Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 10 (22)'04 - ВУЗОВСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Вход без ноутбука запрещен!
Ольга Дмитриевна Опарина, заведующая научно-методическим отделом Научной библиотеки Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Опыт университетов
и колледжей штата Северная Каролина по развитию дистанционного образования
и связанных с ним библиотечных технологий, управлению информационными ресурсами и обучению пользователей библиотек позволяет российским специалистам осмыслить собственные перспективы.

Весной этого года делегация работников библиотек и специалистов в области компьютерных технологий из числа российских участников Инновационного проекта развития образования, реализуемого Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития, прошла двухнедельную корпоративную стажировку в университетских библиотеках штата Северная Каролина (США). В состав группы входили представители Уральского государственного университета (Екатеринбург), Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, Дальневосточного государственного технического университета (Владивосток) и Владимирского государственного университета.
Программа стажировки предусматривала знакомство с опытом работы университетов и колледжей по развитию дистанционного образования и связанных с ним библиотечных технологий, а также с управлением библиотечными ресурсами и обучением пользователей библиотек.
Почему выбор был сделан в пользу Северной Каролины? В этом штате, состоящем из ста округов, обучается свыше 800 тыс. студентов. Образовательная система Северной Каролины в национальном рейтинге признана третьей в США по использованию современных образовательных технологий и количеству обучающихся (www.ncccs.cc.nc.us). В рейтинге Ассоциации научных библиотек университетские библиотеки штата занимают высокие позиции.
Наконец, территория Северной Каролины является местом расположения т. н. Научного Треугольника (Research Triangle Park), объединяющего города Роли, Дарем и Чепел Хилл и являющегося, подобно Силиконовой Долине, известным в США научно-исследовательским центром, где сосредоточены различные организации, занимающиеся исследованиями в области высоких технологий.
За время стажировки наша группа провела деловые встречи с сотрудниками библиотек пяти университетов и двух колледжей, была принята в офисе руководства системы профессионально-технических колледжей штата. Из этих встреч, дискуссий, личного общения сложились наиболее интересные и значимые впечатления об американских библиотеках.
Американские коллеги констатировали, что за последние пять лет в их библиотеках радикальным образом изменились управление ресурсами и технологии обслуживания читателей. Это напрямую связано с развитием информатизации — как в образовании, так и в библиотечном деле.
Основным направлением развития профессионального образования в США считается повышение его конкурентоспособности и качества на основе современных технологий обучения, в том числе и дистанционных. Происходит постепенное слияние традиционных и дистанционных форм в гибридную форму образования, за которой видится будущее. Как выразился Фрэд Вильямс, вице-президент системы профессионально-технических колледжей Северной Каролины: «В курсе online нет сидящих за задней партой».
Для реализации современных образовательных технологий необходимым условием является наличие в университете соответствующей ресурсной базы: библиотеки, информационной инфраструктуры, персонала, способного обучать пользователей работе с информационными ресурсами и т. д.
С 2003 г. в штате Северная Каролина стандарт обучения в университетах предусматривает у каждого студента наличие ноутбука, предоставление ему пароля и логина, возможность доступа в интернет из любого помещения на территории университетского городка (включая библиотеку, столовые, общежития и т. п.). Каждые два года обновлению подлежат вся компьютерная техника и программное обеспечение.
Каким образом американские университетские библиотеки решают задачи, которые ставит перед ними информационное общество? В настоящее время успешная деятельность библиотеки невозможна без выработки стратегии ее развития. Основой для этого служит стратегический план, включающий помимо общих заявлений о миссии и ценностях, исповедуемых библиотекой, такие направления, как увеличение объема предоставляемых информационных ресурсов во всех возможных форматах, развитие информационной грамотности пользователей, маркетинговая и рекламная деятельность, управление персоналом. Они конкретизируются в задачи, которые библиотека ставит перед собой на определенный период.
Принципиальная задача университетской библиотеки — сбалансированное формирование фонда. В США, как и у нас, существуют стандарты книгообеспеченности, разработанные Ассоциацией научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL). Регулярно (1 раз в 6—10 лет) проводятся аттестации библиотек, оценка эффективности услуг организациями различных уровней (например, Южной ассоциацией колледжей, Ассоциацией научных библиотек и др.).
Для сбалансированного комплектования некоторые университетские библиотеки формируют профиль комплектования в виде базы данных (аналог нашего тематико-типологического плана комплектования) с применением рекомендуемой ИФЛА модели «Конспектус» (библиотека университета Уэйк Форест). С этой же целью используется и программа Research Express, позволяющая проводить мониторинг спроса на документы практически по всем точкам доступа в электронном каталоге (ЭК).
Активное участие в комплектовании фонда принимает библиотечный комитет, который состоит из преподавателей кафедр, а в некоторых университетах — и студентов. При оценке и выборе информационных ресурсов каждый преподаватель сотрудничает с библиотекарем отдела комплектования, специализирующимся в определенной отрасли знаний. Таким образом, задача определения тематических и видовых границ комплектуемого документального потока решается на основе использования модели фонда, сотрудничества с факультетами и оперативных данных о спросе.
В США привычные нам способы комплектования университетских библиотек (покупка, книгообмен, передача в дар, при этом издания, полученные по книгообмену и в дар) составляют вместе не более 5% от общего количества поступлений. Финансирование комплектования фонда составляет $10—20 млн в год, причем все основные статьи затрат (особенно связанные с электронными ресурсами) принимаются только после их обсуждения с факультетами. Совместные решения принимаются также и в случаях сокращения бюджета или перепрофилирования комплектования. Отчеты об итогах формирования фонда ежегодно публично представляются библиотеками на web-сайтах (например, см. www.wfu.edu).
Доля участия государства в финансировании комплектования невелика даже в государственных университетах. К примеру, в Университете Северной Каролины в Чепел Хилле она составляет около 15%, остальные средства библиотека собирает из доходов по вкладам и одноразовых фондов. Сбором средств и поиском доноров занимается специализированное подразделение — отдел развития, а управление финансами находится в компетенции финансового отдела библиотеки.
Финансовое положение во всех библиотеках является непростым, средств, как правило, не хватает. Поэтому в университетских библиотеках штата активно развивается координация и кооперация в комплектовании библиотечного фонда. Библиотеки нескольких университетов (Университета штата Северная Каролина, Университета Дюк и других) входят в консорциум по координации тематики комплектования, совместной оплате доступа к электронным ресурсам и другим направлениям.
Любые изменения бюджета или перепрофилирование комплектования хотя бы в одной из библиотек консорциума обязательно согласуется с другими его участниками — так реализуется механизм принятия скоординированных решений не только на университетском, но и на межуниверситетском уровнях.
Такая политика позволяет развивать библиотечные фонды, расширять возможности доступа к информации и одновременно экономить финансовые ресурсы. Для сравнения, в библиотеках-участницах консорциума пользователи имеют возможность доступа к 10 тысячам баз данных, в то время как в других библиотеках этот показатель на порядок ниже.
Отбор и заказ необходимых документов, их приобретение в фонды — традиционная деятельность отделов комплектования. В американских условиях она максимально оптимизирована, поскольку количество партнеров библиотеки, как правило, ограничено: одна фирма поставляет периодику и электронные информационные ресурсы, вторая — все остальные виды документов (книги, аудиовизуальные документы и т. п.).
Учет поступлений и дальнейшая их обработка относятся к компетенции отделов каталогизации. Их стандартная структура включает секторы каталогизации непериодических изданий, периодики и электронных ресурсов, редактирования каталогов. В университетских библиотеках каталогизация сегодня осуществляется, в основном, платным заимствованием библиографических записей из каталога Онлайнового компьютерного библиотечного центра (OCLC) и ЭК Библиотеки Конгресса, что позволяет каталогизировать до 40 тысяч названий ежегодно.
Карточные каталоги во всех библиотеках находятся в состоянии консервации с 1975—1980 гг. Их ретроконверсия в электронную форму осуществляется по мере финансирования соответствующей статьи бюджета библиотеки. При этом проводится либо поэтапная ретроконверсия с оплатой специализированной фирме, либо пересылка всего карточного каталога в Библиотеку Конгресса по отдельно заключенному договору. Соответственно ЭК университетских библиотек отражают их фонды практически полностью. Это позволяет, применяя технологию штрихкодирования фондов, организовать полноценное автоматизированное обслуживание читателей.
Важное направление — каталогизация электронных информационных ресурсов, в т. ч. сетевых. В функции соответствующего сектора отдела входит не только описание ресурсов, но и их дальнейший мониторинг (изменения web-адресов, наполняемости, условий доступа и т. п.). Библиографические записи на электронные ресурсы интегрируются в ЭК для увеличения предоставляемой пользователям информации. В качестве систем библиотечной автоматизации используются различные коммерческие программы, такие, как ALEPH, Horizont, VTLS и др.
Фонды университетских библиотек Северной Каролины представляют собой разнообразные в видовом отношении собрания документов объемом от 4 до 10 млн единиц хранения. Помимо книг и периодики они включают картографические материалы, аудиовизуальные документы, рукописи, архивные документы, изоиздания, CD-ROM и т. д.
Каждая университетская библиотека формирует и уникальные цифровые коллекции. Это, как правило, тематические коллекции документов (например, Southern Folklife Collection в Университете Северной Каролины, Confederate Broadsides Collection в Университете Уэйк Форест и другие), а также цифровые копии университетских журналов, трудов преподавателей и сотрудников, курсовые работы студентов и т. п.
В библиотеках продолжают пополняться фонды документов на микроформах: на микрофишах поступают правительственные постановления, микрофильмируется вся периодика в бумажной форме после одного года хранения, в некоторых случаях микрофильмируются рукописные и архивные материалы.
В настоящее время в американских библиотеках наиболее активно развиваются фонды электронных информационных ресурсов. Если в 1992 г. в фондах библиотеки Университета штата Северная Каролина количество электронных ресурсов составляло 330 единиц, то к 2002-му оно увеличилось почти в двести пятьдесят раз и достигло уже 82 042 единицы. Книжный фонд за этот же период увеличился всего в 2,2 раза. Подобная ситуация наблюдалась во всех университетах, где побывала наша группа.
Мощная ресурсная база университетских библиотек (документальный фонд, электронные ресурсы, справочно-поисковый аппарат и т. д.) требует эффективной организации обслуживания. Его типичными подразделениями, выделяемыми в структуре библиотеки, являются справочный отдел (Reference), компьютерная лаборатория (CompuLab), обучающий центр (Learning Center) и другие сервисные службы.
Справочный отдел объединяет компьютерную зону для самостоятельной работы пользователей по информационному поиску, фонд текущих периодических изданий за полугодие и фонд справочных изданий. Здесь же собираются тематические коллекции по бизнесу и законодательству (наиболее популярные у читателей).
Принципиальным подходом в обслуживании является открытый доступ к основному фонду библиотеки. У кафедры справок библиотекари-консультанты помогают читателям сориентироваться в фонде, уточнить запрос, получить информацию о режиме работы отделов и т. п. Сотрудники справочного отдела участвуют в анализе спроса на различные информационные ресурсы, формируют тематические коллекции ссылок, участвуют в обучении пользователей. Во всех библиотеках справочные отделы работают в самом напряженном режиме, будучи открыты практически круглосуточно.
Компьютерные лаборатории также очень популярны у читателей. В них помимо типового оборудования (компьютеров, принтеров, сканеров) имеются специализированные комплексы для работы с геоинформационными системами, графикой, музыкой и др., в зависимости от направлений обучения и исследований университета. Любая компьютерная техника в лабораториях бесплатно доступна всем читателям для выполнения учебных и исследовательских работ.
Стремительное увеличение количества информационных ресурсов вызывает насущную потребность в обучении пользователей библиотек. Для этого созданы обучающие центры, которые работают по двум направлениям: развитие информационной грамотности и получение компьютерных навыков (офисные программы, web-дизайн, управление ссылками, сканирование и т. д.). С пользователями работают как постоянные сотрудники центра, так и представители других отделов библиотеки, в первую очередь справочного.
Проведение учебных занятий по развитию информационной грамотности возможно в различных формах: индивидуальной, групповой, очной, дистанционной, онлайновой. Эти занятия проводятся либо в рамках отдельных курсов (LIB100, LOBO и др.), либо включаются в соответствующие спецкурсы, могут быть обязательными или факультативными и иметь различный объем (от 15 часов и более). Во всех случаях на них рассматриваются следующие темы:
• как пользоваться библиотекой;
• как искать необходимую информацию (библиографическую, полнотекстовую и т. п.);
• как оценивать найденную информацию;
• как использовать полученную информацию в своих исследованиях;
• как соблюдать нормы этики и авторские права при использовании информации.
Для активного приобщения студентов к получению навыков информационной грамотности библиотекари применяют различные методические приемы. Например, Элизабет Леонард, руководитель справочного отдела библиотеки Университета Уэйк Форест, предлагает начать занятия с обсуждения подобных реплик: «Я учусь на последнем курсе, никогда не пользовался библиотекой и всегда получал высокие оценки»; «Мне дали задание найти 5 книг, 3 статьи и 2 web-сайта, а я не представляю, как это сделать»; «Не могли бы Вы быстро найти информацию, которая мне необходима?».
Ассоциацией научных библиотек и библиотек колледжей в настоящее время разработаны стандарты информационной грамотности, согласно которым информационно грамотный пользователь:
• определяет область нахождения требуемой информации;
• квалифицированно и результативно проводит информационный поиск;
• критически оценивает полученную информацию;
• интегрирует отобранную информацию в свою систему знаний;
• эффективно использует информацию в соответствии с заданными целями;
• понимает экономические, юридические и социальные аспекты использования информации;
• соблюдает этику и законность при доступе к информации.
За последние пять лет количество пользователей, ежегодно проходящих обучение информационной грамотности в библиотеке Университета штата Северная Каролина, увеличилось в два раза, следовательно, несмотря на наличие определенных информационно-поисковых навыков большинства нынешних читателей, потребность в таком обучении велика.
В отличие от курса обучения информационной грамотности занятия по улучшению компьютерных навыков проводятся в обучающем центре библиотеки с каждым пользователем индивидуально. Результат обучения — умение самостоятельно составлять коллекции ссылок, оформлять научную работу, пользоваться в компьютерной лаборатории и т. п.
Сервисные службы (фотокопирования и микрофильмирования, дистанционных услуг и доступа, студии видео-звукозаписи и др.) призваны удовлетворять разнообразные информационные потребности пользователей.
Многообразие информационных ресурсов и сложная инфраструктура современной университетской библиотеки требуют квалифицированной технологической поддержки ее деятельности. Поэтому в библиотеке обязательны такие подразделения, как отдел информационных технологий, отдел библиотечных систем, отдел цифровых библиотечных инициатив и др.
Вся создаваемая библиотечная инфраструктура предназначена для предоставления пользователям высококачественного библиотечного обслуживания. Как выразился Пол Конвей, директор центра информационных технологий библиотеки Университета Дюк: «Конечной целью всегда должна быть технология для человека, в библиотеке — услуги для пользователя».
Университетские библиотеки Северной Каролины предоставляют своим пользователям широкий выбор услуг и видов библиотечного обслуживания. Несмотря на то, что и сегодня читателями востребованы традиционные виды обслуживания (пользование читальными залами, абонементом, МБА), все большее развитие получают дистанционные виды библиотечного обслуживания: виртуальная справочная служба, виртуальные экскурсии по библиотеке, электронный МБА, онлайновое продление пользования абонементом и резервирование изданий, дистанционное обучение информационной грамотности и др.
Дистанционные библиотечные услуги реализуются с помощью web-сайта — неотъемлемой части библиотечной технологии. Все они призваны создавать не только информационный комфорт, но и новое качество обслуживания. Справочная служба «Спроси библиотекаря» работает в режимах online, электронной почты, телефона. Виртуальные экскурсии по библиотеке дают наглядное представление о расположении библиотечных служб, что упрощает пространственную ориентацию в библиотеке.
Активное участие библиотеки принимают и в дистанционном обучении студентов, размещая на своих web-сайтах учебные курсы преподавателей университетов и создавая цифровые учебные коллекции. Возрастающая роль библиотеки в дистанционном образовании показывает, что библиотека сегодня является не только ресурсом, но и значимым участником образовательного процесса.
Более широкие возможности библиотечного обслуживания могут быть реализованы с помощью web-портала. Например, в библиотеке Университета штата Северная Каролина создан портал MyLibrary@NCState (my.lib.ncsu.edu), где представлены разделы со ссылками на справочную службу библиотеки, каталоги, виртуальная справочная коллекция, путеводители по базам данных и другие информационные ресурсы. Пользователь здесь же может создать собственную библиотечную web-страницу для организации удобного для себя доступа ко всем предоставляемым университетом ресурсам (так создается быстрый доступ к необходимым ресурсам и индивидуальная коллекция ссылок). Подобные разработки создаются и в других университетских библиотеках.
Современные технологии библиотечного обслуживания позволяют более эффективно поддерживать образовательный процесс в университете и способствуют интеграции пользователя в мировое информационное пространство.
Библиотеки университетов выполняют и общественную миссию, обслуживая не только свой контингент пользователей, но и местное население, кооперируясь с библиотеками колледжей и публичными. Так, правительство штата Северная Каролина финансирует организацию и функционирование корпоративного регионального электронного ресурса NCLIVE (North Carolina Libraries for Virtual Education), предоставляющего любому жителю штата или библиотеке возможность получить свободный доступ к базам данных EBSCO, ProQuest, Gale и различным местным ресурсам.
Сотрудничество между библиотеками штата осуществляется по разным направлениям: корпоративное комплектование фонда и доступ к электронным ресурсам, МБА, книгообмен, обслуживание читателей, а также и повышение квалификации.
Казалось бы, что при достигнутом уровне дистанционного обслуживания в университетских библиотеках штата читатели должны просто перестать ходить в библиотеки. Парадокс в том, что количество посещений библиотек остается на одном и том же уровне, либо даже имеет тенденцию к некоторому росту. Так, в библиотеке Университета штата Северная Каролина количество посещений в последние годы остается постоянным (1,7 млн в год), при этом количество обращений к библиотечному web-сайту с 1995 по 2002 год увеличилось в 12 раз (с 2,2 млн до 26,8 млн ежегодно). Это свидетельствует о востребованности и успешном развитии университетских библиотек США в условиях современного информационного общества.
Увиденные нами библиотеки отличались друг от друга, каждая оставила свое неповторимое впечатление не только архитектурой и планировкой зданий, фондами, но и организационной структурой, взглядами на кадровые вопросы, перспективы развития и т. д.
Общение с американскими коллегами было открытым, доброжелательным. А сравнение американского опыта с российским позволило участникам стажировки осмыслить собственные перспективы развития. Несмотря на российскую специфику, выражающуюся в сложности реализации библиотечной деятельности как таковой, нашим университетским библиотекам также необходимо стремиться соответствовать современным требованиям образовательного и научно-исследовательского процесса, ибо альтернативы развитию библиотеки как института информационного общества просто не существует.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы