Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (22)'04 - СОБЫТИЕ
В поисках идеи развития
Елена Викторовна Смолина,
заведующая научно-исследовательским
отделом библиотековедения РНБ,
кандидат педагогических наук

I Международная библиотечная философская школа прошла
с 11 по 21 сентября 2004 г.
в Калининграде, Черняховске
и Ольштане (Польша).
Ее главная задача — проработка философских основ развития библиотек в информационную эпоху.

Идея проведения Школы принадлежит З. И. Пикаловой, директору Черняховской ЦБС, Т. Я. Кузнецовой, заведующей кафедрой, профессору АПРИКТ, Ю. А. Гриханову, профессору, руководителю мониторинга отечественной культуры АПРИКТ. Школа проходила при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», администрации Калининградской области и администрации Черняховского муниципального образования, Калининградской областной научной универсальной библиотеки.
При всем обилии мероприятий, проведение Международной философской библиотечной школы можно назвать уникальным событием. Ее цель — «способствовать разработке философских основ развития библиотек в информационную эпоху как центрального звена системы социально-информационных коммуникаций и транслировать полученное знание в широкие круги профессионального сообщества».
Участники Школы пытались философски осмыслить профессиональное знание, его эвристические и гносеологические возможности сегодня, определить уровень понимания и проникновения в сущность современных явлений библиотечного дела, понять те культурные нормы, которые сегодня активно формируют профессиональное сознание библиотекарей, а значит, и их действия.
Программа Школы включала лекции преподавателей и «эвристические лаборатории», где предоставлялась уникальная возможность обсудить проблемы развития библиотек, воспользовавшись тем культурологическим и философским знанием, которое только что было получено на лекциях.
В работе Школы участвовали философы, культурологи, библиотечные специалисты из России, Беларуси, Польши. Преподаватели Школы: И. С. Кузнецова, профессор Калининградского государственного университета, доктор философских наук, А. А. Пелипенко, главный научный сотрудник Российского института культурологии, доктор философских наук, А. А. Крушанов, научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, М. Ю. Опенков, профессор Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук, Ю. А. Гриханов, профессор, руководитель Центра мониторинга отечественной культуры АПРИКТ, А. И. Каптерев, профессор МГУКИ, доктор педагогических наук, С. А. Басов, программный директор Международного фонда Д. С. Лихачева, кандидат педагогических наук, Е. В. Смолина, заведующая научно-исследовательским отделом библиотековедения РНБ, кандидат педагогических наук.
Обсуждались темы:
• Наследие И. Канта и современная философская мысль;
• Смысло-генетическая теория культуры. Цивилизационный кризис и современность;
• Эпоха постмодернизма и сохранение культурного наследия;
• Факторы экологизации и деэкологизации общественного сознания в контексте концепции устойчивого развития;
• Производство знания в культуре информационного общества, в культуре шумов. Библиотека как модель культуры; Виртуальное, «шум» и процесс познания;
• Социальный метаморфизм как закономерность исторического развития библиотеки;
• Управление профессиональными знаниями: от методологии к технологиям;
• Библиотеки в политическом пространстве России: на пути к открытому обществу;
• Феноменология библиотечного пространства;
• Саморефлексия библиотеки: уровни осмысления ее развития;
• Миссия библиотек в постиндустриальном обществе;
• Функциональная и технологическая трансформация библиотек в информационном обществе.
Обращение специалистов библиотечного дела к философии и культурологии сегодня не случайно. В рамках одной статьи невозможно отразить все темы, которые обсуждали участники школы. По двум причинам мы остановимся на проблеме методологии понимания современной эпохи и библиотеки в ней, раскрытой в лекциях А. А. Пелипенко и М. Ю. Опенкова.
Во-первых, на каждом историческом этапе та или иная проблема развития человеческого общества выдвигается на первый план и становится объектом пристального внимания. В последние десятилетия такой проблемой являются глобализация и системный кризис мировой культуры. Завершается эпоха, меняется парадигма развития человечества. Роль гуманитарных знаний резко возрастает — необходимо не только внедрять новые технологии в жизнь, но и осмыслять их последствия и перспективы.
Напомним об одной из прогнозируемых моделей этого процесса — модели С. П. Капицы. В отличие от традиционной и общепринятой мальтузианской концепции, она парадоксально указывает на глобальную независимость развития человечества в течение всей своей истории от внешних ресурсов. Иными словами, «развитие в первом приближении зависит от внутренних свойств системы, а не от внешних факторов. Это позволяет сформулировать, в отличие от популяционного принципа Мальтуса, принцип демографического императива — примат демографических процессов над всеми остальными факторами роста». В этой связи обратим внимание и на симптоматическое замечание Фукуяма: «Непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, приводит к тому распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе, которые по своей природе принадлежат области духа».1
В основе системного кризиса человечества лежат культурные факторы, конкретные смыслы человеческой деятельности. «От человека, живущего в мире информатизации, требуется больше “полноты человеческого”, повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала».3
Библиотека как универсальное учреждение культуры, призванное сохранять и транслировать «память человечества», сегодня оказывается в особом положении — как один из самых эффективных механизмов влияния на передачу и формирования культурных смыслов, знаний, организацию доступа к мировым информационным ресурсам. Недаром на Саммите по развитию информационного общества именно библиотека названа «сердцем информационного общества».
Во-вторых, сегодня в библиотеках развиваются новые виды деятельности — проектная, социокультурная, прогнозирование и стратегическое планирование, маркетинг, управление персоналом и др., которые требуют и новых способов практического и научного мышления. С другой стороны, по словам А. С. Ахиезера, «мы все воспитаны в представлениях о том, что есть материальная реальность, которую можно по-разному называть, а смысл того, что происходит у нас в головах — отражение этой реальности, которое может быть адекватным и неадекватным. Но, чем больше мы погружаемся в объективное знание, тем больше мы понимаем, что есть некоторая логика развития культуры, несводимая к материальным объектам. И выясняется, что до тех пор, пока мы эту логику не понимаем, мы и познать-то ничего не можем. Это идея не новая. У того же Канта сначала идут категории, а потом реальность, статус которой весьма ограничен. Культурология исходит из того, что есть содержание культуры, а познающий человек работает в категориях культуры, есть ли материальная реальность или ее нет. Всякое движение мысли происходит в категориях, в представлениях культуры. И пока мы не понимаем, что это за процесс, познание в современном сложном и динамичном мире становится все менее эффективным. Мы себя тешим иллюзиями, что познаем какой-то объект, а на самом деле мы просто работаем с очень старыми, может быть, истрепанными категориями».2
Этой проблеме были посвящены и лекции А. А. Пелипенко, которые произвели на участников сильное впечатление. Он представил разработанную в соавторстве с И. Г. Яковенко «смысло-генетическую теорию», в которой сделана плодотворная попытка найти логику развития культурной реальности (теория изложена в их книге «Культура как система»).
Вкратце, отметим, что методология, содержащаяся в этой концепции, позволяет проводить как цивилизационный анализ, так и может быть использована для анализа системы культурных смыслов, которые воплощает работа той или иной крупной, в том числе национальной библиотеки. Эта теория позволяет по-новому взглянуть на миссию и так называемые «сущностные функции» библиотек, раскрывает категорию «общечеловеческие ценности» и многое другое. Одно из самых интересных понятий, используемое авторами, — взгляд на культуру как на субъект, в полном смысле второй человеческой природы. Культура определяется как «континуум смыслов, обладающий свойством самоорганизации». В ней выделяются три типа субъекта (индивид, паллиат и личность), которые создают три типа цивилизаций. «Цивилизация в данном случае — это, прежде всего специфический способ жизнеустройства экзистенциальных ценностей. Или, иначе говоря, особая количественно-качественная структура культурного ресурса». Человек «задан» как локальной культурой, так и общими законами культуры как целого совершенно однозначно (эта «заданность», как правило, людьми не осознается). Для развития ему необходимо осмысление, понимание «заданных культурных смыслов» и их изменение.
М. Ю. Опенков в своей лекции рассмотрел библиотеку как модель культуры — «библиотека задает вектор упорядочивания культурных ресурсов и определяет способы заимствования, а также положение текста в традиции, обладает мощной моделирующей традицией». Он затронул и одну из «роковых» тем — проблему «виртуального» и «виртуальной реальности», которая очень близка и библиотечной практике, а также проблему «производства знания в культуре шумов». «Мы живем в эпоху шума, и потому нам надо научиться вести себя как людям, которые живут именно в эту эпоху... Семиозис осуществляется на основе данных восприятия. Восприятие же становится возможным благодаря когнитивным типам, рождающимся как результат стимульного воздействия материальных объектов и существующих культурных конвенций. Видение — это менее всего физиологический процесс. Совокупность ключевых признаков объекта возникает из циркулирующих в обществе интерпретаций». Другими словами, культурные факторы определяют смыслы существования людей, деятельность и развитие библиотек.
В целом отметим, что знакомство с трудами и лекциями преподавателей Школы, без сомнения, обогатит новыми знаниями библиотечных специалистов и даст новый импульс в поисках идей развития библиотеки и понимания современной культурной реальности. Пожелаем же Международной философской библиотечной школе продолжить свою интересную и важную работу в сентябре следующего года. Надеемся, что ее проведение станет важной традицией нашего сообщества.

1 Капица С. П. Рост населения земли как глобальная проблема. — М., 2004. — 22 с.
2 Ахиезер А. С. Выступление на семинаре № 14 «Системный взгляд на культуру — основа анализа цивилизационной специфики России» // http://scd.centro. ru/16koi8.htm
3 Соколова И. В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. — М., 1999.
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы