Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (24)'04 - 200 лет Х. К. Андерсену
Андерсен об Андерсене
Автор биографии оставляет за читателем право воспринимать сказки Андерсена такими, какие они есть. На первый план биограф выводит взаимосвязь литературного и художественного творчества писателя.

Двухтомная биография великого сказочника, написанная его однофамильцем Йенсом Андерсеном, позволяет читателю уйти от традиционного восприятия известной личности.
Существует необозримое множество книг, историй и анекдотов, повествующих об удивительных, странных и во многом еще непризнанных гранях таланта Андерсена. Его личность и творчество всегда были предметом многочисленных и многообразных исследований. И тем не менее датское издательство Гюльдендаль при поддержке Фонда «Х. К. Андерсен—2005» сочло необходимым в преддверие 200-летнего юбилея со дня рождения Х. К. Андерсена в очередной раз выпустить биографическую работу, посвященную великому датчанину.
На вопрос, оправдан ли столь нелегкий труд и немалые финансовые вложения, если учесть, что одна из наиболее полных биографий Андерсена, написанная англичанкой Джеки Вуллшлегер, вышла совсем недавно — в 2000 году, датские средства массовой информации в один голос ответили «да» и осыпали книгу множеством хвалебных рецензий.
Автор книги — однофамилец великого писателя Йенс Андерсен — известный биограф, ранее занимавшийся творчеством Тома Кристенсена, Тове Дитлевсен, Тит Йенсен и Акселя Сандемосе — датских писателей, к сожалению, практически не известных у нас. Над биографией Андерсена он трудился четыре долгих года. В результате получилось объемное (почти тысяча страниц) двухтомное издание, которое и поступило в продажу 27 ноября 2003 года. (Jens Andersen. En biografi 1—2. 968 s. ill., Gyldendal, Kobenhavn 2003).
Йенс Андерсен использует неожиданный подход к биографическому материалу. Повествование о Хансе Кристиане Андерсене он начинает с того момента, когда будущий писатель в четырнадцатилетнем возрасте впервые оказывается в Копенгагене. Этот прием, заимствованный прямо-таки из художественной литературы, срабатывает следующим образом: автору удается разрушить представление о традиционном восприятии жизненного пути Андерсена как превращения из гадкого утенка в прекрасного лебедя. По прочтении книги складывается впечатление об Андерсене, как о волевом, амбициозном и самоуверенном человеке, с недюжинной жизненной хваткой, бесконечно вызывающим раздражение окружающих. Успех его был основан на комбинации расчета и редкой напористости с апелляцией к филантропическим чувствам и романтическим представлениям о «естественном человеке», популярным среди влиятельных представителей общества того времени.
Один из излюбленных аспектов исследователей — любовные отношения в жизни Андерсена. Отчета о многочисленных влюбленностях писателя не избежать и в этой биографии. Однако Й. Андерсен несколько меняет фокус исследования. Современные биографы имеют тенденцию классифицировать эротические порывы писателя в рамках новомодных понятий: гомосексуальность, гетеросексуальность, бисексуальность, асексуальность. Такие определения, с точки зрения автора, упрощают переживания Андерсена до полового влечения и не способны их объяснить. В описании чувств писателя он предлагает оперировать понятиями XIX века, такими как платоническая любовь, возвышенная дружба и сентиментальное восхищение.
Анализ жизненного пути творца не может не сопровождаться отсылками к его творчеству. Во многом эта связь и составляет суть привлекательности биографических работ: художественное творчество предстает осмыслением жизненных коллизий и наоборот. Но Й. Андерсену удается провести четкую границу между этими явлениями и избежать однозначного биографического прочтения произведений Андерсена. Он оставляет за читателем право воспринимать сказки Андерсена такими, какие они есть, во всей их детской непосредственности.
На первый план биограф выводит другую взаимосвязь — творчества литературного и художественного. Х. К. Андерсеном было создано 800 бумажных силуэтов и 16 иллюстрированных альбомов. Йенс Андерсен в своей книге делает первую попытку проанализировать символику и структуру андерсеновских силуэтов, обнаруживая глубокое взаимопроникновение стиля и техники исполнения «ножницами» и «пером».
Из несомненных достоинств книги, помимо представления тончайших нюансов личности Андерсена, стоит также упомянуть динамичность и образность повествования, которую биографу удается поддерживать, не скатываясь до примитивности и запанибратства со своим героем.

Анна Горбачева,
по материалам датских
интернет-изданий:
www.information.dk, www.hca2005.dk, www.historie-online.dk, www.gyldendal.dk
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы