Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (24)'04 - Детские библиотеки
Находки, успехи и опыт работы
Александра Ивановна Тамбовская, библиотекарь координационно-методического отдела Липецкой областной детской библиотеки

Не только количество, но и качество детского чтения волнует библиотечных работников. Участники прошедшей в Липецке конференции «Детское чтение как феномен культурного наследия» вели разговор о книгах и детском чтении как о своеобразном коде культуры будущего народа, которая может стать для наших потомков культурным наследием.

Всероссийская научно-практическая конференция «Детское чтение как феномен культурного наследия» состоялась 12—14 октября на базе Липецкой областной детской библиотеки. В ней участвовали представители 16 регионов России. В ходе работы конференции специалист Российской государственной детской библиотеки Е. И. Голубева выступила с докладом «Детское чтение в контексте развития информационного общества». О приоритетах развития и поддержки детского чтения в Липецкой области сообщил начальник областного управления культуры и искусства Ф. И. Жиляев. О работе Российского детского фонда по духовной защите детства рассказала председатель Липецкого регионального отделения фонда В. И. Жданова.
Главная проблема, которая рассматривалась на конференции, — как заинтересовать юного читателя не просто в чтении, а в книге высокохудожественной, духовно-нравственной, эстетически и интеллектуально полезной. Каждая областная детская библиотека, решая эту задачу, ищет свои методы и формы воздействия на детей и подростков.
В Нижнем Новгороде разработали совместную программу со средствами массовой информации «Библиотека у микрофона». Городское радио открыло новый канал ежедневной связи библиотеки с общественностью. Эти передачи слушают пешеходы на улице, педагоги, родители. Радио постоянно напоминает о библиотеке и ее проблемах, информирует о новых книжных поступлениях, лучших образцах художественной литературы. Три раза в неделю (по семь раз в день) звучат библиотечные темы в эфире.
Заместитель директора Ставропольской краевой детской библиотеки Л. Б. Какабадзе подчеркнула: «Могучая система средств массовой информации формирует у людей, а у детей особенно, так называемое “клиповое” мышление — с очень коротким временем внимания. Поэтому, приходя в библиотеку, школьники все чаще просят произведения школьной программы в кратком изложении. При этом литературная классика, несущая ребенку духовность, любовь к Родине, родителям, людям, поверхностно “пробегается”, а не постигается во всей ее глубине». Поэтому Ставропольская библиотека делает акцент на приобщении юных читателей к русской классической литературе. Здесь работает творческая лаборатория «Нескучная классика», где идет разговор также и о судьбах русских писателей-эмигрантов. На примерах жизни и творчества И. Бунина, И. Бродского, С. Дягилева и др. читатели постигают такие понятия, как «Родина», «народ», «патриотизм», «гуманизм». Популяризируя литературную классику, библиотекари постоянно возвращаются к теме совести и личной ответственности человека за жизнь общества. Детям предлагается размышлять и дискутировать о богатстве личности того или иного писателя.
Второй год ОДБ г. Тамбова проводит творческие лаборатории для детских и сельских библиотек области. В стадии организации областная творческая лаборатория для литературно одаренных детей. С 1985 г. в библиотеке работает детское литературное объединение «Тропинка», где занятия с юными стихотворцами ведет поэт, писатель, публицист Валентина Дорожкина. Произведения членов литобъединения публиковались и публикуются в журналах «Детская литература», «Костер», «Детская роман-газета», «Мы». Одаренные дети участвовали в Межрегиональном конкурсе-фестивале «Начало», на всероссийских олимпиадах. Изданы коллективные сборники стихов юных поэтов.
В Белгороде значительным общественным явлением стали ежегодные традиционные Лихановские чтения. Они проходят в ОДБ с участием администрации области и Российского детского фонда. Благодаря чтениям подписаны документы, направленные на практическую помощь неблагополучным детям. В 2000 г. принят Закон «О защите прав ребенка в Белгородской области», постановлением главы администрации утверждена концепция «Стратегические принципы защиты детства в Белгородской области». В июне 2004 г. принят Закон «О государственной поддержке библиотечного обслуживания детей в Белгородской области» — он стал важным инструментом формирования региональной политики защиты прав детей и подростков. Каждый год на Лихановских чтениях идет речь о проблемах сохранения богатств русского языка. Вышли два сборника материалов «Литературно-педагогические Лихановские чтения».Интересный опыт работы с краеведческой литературой представила Орловская ОДБ им. М. М. Пришвина. Этот край дал нам таких классиков отечественной литературы, как И. Тургенев, И. Бунин, Л. Андреев, Н. Лесков, Н. Карамзин, В. Жуковский, В. Гаршин, Д. Давыдов и многие другие. Поиск краеведческой информации быстро осуществляется благодаря электронной картотеке «Наш край». Наиболее интересные статьи из периодики собраны в полнотекстовую базу данных. Есть электронная картотека «Периодика Орловской области». Большой популярностью у юных читателей пользуются электронный календарь знаменательных и памятных дат Орловщины и электронная коллекция фотоснимков и портретов выдающихся земляков. В ОДБ ежегодно проводятся конкурсы юных поэтов и прозаиков. Издан сборник детских произведений о родном крае, составленный сотрудниками ОДБ. Союз писателей России назвал его лучшей детской книгой России 2003 года. Библиотека стала лауреатом премии имени Эдуарда Володина Союза писателей России. Вместе с малой академией наук «Искатель» (действующей при городском научном обществе учащихся) на базе ОДБ проводится большая исследовательская работа по героико-патриотической краеведческой тематике. Выпущено восемь учебно-методических пособий. В ОДБ Ростова-на-Дону создали Центр книги и чтения «Золотые руки». Здесь детей и родителей активно приобщают к художественной книге. Основной метод — совместное творчество детей, их родителей и библиотечных работников. Новизна проекта в том, что чтение рассматривается как активный духовный процесс, побуждающий ребенка к творчеству. В работе используются библиотечный Театр книги, мастерские «Волшебная кисть», «Созвучье», «Открытая книга». На основе совместной деятельности создается сообщество «дети — родители — волонтеры — библиотекари», где читательский опыт передается от старших поколений к младшим, между ними ведется культурный диалог. Интересно строить работу помогает деловая игра: в зависимости от способностей и психологических особенностей юного читателя ему предлагается выступить в роли литературного героя или автора книги, режиссера или художника, литературоведа или библиотекаря. Анкетные опросы читателей и устное общение помогают выявить разные типы детей и подростков по отношению к книге. Тем, кто не любит читать, предлагается экскурсия по Центру; проводятся литературные игры. Если ребенок застенчив и не любит общаться, ему предлагают посидеть в «Доме Тишины», придумать «мини-спектакль» по книгам из вылепленных фигурок. Вся работа построена с опорой на творческую активность детей. Они сочиняют стихи и прозу, составляют сценарии по сказкам, изготовляют рукописные книги.
Библиотеки — участницы конференции представили множество интересных методических изданий на выставке «Чтение сегодня и всегда». Это «О наших правах — в рассказах, рисунках, стихах» (Ставрополь), «Возрождая традиции семейного чтения» (Орел), «Школа родительской грамотности» (Тамбов), «Мир подростка и подросток в мире» (Иваново).
В различных формах был широко представлен и опыт гостеприимных хозяев конференции — Липецкой ОДБ. Председатель правления Липецкого отделения Союза писателей России Б. М. Шальнев рассказал о совместном творчестве коллектива библиотеки и писательской организации. Изданы востребованные детскими библиотеками аннотированные путеводители расширенного содержания «Литературный Липецк» (о современных поэтах и прозаиках области) и «Природа Липецкого края в художественной литературе». Липецкие писатели — частые гости ОДБ: здесь проходят литературные вечера, выступают молодые авторы — члены литературной студии «Взлетная полоса».
Свой опыт Липецкая ОДБ представила в докладах и выставках, разнообразной методической литературе на различных носителях информации. В отделе младшего школьного возраста разработана индивидуальная система занятий с дошкольниками, здесь уделяется пристальное внимание раннему литературному развитию малышей. Все занятия проводятся, как правило, в игровой, увлекательной форме, сопровождаются аудио- и видеопоказом, демонстрацией диафильмов и произведений живописи. В занятиях клуба дошкольников «Росточек» участвовали преподаватели Липецкого государственного педагогического университета, которые использовали библиотечный опыт в создании новых учебников для иноязычных школ. Для младших школьников работает клуб «Былина», где дети знакомятся с родной историей — России и Липецкого края.
«Изюминка» творчества сотрудников отдела обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста — многогранная работа по историко-патриотическому воспитанию подростков. Проводятся совместные мероприятия (встречи с ветеранами; вечера памяти воинов, погибших в Афганистане и Чечне; спектакли и театрализованные представления библиотечного театра «Синяя птица») с учащимися кадетских классов 14-й средней школы. Восьмой год реализуется авторская программа «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» (популяризация исторических знаний, книг по отечественной истории и краеведческой литературы). Главная задача — пробудить в детях живой интерес к общечеловеческим ценностям. К 60-летию Победы создается альбом памяти «Военное детство» (воспоминания очевидцев). Прошел областной конкурс юных поэтов, прозаиков, публицистов «Имя твое, мой край» (история возникновения названия городов и сел области в разных художественных жанрах). Проведено исследование «Национальный вопрос в Липецке» (итоги анкетирования и опроса старшеклассников весьма интересны). Отдел искусств поделился опытом по реализации цикла интересных программ: «Весь мир — музей», «Я и мир», «Сокровища России», «Все мы на свете друг другу нужны», «На площади искусств». «Экология слова» — проект, реализуемый в этом году в Липецкой ОДБ, — широкомасштабная пропаганда культурной речи, борьба с распространенной среди подростков неграмотной лексикой, нецензурными выражениями, неэстетичным молодежным сленгом. Проект призван объединить усилия областной и районных детских библиотек, школ и семей в противостоянии засорению родного языка, решении проблемы сохранения культуры и богатства речи. Подготовлена ценная литература в дар двадцати районным и городским библиотекам (толковые словари, хрестоматии, русские народные сказки, былины, стихи лучших поэтов, справочники, сборники развивающих упражнений и комплекты настольных игр по русскому языку). Работа будет проводиться и в форме выставок, театрализованных представлений, творческих конкурсов. По теме проекта издан комплект библиографических материалов: «Липецкий край и культура древних славян» (цикл бесед с элементами театрализации), «Лишь слову жизнь дана» (к 430-летию «Азбуки» и 440-летию «Апостола» Ивана Федорова), «Ручей хрустальный языка родного» (памятка). На компакт-диске «Уроки Мальвины» представлен flash-анимационный цикл занятий по русскому языку, направленный на развитие стремления детей к использованию грамотной, правильной речи.
Психолог Е. Агатьева выступила на конференции с докладом по итогам проведенного среди детей и родителей психологического исследования «Современный ребенок в зеркале чтения: физический, психический и духовный аспекты». Анкетирование и тестирование помогли выявить, как родители и их отношение к ребенку влияют на его характер, развитие, стремление к знаниям и чтению книг.
Результаты исследования показали, что ценностные ориентации родителей и их отношение к детям в формировании личности ребенка играют определяющую роль. У родителей с ведущей потребностью в самовыражении дети, как правило, любят читать книги (чтение книг у них на первом месте в ряду увлечений). Они имеют широкий кругозор, хорошо учатся, стремятся к новым познаниям. Однако у них нередки ощущения слабости, вялости, сонливости, есть симптомы быстрой истощаемости нервной системы.
На втором месте по многочисленности — группа родителей с ведущей потребностью в признании. Их дети читают книги сравнительно редко, предпочитая занятия с компьютером. А в чтении у них преобладают ужастики, комиксы и приключения. Эти школьники на первое место ставят «активную жизненную деятельность». Настораживает, что они больше всего ценят необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей. Болезни желудка, боли в суставах и спине — их характерные недомогания.
Родители, у которых доминирует потребность в безопасности и упрочивании своего положения, вместе с детьми читают много познавательной литературы. Но тревожным симптомом является то, что эти дети сильно зависимы от родителей, а последние, к сожалению, способствуют развитию в своих чадах комплекса неполноценности, слишком опекая их и считая неудачниками.
Наконец, родители с ведущими материальными потребностями стараются навязать детям свою волю. И дети «спасаются» от этого за экраном телевизора. Они нервозны, пассивны, душевно одиноки. Но реже жалуются на здоровье. (Лишь иногда «болит желудок»: видимо, из-за обедов всухомятку по причине «невозможности» оторваться от экрана). Эти дети более оптимистично смотрят на жизнь и более общительны. У них быстрая реакция, они легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Но они весьма неусидчивы, им трудно надолго сконцентрировать свое внимание на одной теме.
Участники конференции оценили наработки и заслуги коллег как инициаторов движения в поддержку детского чтения и пришли к заключению, что продвигать идею чтения в умы нового поколения, защищать его ценности необходимо:
• усиливая и отстаивая значимость специализированного библиотечного обслуживания детей как самого действенного инструмента в деле активизации и обеспечения прав ребенка на читающее детство;
• поддерживая статус детского чтения как способа обретения культуры, средства расширения кругозора и интеллектуального развития, посредника социализирующего общения;
• получая достоверную и полную информацию об издаваемой детской литературе в России для полноценного комплектования лучшими изданиями для детей;
• устанавливая и укрепляя связи с организациями, имеющими интерес к чтению, включая государственные и негосударственные, общественные и коммерческие;
• демонстрируя престижность и общественную значимость чтения посредством разработки и реализации региональных программ чтения;
• объединяя усилия детских библиотек в области исследований детского чтения;
• применяя дифференцированный подход не только к разным категориям читателей, но и к моделям чтения, т. к. для одного ребенка чтение — это труд и творчество, а для другого — только извлечение полезной информации для образования;
• разрабатывая и внедряя в практику работы библиотек современные технологии и методики обучения развивающему чтению, критическому мышлению, литературному творчеству;
• расширяя сферы влияния библиотек, оставаясь доступными для нечитающих детей, в том числе — с использованием возможностей электронной культуры;
• уделяя особое внимание репертуару чтения детей и подростков;
• выявляя и используя читательский опыт детей как ценность культуры и основу развития личности;
• убеждая каждого ребенка в личной значимости чтения именно для него;
• укрепляя материально-техническую базу библиотеки как необходимое условие организации библиотечного пространства;
• развивая инфраструктуру непрерывного образования библиотекарей как педагогов детского чтения.
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы