Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (23)'04 - ЧТЕНИЕ
Будем ли отстающими?
Наталья Николаевна Сметанникова, президент Московского отделения Международной ассоциации чтения (IRA), вице-президент Межрегиональной российской ассоциации чтения, профессор,
кандидат психологических наук

Забота о качестве чтения сегодня — это забота о будущем нации.
В странах, лидирующих по уровню грамотности, общество осознало чтение как проблему, по меньшей мере, всей системы образования.
Что сделает Россия, чтобы догнать Корею и Новую Зеландию?

Pезультаты международного исследования-мониторинга качества образования, оцениваемого по качеству знаний и умений по трем основным направлениям (Program of International Student Assessment, сокращенно PISA) ждут с тревогой и надеждой в 32 индустриально развитых странах, включая теперь и Россию.
Среди трех направлений — чтение, математика, основы наук — приоритетным в 2000 г. было чтение. Первый раз Россия приняла участие в обследовании 15-летних учащихся. Всего проверили 265 000 учащихся разных школ. Российские школьники заняли 27 место (27—29). Подчеркнем, что их возраст — 15 лет, то есть они родились в 1985-м, и детство их пришлось на годы серьезных событий и преобразований в нашей стране. Результаты исследования отразили ослабление внимания к чтению в России и не только показали реальное качество образования в школах разного типа, но и возможности доступа к книге в разных регионах страны.
Сравним. Лучшие результаты показали 15-летние школьники Финляндии(1), Канады(2), Новой Зеландии(3), Австралии(4), Ирландии(5), Кореи(6), Великобритании(7), Японии(8), Швеции(9), Австрии(10). Франция заняла 14-е место, США — 15-е , Испания — 18-е , Чехия — 19-е , Италия — 20-е , Германия — 21-е , Португалия — 26-е , Латвия — 28-е. Последние два места остались за Мексикой и Бразилией.
На самом высоком 5-м уровне качества чтения находятся более 15% учащихся Великобритании, 10% учащихся Австралии, Канады, Финляндии, Новой Зеландии и только 3% учащихся России.
Не установлено зависимости между числом учащихся читающих на высоком пятом и самом низком первом уровне. Так, в Финляндии около 18% отличников и всего 2% учащихся находятся ниже первого уровня, а в США — около 12% составляют отличники, но 6% неграмотных. В Корее — отличников менее 6%, а неграмотных — менее 1%, что говорит о высоком среднем уровне всего населения. Средняя группа учащихся Кореи велика по численности и результат страны в целом также очень высок. В России установлено 3% отличников и 9% неграмотных.
Удовлетворительную грамотность имеют 60% учащихся в развитых странах. В России таких — 43%. Около 28% учащихся России имеют неудовлетворительную грамотность, в то время как в Финляндии таких учащихся около 7%, в Корее — 6%, Японии — 10%, США — 18%, Германии — 23%, Франции — 15%, Венгрии — 23%, Бразилии — 56%, Лихтенштейне — 23%, Португалии — 27%.
Различия в результатах международные эксперты объясняют несколькими факторами. Перечислим основные.
1. Значение чтения в обществе, которое определяется уровнем грамотности населения, количеством книг на человека в публичной библиотеке и количеством книг в домашней и школьной библиотеках, а также количеством газет и других доступных изданий на человека, количеством книжных магазинов, расположенных в 30 минутах ходьбы от дома, количеством свободного времени и качеством его проведения (ТВ, компьютеры и пр.).
2. Качество подготовки педагогов, качество преподавания, отношение количества учителей и учащихся, адекватность оценки себя в качестве читателя, обучение чтению и грамотности в рамках каждого предмета.
3. Язык обучения (родной, неродной) и его лингвистические особенности (один звук — одна буква и др.).
Отечественные специалисты также называют внешкольные и внутришкольные факторы, характеризующие учебные заведения (городские или сельские школы, средние школы, ПТУ или гимназии и т. п.). В России 34% различий объясняются внешкольными факторами, остальные — внутришкольными.
Хорошие результаты показали учащиеся гимназий, лицеев и других специализированных школ Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Самый низкий уровень продемонстрировали учащиеся школ городских окраин, ПТУ и сельских школ.
Безусловным достижением системы образования считаются результаты, не зависящие от места проживания и типа школы. Они свидетельствуют о равных правах на образование. Такие результаты показали 12 стран: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Корея, Дания, Ирландия, Канада, Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция и Исландия.
Другим показателем качества образования считается независимость результата от социально-экономического статуса семьи. Этим показателем особенно гордятся Финляндия и другие Северные Европейские страны. В нашей стране он «разорван» — мы имеем не читающих детей в экономически благополучных семьях и читающих — в социально высоких, но экономически средних семьях. Именно последние нуждаются в свободном доступе к книге и другим материалам в школьной и публичной библиотеках.

Факторы роста
Результаты обследования PISA-2000 вызвали бурное обсуждение в средствах массовой информации, на совещаниях и конференциях в Германии и Португалии, Бельгии и Ирландии, Великобритании и США. Россия и Греция обошлись локальными обсуждениями среди групп специалистов и упоминанием в средствах массовой информации.
Комментируя получаемые в течение десяти лет высокие результаты, представители Финляндии называли несколько факторов, среди которых первым был высокий социальный статус учителя, что позволило привлечь в школы талантливую молодежь. Вторым важным фактором явилась подготовка учителя, которая с 1977 г. стала занимать 6 лет и заканчиваться получением степени магистра. Первые учителя-магистры пришли в школы в 1981 г. Одним из основных аспектов подготовки является внимание преподавателя любого предмета к текстовой деятельности — чтению и письму. Третий фактор — появление в школе учителя чтения. Это позволило дополнительно работать как со всеми учащимися, так и отдельно со слабыми над приемами работы с текстом на всех предметах.
Четвертый фактор — преобразования в системе образования — позволяет держать в особом фокусе чтение детей 10—12 лет. Так, в некоторых странах (Германия, Финляндия) базовая, начальная школа составляет 6 лет, в других же первая ступень средней школы (Франция) по-прежнему уделяет особое внимание чтению и грамотности. Эти преобразования опираются на серьезные национальные и международные исследования, в которых показано, что для приобщения к чтению этот возраст является критическим. Пятый фактор — внимание к чтению и письму (грамотности) на всех уроках в школе, включающее обучение текстовой деятельности. Шестой — приобщение к свободному, досуговому чтению в свободное время через программы поддерживающего чтения второй половины дня. Седьмой — постоянный мониторинг чтения по критериям качества чтения.
Таким образом, чтение стало осознаваться обществом не только как забота начальной школы, но проблема, по меньшей мере, всей системы образования, а полученные в ходе обследования результаты — реальными и достоверными показателями качества обучения, которые влекут преобразования в дошкольном обучении (Германия, Великобритания), средней школе (Исландия, Германия, Бельгия), подготовке и переподготовке учителей (все перечисленные страны), изменения учебного плана (Бельгия) и методик обучения чтению (Португалия). В Бельгии вернули «второгодничество» для учащихся, не справившихся с программой. По примеру Великобритании в школы приходят специально подготовленные консультанты или учителя чтения.
Учитель чтения появился в Великобритании в 1990-х, когда страна показала низкие результаты в международных исследованиях. Работает такой специалист и в некоторых школах в Новой Зеландии, США и Финляндии. Если суммировать функции учителя чтения в нескольких странах и спроектировать его деятельность в отечественной школе, то он должен обучать приемам, стратегиям работы с текстом на материалах школьных учебников по разным предметам и дополнительным материалам, оказывать индивидуальную помощь слабоуспевающим учащимся, включающую элементы психологической и логопедической работы, проводить диагностику и тестирование качества чтения, приобщать к чтению и информационной работе, организовать внеклассное чтение детей, оказывать методическую поддержку учителям — предметникам по работе с текстом.
Отметим, что в исследованиях 1990-х годов были выявлены три фактора, которые часто указываются как возможно влияющие на высокие показатели. Это раннее обучение чтению, большое количество часов чтения и обильное тестирование. Последние исследования не подтвердили их влияния на высокий результат. Финляндия опять же явилась примером противоположного: дети приходят в школу в 7 лет, не умея читать, имеют среднее по международным стандартам количество учебных часов чтения, почти не имеют стандартных тестов чтения, что очень близко к ситуации в России.

Урок чтения
и культура учения
Как улучшить качество чтения в России? Научное и педагогическое сообщество нашей страны должно осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, использовать это как способ создания своего внутреннего мира. Чем быстрее оно это сделает, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.
Общество должно осознать, что школа осталась единственным социальным институтом, в который должны приходить все дети. Поэтому вне ее не могут проходить программы и мероприятия по приобщению детей к чтению и книге. Очень хорошо, что начата работа по приданию ведущего в ней места школьной библиотеке, подготовке школьного библиотекаря, но этого пока не достаточно.
Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах. Это предполагает, что преподаватели всех предметов должны владеть приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах. Это будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.
Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.
В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения.
Положительный фактор — выделение в учебных стандартах школ России (1998) области, которая долгое время относилась к библиотечным умениям: самостоятельный выбор книг, работа с каталогами и информационной ресурсной литературой, заполнение библиографических карточек. Это указывает на пути тесного взаимодействия, учителя с библиотекарем школьной и публичной библиотеки. Сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов.
Работа с информацией включает пять основных шагов: создание и передача информации, создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), организация информации (предметный указатель, базы данных), физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), оценка информации. Она объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки.
Актуальным остается вопрос о государственной и общественной поддержке чтения. Объявляя десятилетие грамотности (2003—2012), ООН поставила перед всеми странами задачу предоставить подрастающему поколению возможность получать бесплатное, всеобщее и качественное начальное и среднее образование, чтобы искоренить неграмотность (R. M. Torres «Education for all»).
В нашей стране пока еще нет федеральной программы поддержки чтения и грамотности, но общественность осознает ее необходимость. Вероятно, на первых порах она может иметь форму Плана действий. Для разработки серьезной программы необходимо провести несколько всероссийских мероприятий уровня «Год чтения», организовать фундаментальные научные исследования, ввести понятие и разработать качественные характеристики уровней чтения по возрастам (reading age), включить школы и школьные библиотеки в список организаций, чье участие поощряется в проведении поддерживающих и пропагандирующих чтение мероприятий, организовать подготовку консультанта для средней и старшей школы.
Одной из первых частных проблем, которую надо решать сегодня, является проблема резкого падения детского чтения в период перехода из начальной школы в среднюю (5—6 классы, 10—12 лет).
Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы