Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (24)'04 - ВЫСТАВКИ
Честь мундиру
Наталия Михайловна Аванесова,
ведущий библиотекарь РГБИ

Выставка «Служу Отечеству», открывшаяся в Голубом зале Российской государственной библиотеки по искусству
в сентябре этого года, посвящена наследию талантливого мастера и уникального специалиста.

Офицер, ученый, художник, преподаватель, библиотекарь Валерий Николаевич Куликов всю жизнь занимался военным костюмом и достиг в любимом деле абсолютных вершин. В прошлом году его не стало. «Высочайший профессионал, незаменимый для библиотечного дела», — так вспоминают о Валерии Николаевиче в Российской государственной библиотеке по искусству (РГБИ), где он проработал 13 лет. Собранную им большую коллекцию книг, открыток, журналов, его вдова передала на хранение в РГБИ вместе с собственными трудами Валерия Николаевича. Первая экспозиция в новом выставочном сезоне библиотеки — «Служу Отечеству» — была посвящена памяти выдающегося сослуживца.
Выставка производила сильное впечатление, и не только на людей, знавших Валерия Николаевича в жизни. Все, кто заходил в Голубой зал РГБИ хотя бы случайно, заражались любопытством и продолжали осмотр уже с настоящим интересом. Такое восприятие работ В. Н. Куликова и его самого неудивительно. Своему делу он отдавал душу, поэтому во всем, что создал Валерий Николаевич, чувствуется личностное отношение.
Морской офицер, выйдя в отставку, В. Н. Куликов помимо библиотеки работал в Научно-исследовательском историческом центре ФПС РФ, где занимался восстановлением и разработкой формы одежды погранвойск, и преподавал историю военного костюма в школе-студии МХАТ, на постановочном факультете отделения художников и художников-технологов по костюму.
На выставке посетители могли увидеть часть книг из его коллекции. Особенно привлекали внимание антикварные тома дореволюционных изданий. В одной из витрин были собраны книги с дарственными надписями авторов Валерию Николаевичу— в благодарность за помощь или «в знак глубочайшего уважения». На стенах зала расположились акварели Куликова и рисунки его учеников. Между витрин — костюмы из фильмов, созданные при его консультациях.
17 сентября в Голубом зале РГБИ проходил вечер памяти В. Н. Куликова, на котором встретились его родные, друзья, соратники, коллеги и ученики. На работе в библиотеке Валерий Николаевич держался скромно, о себе говорил мало, так что для многих коллег с неожиданной стороны раскрылся его характер. Все выступающие рассказывали охотно, увлекаясь и вспоминая разные эпизоды из жизни Валерия Николаевича, его замыслы, отдельные фразы. А экспозиция рассказывала о том, как развивалась его профессиональная жизнь.
Валерию Николаевичу не было и 30 лет, когда он серьезно взялся за изучение истории формы одежды и вооружения армии и флота России. Друзья молодости вспоминают: «Он тогда еще не был мастером, но все в его характере предвещало огромный взлет в творчестве в годы зрелости». Однако потребовалось много времени, еще 30 лет, чтобы воплотить большой замысел в конкретном материале.
В. Н. Куликов начал исследование в ту пору, когда книг по военному костюму практически не существовало. Материал, мало описанный в мировой литературе, он собирал по крупицам в архивах, библиотеках и музеях, не пропускал ни одной выставки по военной тематике. Так же трудно приходилось всем немногочисленным исследователям в этой области. Когда к Валерию Николаевичу обратился за помощью французский коллега В. В. Звегинцов (автор лучшей монографии по истории русской армии), Куликов рад был поделиться теми источниками, которыми располагал, и ответил на запрос целой рукописной тетрадью с подробными комментариями, чертежами и описаниями.
При всей сложности поиска материала, Валерий Николаевич к полученным данным всегда относился с профессиональным скептицизмом, не доверяя поверхностным фактам. Коллеги наблюдали, как Куликов изучал подлинный исторический костюм: он обязательно осматривал ткань с изнанки и предлагал подробно описывать в отдельности каждую пуговицу, каждый шов.
На вечере С. Корнилов, давно знавший Валерия Николаевича (в том числе, и по Военно-историческому клубу, организованному в 1980-е гг.), рассказывал: «Педант с лучшей точки зрения, он скрупулезно подходил к материалу. Когда при консультации Валерий Николаевич не был уверен в данных, то всегда ссылался на те документы, артефакты, которые сам держал в руках». Так что сведения, полученные от В. Куликова, всегда считались профессионалами информацией самого высокого качества.
Большая часть фонда военного костюма в РГБИ атрибутирована Валерием Николаевичем. В отделе иконографии он работал с открытками, фотографиями, гравюрами и иллюстрациями, составлял аннотации и атрибутировал материалы по военному костюму, быту, аксессуарам. Благодаря Куликову, фонд электронных информационных ресурсов РГБИ пополнился CD «Русский военный мундир», к которому он отбирал иллюстрации и составил тексты.
В библиотеку консультироваться с Валерием Николаевичем приходили художники и военные, знатоки и любители военного дела, студенты с курсовыми проектами и дипломами. Всех поражала его эрудиция в униформологии — он мог по памяти описать костюм вплоть до ремешков и пуговиц. Люди специально звонили и приезжали к нему из разных городов России, со всего мира, и он никому не отказывал в консультациях.
Особенно ценны были такие данные для кинопроизводства, где военный костюм (как и любой исторический) — обязательное условие достоверности персонажа. Начиная с кинофильма Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) и заканчивая многосерийным фильмом В. Хотиненко «Гибель империи» (2004), многие режиссеры и художники по костюму, бережно относящиеся к истории, обязательно консультировались с Валерием Николаевичем.
Художник по костюму Р. Хомская (работает с режиссером В. Хотиненко), познакомившись в 1988 г. с В. Н. Куликовым, впоследствии обращалась только к нему. Она рассказывала на вечере: «Создавалось впечатление, что Валерий Николаевич знает все. Можно было позвонить со съемочной площадки, задать любой вопрос по обмундированию и точнейшая информация выдавалась мгновенно».
В профессиональной среде В. Н. Куликова называют теоретиком военного костюма. Однако помимо многочисленных теоретических трудов он создал и множество акварельных и карандашных зарисовок обмундирования разных эпох. Не имея профессионального художественного образования, Валерий Николаевич самостоятельно освоил живопись. Его статьи в специальных журналах «Цейхгауз», «Пограничник», Militaria magazine, Uniformes, Uniformi e armi и др. — всегда сопровождались собственными иллюстрациями автора. К изображению военной формы он подходил так же обстоятельно, как и к ее описанию. Валерий Николаевич считал неоконченными и не подписывал те работы, на которых обувь или перчатки военного еще не были раскрашены.
«Всему, что написано и нарисовано Куликовым, можно верить на сто процентов», — утверждают коллеги. В то же время посетители выставки в библиотеке могли увидеть, что его акварели отличаются не только точностью в передаче подробностей обмундирования, но и оригинальным художественным образом. «Всякая научная дисциплина подразумевает творчество», — считал Валерий Николаевич. Каждому военному он придавал своеобразную внешность и подбирал положение.
«Унылой схожести», «монотонности и скуки» Валерий Николаевич избегал в любых изображениях. Занимаясь разработкой эмблем в геральдическом центре Федеральной пограничной службы РФ, он настаивал, что рисунок должен быть интересным, не банальным и образным, чтобы «вызывать гордость от ношения эмблем ФПС и помогать выработке правильного вкуса у личного состава». Работая в этой структуре, Куликов получил орден «За заслуги перед Отечеством». Как говорил на вечере начальник центра полковник А. Деревщиков, «гражданские специалисты в системе пограничной службы обычно не получают таких наград».
Можно представить, как повезло студентам школы-студии МХАТ с преподавателем, да они и сами много рассказывали об этом на вечере. Со своими учениками Валерий Николаевич проходил историю военного костюма со времен Древнего Египта до периода Второй Мировой войны. По его лекциям они выполняли зарисовки костюмов, начиная с самых древних воинов разных стран и эпох. Причем требовалось изобразить не просто эскиз костюма, а представить технологию его изготовления. Все учебные работы Валерий Николаевич строго проверял и составлял длиннейшие списки комментариев. Особенно суров он был с самыми талантливыми учениками, когда чувствовал — «эта головка может дать больше». Так же и к похвалам в собственный адрес Куликов всегда относился очень сдержанно: «…Если все время гордиться своими достижениями и успехами, можно застыть на месте и скоро отстать в развитии и успехах. Гораздо полезнее, на мой взгляд, более критичное к себе отношение».
Даже в самое тяжелое для него время Куликов находил силы поддерживать окружающих. Каждый раз он умел доброй шуткой оживить лекцию или консультацию. Ни коллеги, ни ученики не догадывались о его болезненном состоянии в последний год: Валерий Николаевич никогда не жаловался. «У нас не хватило смелости, — говорила Р. Хомская, — отказаться от его услуг и дать ему отдохнуть».
До сих пор в библиотеку звонят люди, привыкшие к высокопрофессиональным консультациям по военному костюму. И хотя на вечере памяти прозвучало — «нескоро появится человек, который смог бы заменить В. Н. Куликова», — преемники у него уже есть. В школе-студии МХАТ историю военного костюма стал преподавать ученик Валерия Николаевича, уже известный в профессиональной среде специалист, Александр Владимирович Кибовский. Ученики В. Н. Куликова востребованы и постоянно заняты на съемках фильмов. Сразу после вечера студентка последнего выпуска школы-студии А. Образцова вызвалась разбирать архив Куликова в РГБИ. В иконографическом отделе библиотеки сейчас работает специалист по военному костюму Кирилл Владимирович Цыпленков.
Основным преемником Валерия Николаевича оказалась сама библиотека. Его коллекция, благодаря Виктории Максимилиановне, вдове В. Н. Куликова, не разошлась частями по рукам и теперь в целостности хранится в РГБИ. Здесь у всех специалистов по военному костюму будет равная возможность работать с этими материалами. И об этом — один из отзывов посетителей прошедшей выставки: «Хорошо, что наследие такого талантливого мастера, уникального специалиста бережно сохраняется, и те, кто будет дальше работать в области военного костюма, смогут воспользоваться его открытиями, находками, достижениями, продолжить дело его жизни. Такая преемственность радует и утешает».
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы