана Александровна Спасибенко, библиотекарь НТБ ТРТУ
Интернет открыл для библиотек новые возможности
и принципиально расширил поле их деятельности. Организация корпоративных библиотечных сетей позволит библиотекам быстрее
стать современными информационными центрами
и улучшить обслуживание читателей.
Прошедшее столетие дало человечеству эстафету открытий в сфере передачи и распространения информации (черно-белое, цветное, кабельное, спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи). Производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей повлияли на изменение образовательных технологий. Развитие новых принципов организации компьютерных сетей привело к появлению и непрерывному развитию глобальной информационной сети — интернет.
Информационно-коммуникативная система в целом и особенно новейшие медиа приобрели огромное социальное значение и способствовали повышению инновационного потенциала в области образования, расширили границы его возможностей для осуществления на более высоком уровне нововведений. Возможность свободного доступа к информационным ресурсам, в сфере образования — к информационно-методическому обеспечению процесса обучения, тиражируемость передовых методов на базе использования средств новых информационных технологий обеспечивают расширение и укрепление связей между отдельными структурами системы образования, что приводит к ее совершенствованию.
Глобальная компьютерная сеть открыла перед библиотеками новые возможности и принципиально расширила поле их деятельности. Долгое время интернет в библиотеках использовался как подспорье для решения некоторых читательских запросов и никоим образом не претендовал на роль основного источника информации. Его медленное освоение областными и районными библиотеками связано с проблемами технического, методического и психологического характера.
В настоящее время библиотеки ищут новые пути для создания и сохранения статуса библиотеки как поставщика информационных ресурсов. Один из путей, по нашему мнению, это переход к современным информационным технологиям, позволяющим библиотекам объединить свои ресурсы на расстоянии и открывающим новые возможности при выполнении библиотеками традиционных форм обслуживания. Сотрудничество между библиотеками на местах, в регионах и в масштабах всей страны резко возрастает. Организация корпоративных библиотечных сетей (КБС), ориентированных в настоящее время на создание корпоративных каталогов различных уровней, ставит перед библиотекарями ряд задач, требующих высокого профессионализма и творческого мышления. Наиболее существенными на этапе становления КБС являются:
• достижение единства методологии библиографических описаний;
• разработка системных соглашений;
• создание нормативных справочников;
• переход на стандартизированные форматы.
Программно-технические задачи включают:
• разработку (или выбор) автоматизированной системы, отвечающей соглашениям внутри КБС;
• организацию процессов сбора и распределения данных между участниками обмена библиографическими записями;
• обеспечение доступа читателей и веб-пользователей к различным базам данных.
Создание корпоративной библиотечной сети учреждений образования г. Таганрога обусловлено стремительным развитием новых информационных технологий, позволяющим читателям работать как с традиционными изданиями, так и с документами новых типов (электронные документы, мультимедиа). Такая система обеспечивает эффективное взаимодействие и функционирование при решении задач совместного и согласованного информационно-библиотечного обслуживания жителей Таганрога и Ростовской области, а в дальнейшем — и многостороннее сотрудничество с другими региональными КБС, крупными библиотеками России, ее ближнего и дальнего зарубежья.
Сотрудничество библиотек города — это традиция, которая всегда помогала им качественно и полно обслуживать своих читателей. Кроме того, это:
• возможность пользования единым сводным каталогом;
• корпоративная обработка книжных и периодических изданий;
• использование единых стандартов и систем классификации и индексирования;
• консультационная и методическая поддержка по реализации проекта автоматизации библиотеки;
• нормативный контроль информационных ресурсов, создаваемых в библиотеке.
Мы осознаем, что круг задач, связанных с обработкой и предоставлением информации, будет непрерывно усложняться, и библиотека продолжит искать новые пути и направления компьютеризации. В нашем городе 25 учебных заведений различных рангов со своими библиотеками, фонды которых взаимно дополняют друг друга, а объединившись в корпоративную сеть, они создали свободный каталог, что облегчает поиск информации для читателей, удовлетворяя запросы наиболее требовательных в плане удобства и быстроты доступа к разнообразным источникам информации. Такими читателями являются студенты и научные сотрудники, большинству которых в качестве источника информации стал доступен интернет. Именно поэтому он необходим библиотекарю как рабочий инструмент.
Сделав первый шаг по созданию объединения пока ограниченного числа библиотек города и создав корпорацию библиотек учебных заведений г. Таганрога, мы пытаемся обойти стороной одну из ряда возможных проблем, возникающих при реализации такого рода объединений — различную ведомственную принадлежность библиотек-участниц. Но этот факт не исключает внедрение в объединение других библиотек нашего города.
Исторически сложилось так, что ведущие позиции в совершенствовании библиотечного дела, внедрении инноваций принадлежат крупным библиотекам страны. Автоматизация библиотечных процессов, внедрение новых информационных технологий также началось с ведущих библиотек. Развитие малых библиотек и библиотек провинциальных городов может происходить только вслед за крупными, с опорой на их опыт. Поэтому положительный результат может быть достигнут только при работе малых библиотек в системе крупных. Учитывая опыт создания объединений библиотек в крупный городах, сначала мы выработали и приняли «Положение о корпоративной библиотечной сети учреждений образования г. Таганрога», в котором сформулированы понятия создаваемого объединения, разработаны общие стратегии развития, выстроены приоритеты. Основная цель всех инноваций — улучшение обслуживания пользователя, а также соблюдение разумного баланса между необходимостью перемен и сохранением ценных библиотечных традиций.
«Корпоративная библиотечная сеть учреждений образования г. Таганрога — это открытое, добровольное объединение библиотек учебных заведений города, использующих в своей деятельности информационные технологии для совместного создания и использования библиотечно-информационных ресурсов». Добровольность вступления библиотеки в корпорацию соотносится с четким осознанием всех преимуществ и обязательств, встающих перед библиотекой. Этот процесс подразумевает организационно- правовое оформление сотрудничества. Помимо того, КБС создается и функционирует по правилам, определенным государственными стандартами РФ (то есть соответствие коммуникативным стандартам и форматам, ГОСТам). И хотя, с организационной точки зрения, корпорация может иметь различную структуру — как централизованную (при наличии среди ее участников признанного лидера с соответствующим научно-техническим потенциалом), так и более демократически распределенную (когда технический, организационный и профессиональный уровень участников корпорации достаточно однороден), — мы предлагаем координационный совет. В его состав входят не менее одного представителя от каждой библиотеки-участницы.
Функции координационного совета:
• согласование договоров и соглашений по основным направлениям деятельности корпорации;
• координация организационной и финансовой деятельности;
• прием новых членов;
• создание других органов управления (например, присутствие методического совета, научно-технического совета и администрации КБС).
Принята во внимание перспектива повышения профессионального уровня персонала библиотек-участниц корпорации. Для этого организованы системы повышения квалификации и создание учебно-методического центра.
Основная цель создания КБС Таганрога — координация деятельности библиотек учебных учреждений города в области автоматизации библиотечно-информационных процессов и улучшение информационного обслуживания пользователей за счет:
• расширения перечня услуг библиотечно-информационного обслуживания, предоставления пользователям совокупных информационных ресурсов КБС, повышения их качества и оперативности получения;
• интеграции информационных ресурсов библиотек г. Таганрога в мировое информационное пространство;
• модернизации традиционных библиотечных технологий.
Следующим этапом после принятия решения на объединение в КБС было создание локальных справочно-информационных сетей в библиотеках учебных заведений города и подключение их к интернету, а также полная автоматизация библиотечных технологических процессов обработки и хранения фондов в библиотеках-участницах. Это делалось в рамках оснащения библиотек-участниц современной вычислительной техникой и создания локальной вычислительной сети библиотеки и внедрением автоматизированной информационно-библиотечной системы.
Перспектива развития КБС нами представлена по следующим направлениям:
• расширение объема электронных ресурсов и услуг, предоставляемых КБС;
• модернизация работы электронной доставки документов;
• предоставление удаленного доступа широкому кругу пользователей к сводному электронному каталогу;
• развитие web-сайта КБС;
• совершенствование технологии взаимодействия библиотек в рамках корпоративной каталогизации;
• расширение состава участников КБС;
• взаимодействие с другими КБС;
• повышение профессиональных навыков персонала, связанных с использованием новых информационных технологий в рамках КБС.
Развитие корпоративной сети в этих направлениях позволит библиотекам-участницам стать современными информационными центрами и работать для читателя с большей эффективностью.
Деятельность корпоративной библиотечной системы г. Таганрога даже за столь малый период показала, что это сложная, но очень интересная работа, и решение любых задач, с которыми сталкиваются библиотеки, происходит гораздо легче и эффективнее в рамках КБС.
|
|