|
Между историей и речью
Пока колеснице отечественной литературы меняют колеса, наши братья-славяне опередили нас на множество стадий, а может быть даже и парасангов. Имена Милана Кундеры и Милорада Павича известны не только в славянских странах, а всему миру. Не все «колесничие-компатриоты» пока могут похвастаться такими успехами.
И вот — новый удар «по втулке». Издательство «Азбука» выпускает два романа соотечественника Франца Кафки и нашего с вами современника, чешского писателя Иржи Грошека. Сначала в российскую читающую публику «выстрелили» романом Грошека «Легкий завтрак в тени некрополя», а теперь «пальнули» «Реставрацией обеда». Говорят, это еще не последняя пуля в обойме этого автора.
Книги Грошека, как в таких случаях выражаются опытные промоутеры, «обречены на успех». И «обреченность» романов Грошека определяется действительно потрясающим остроумием этого язвительного интеллектуала. Трясется все — и плечи и живот, иногда даже слезы брызжут из глаз от смеха. Врачи должны выписывать рецепты с выходными данными романов писателя. Ибо нет в подлунном мире лучшего средства от депрессии!
Помимо остроумных жизненно-литературно-исторических аллюзий и забавных историй книги Грошека основательно приправлены захватывающе-детективным сюжетом, заставляющим читателя ритмично перелистывать страницы, и тонким эротизмом «на любой вкус». Это делает «обреченность на успех» еще более «обреченной». В эротических сценах задействованы все боевые слоны, на которых стоит мир, иногда используется и сама черепаха…
Но и это еще не все! Пожалуй, основным стержнем, объединяющим книги Грошека, питающим резвое воображение автора и читателей, является (о, отрада интеллектуалов!) история Античности. А точнее — Древнего Рима.
Сочинения Корнелия Тацита и Гая Светония Транквилла, в стародавние времена знакомые каждому гимназисту до зубной боли, нынче ведомы только отъявленным интеллектуалам. А уж совсем потерявшим совесть «умникам» знакомы не только они, но еще и творения Гая Саллюстия Криспа и Аврелия Виктора! Уму не постижимо!
Иржи Грошек знаком с сочинениями всех этих древних мужей, а Корнелия Тацита так просто пересказывает! На страницах его книг оживает (а кто сказал, что она умерла?) седая древность. И вот он, мистер Древний Рим, с опухшими от водянки и подагры ногами, воняя кровавой отрыжкой после жареной телятины и паштета из соловьиных языков, восседает на груде еще теплых после убийственно развратной ночи обнаженных тел. Приятно познакомиться!
Вот на этом месте, лично я, хотел бы остановиться поподробнее. Я не могу ответить на простой вопрос. Благодаря кому именно, апостолу Павлу или Тинто Брассу, современная общественность представляет себе древних римлян как промискуитетное стадо беспрестанно совокупляющихся животных? Нет, я конечно понимаю, что слова «куннилингус», «дефлорация», «пенилинкция», «феллацио» и «коитус вестибулярный» — латинские. Однако это, скорее, имеет отношение к истории медицины, чем к римской истории! Эти суровые земледельцы, то бишь, древние римляне, в старые времена были более известны как строители водопроводов (два из семи римских водопроводов действуют до сих пор!), дорог, мостов и государственности. Они были популярны в массах благодаря изобретению вечной, как сам Рим, науки юриспруденции и лучшей в древнем мире профессиональной армии. Мы что-то напутали! Римляне подарили миру скучный Кодекс императора Юстиниана, а не занимательную Камасутру! Нет, они, конечно, успевали трахаться, но в свободное от создания всего вышеперечисленного время! То есть, не больше чем мы.
Бенито Муссолини и Адольф Гитлер приходили в экстаз от величия римских орлов, а не от статистики посещаемости древнеримских борделей! Но видимо Тинто Брасс все круто изменил…
O tempora, o mores! О, коварный Тинто Брасс! О, бедный, бедный Светоний! Он рассчитывал вызвать у потомков своими «Двенадцатью цезарями» приступы удушливого гнева и праведного возмущения, а не серию глубоких оргазмов! Хорошо еще, что древние римляне практиковали трупосожжение, а то Гай Светоний постоянно переворачивался бы в гробу и утратил все свое спокойствие.
В общем, тот самый внутренний стержень, этот Божественный Фаллос, произведений Автора опять оказался постмодернистским резиновым фаллоимитатором. И, наверное, не Грошек в этом виноват. Автор отчаянно, как заправский уличный циркач, балансирует между историей и речью, но, теряя равновесие, тяготеет к последней. И, мне кажется, это его ничуть не огорчает. А также не особенно портит впечатление от романов писателя. «А не Рим и был!», как говорят в таких случаях отечественные ланисты и гладиаторы. Зато депрессию — как рукой сняло! Животик от смеха надорвали.
Проще говоря, занудным знатокам древнеримского быта читать рекомендуется Тацита и Светония с Авлом Геллием, а не Грошека. Нам же, простым смертным, Грошека и еще раз Грошека! Кто знает, может быть, кому-то потом и Тацита прочесть захочется…
Vale!
Данила Рощин
|
|