Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (22)'04 - КАТАЛОГИЗАЦИЯ
Обучающие семинары
Юлия Геннадьевна Селиванова, заведующая сектором Отдела обработки и каталогов РНБ, кандидат педагогических наук

Галина Николаевна Васильева, главный библиотекарь Отдела обработки и каталогов

Надежда Петровна Никольцева, председатель комиссии по предметизации и предметному каталогу Отдела обработки и каталогов РНБ, кандидат химических наук.

В связи с активным формированием электронных каталогов обучение сотрудников различных библиотек методике предметизации РНБ с середины 1990-х перешло на качественно новый уровень.

Российская национальная библиотека с 1970-х годов является методическим центром для библиотек нашей страны по проблемам предметизации и ведения предметного каталога (ПК). На протяжении многих лет сотрудники РНБ разрабатывали методические указания по предметизации для областных библиотек. С середины 1990-х в связи с активным формированием электронных каталогов (ЭК) организация обучения сотрудников различных библиотек методике предметизации РНБ переходит на качественно новый уровень.
Вместе с изменениями в общем процессе развития машиночитаемой каталогизации происходит изменение и переосмысление задач, содержания, методических подходов к организации обучения. Этот процесс можно условно разделить на два этапа.
Первый этап (1995—2001) связан с внедрением в стране машиночитаемой каталогизации и развитием ЭК. Многим библиотекам пришлось искать пути содержательной обработки документов, поддерживающие процессы индексирования и последующего поиска информации в новых условиях. В большинстве ЭК библиотек стали использоваться ключевые слова (КС) или язык предметных рубрик (ПР). В связи с этим возросла необходимость разработки списков ПР и словников, а также методического обеспечения процессов предметизации.
В 1995—1997 гг. РНБ перевела свой список ПР в машиночитаемую форму в Российском коммуникативном формате представления авторитетных/нормативных записей;2 целью этой работы было не только обеспечение собственной каталогизации и поиска, но и предоставление машиночитаемого списка ПР другим библиотекам. В 1998 г. РНБ по поручению МК РФ осуществила выпуск CD-ROM-версии авторитетного файла (АФ) ПР,1 которая была распространена среди библиотек России. На CD-ROM, кроме списка ПР со ссылочно-справочным аппаратом, содержались краткие методические указания по предметизации и формированию авторитетных записей ПР. Более 100 библиотек получили CD-ROM c АФ ПР РНБ, но представленных методических материалов было недостаточно для эффективного использования при собственной каталогизации.
В связи с этим сотрудники РНБ разработали курс обучающих семинаров по методике предметизации в условиях машиночитаемой каталогизации.*
Программы обучающих семинаров охватывают все основные вопросы, связанные с общей методикой предметизации, и некоторые вопросы частных методик. Программа обучения строится на основе многолетней практики РНБ с учетом международных документов по проблемам предметизации, созданных под эгидой ИФЛА.3, 4, 5 Особое внимание уделяется изучению основных принципов построения и применения систем ПР, определяющих развитие, использование и совершенствование мировых предметизационных систем. Основные принципы были сформулированы международной группой экспертов в области индексирования и проблем предметизации на основе анализа систем ПР США, Германии, Ирана, Португалии, Канады, Франции, Норвегии, Польши, Испании, России.5
Одним из важнейших для любого языка ПР является принцип унифицированных заголовков, в соответствии с которым для обеспечения контроля синонимов каждое понятие, тема, предмет должны быть представлены в языке предметных рубрик одним, и только одним унифицированным (авторитетным) заголовком. Этот принцип повлиял на трактовку самого понятия «ПР», которое понимается «как унифицированное языковое выражение, представленное средствами естественного языка, отражающее предмет документа и используемое для обеспечения контролируемого доступа к его содержанию». Такое понимание ПР отражает задачи ПР в среде ЭК библиотек, объединенных в корпоративные сети. Именно определение ПР является основой всего процесса обучения методике построения и использования языка ПР.
Немаловажное значение в ходе обучения уделяется вопросам организации поиска с использованием АФ ПР.
Обучающие семинары по методике предметизации прошли во многих библиотеках России: в г. Иваново, Якутске (Республика Саха (Якутия)), Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Новосибирске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Челябинске и Архангельске, а также Казахстана.
Второй этап (2002— наст. вр.) связан с началом активного функционирования Сводного каталога библиотек России (СКБР). Любой корпоративный проект по каталогизации базируется на едином формате представления данных, едином лингвистическом обеспечении, единых правилах и методиках описания и индексирования. Основу содержательной обработки документа и поиска в СКБР по соглашению составляет АФ ПР РНБ, которому присвоен высокий статус «национального авторитетного файла предметных рубрик». АФ ПР РНБ перестает быть АФ, обеспечивающим только фонды пусть большой, но не единственной библиотеки страны, он должен будет отражать наполнение СКБР. Соответственно, национальный АФ ПР должен формироваться совместными усилиями библиотек, участвующих в проекте СКБР.
И в этой связи проблемы обучения становятся еще более актуальными. В программу семинаров добавлены лекции и практические занятия по формированию авторитетных записей ПР для включения уже в национальный файл. Подробно рассматривается формат RUSMARC для авторитетных записей,2 его взаимосвязи с другими форматами системы форматов RUSMARC.
Надо отметить, что процесс обучения является взаимным. Создаются условия для сотрудничества библиотек в практической работе по предметизации документов, и это сотрудничество оказывается полезным не только для обучаемых, но и для РНБ. Отраслевые и региональные библиотеки, используя в своей практике предметизации АФ ПР РНБ, в ряде случаев более адекватно отражают содержание каталогизируемых документов. Так например, после просмотра БЗ, созданной сотрудниками Российской государственной библиотеки по искусству, был изменен набор ПР в БЗ, созданной в РНБ.
Специалисты РНБ анализируют БЗ, поступающие на тестирование из других библиотек. Такой анализ позволяет наиболее плодотворно строить процесс обучения, делая упор на самые сложные моменты предметного индексирования. Кроме того, анализ проблем и ошибок показывает, что библиотекам, планирующим свое участие в национальном АФ ПР, требуется обучение не только системе форматов RUSMARC, но и методике предметизации.
Можно выделить следующие типичные ошибки, возникающие в процессе предметизации:
• формирование ПР, представляющих по своей сути словесное выражение классификационного индекса ББК (т. е. построение ПР от общего к частному);
• формирование ПР, представляющих собой набор КС;
• формирование описательных рубрик и т. д.
Специалисты РНБ подготовили документ, содержащий анализ и объяснение наиболее часто встречающихся ошибок при предметизации, который планируется в 2004 г. разместить на странице каталогизатора на сайте РНБ и в журнале «Библиотечное Дело». Ряд учебных и методических материалов по предметизации уже представлены на интернет-сайте РНБ; они постоянно обновляются и дополняются (http://www.nlr.ru:8101/cat/ index.html).
Для предметизаторов-новичков на странице каталогизатора открыта «школа начинающего предметизатора».
Статистика посещения страниц РНБ, посвященных проблемам предметизации, показывает, что интерес к материалам по этой тематике огромный. Так, в 2004 г. к «Методическим материалам по предметной обработке документов» было в среднем 880 обращений в месяц.
В связи с началом активного функционирования СКБР и перспективой участия российских библиотек в формировании национального файла АФ ПР обучение методике предметизации приобретает особое значение. Ряд библиотек, участвующих в работе СКБР, при собственной каталогизации уже используют ПР РНБ, поэтому необходимо проведение на постоянной основе под эгидой Центра ЛИБНЕТ и МК РФ семинаров, практикумов по обмену практическим опытом в области предметизации и формированию авторитетных записей ПР.

1 Васильева Г. Н. Представление CD-ROM версии авторитетного файла предметных рубрик / Г. Н. Васильева // Предметный поиск в традиционных и нетрадиционных ИПС. — СПб., 2001. — С. 97—116.
2 Российский коммуникативный формат представления авторитетных/нормативных записей: (Рос. версия UNIMARC / Authorities) / [И. Б. Цветкова, О. А. Лавренова, Г. А. Бойко и др.]; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. библ. ассоц. — СПб.: Рос. библ. ассоц.: Изд-во РНБ, 1998. — 197 с., разд. паг.
3 Руководство по созданию и ведению предметных авторитетных/нормативных записей: Пер. с англ. / Рос. нац. б-ка, Рос. библ. ассоц.; [Гл. ред. пер. Цветкова И. Б.]. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 1998. — 68 с.
4 Guilelines for subject authority and reference entries (GSARE) / IFLA. — Munchen: Saur, 1993. — 62 p.
5 Principles underlying subject heading languages (SHLs) / edited by Maria Ines Lopes and Julianne Beall; Working Group on Principles Underlying Subject Heading Languages; approved by the Standing Committee of the IFLA Section on Classification and Indexing. — Munchen: Saur, 1999. — (UBCIM publications. New series; v. 21).
* Программы трех- и пятидневных обучающих семинаров представлены на странице каталогизатора на сайте РНБ (www.nlr.ru:8101/cat/predmet/scool/).
Тема номера

№ 11 (485)'25
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы