Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (14)'04 - КНИГА И ИНТЕРНЕТ
Литература в стиле WEB
Татьяна Филиппова, главный редактор журнала "Библиотечное Дело"

В середине XV века Иоган Гутенберг в городе Майнце напечатал так называемую 42-строчную Библию. Так началась эра книгопечатания, и постепенно книжный вал захлестнул и коренным образом изменил человечество. Раздвинув границы бытия, книга сделала людей более образованными, чувствующими, понимающими, подверженными чужим идеям и способными к производству своих.
Герои Данте, Шекспира Достоевского бесчисленно клонировались в сознании читателей, они любили, страдали, рефлексировали, плели интриги, устраивали заговоры, дружили и предавали и, наконец, погибали. Они были лишены лишь одной возможности – изменить свою судьбу.
Линейная, как ее называют сейчас, литература всегда покоилась на принципах причинно-следственных связей: если Аннушка пролила масло, то Берлиоз уже никак не мог попасть на заседание МОССОЛИТА.

Отец русского литературного киберпанка Виктор Пелевин как-то написал:«Когда начинаешь читать, еще не текст направляет твои мысли, а сами мысли — текст. А если в руки попадет настоящая книга, это уже ни с чем не сравнишь. И неважно, какая, потому, что всякий раз читаешь книгу иначе. Сначала в ней бывают важны сами по себе слова, за любым из которых сразу же вспыхивает то, что оно обозначает, или зияет бессмысленная чернота. В следующий раз интересуешься уже целыми ситуациями…»

Компьютер, предоставивший новые технологии формирования зрительного образа (нелинейный монтаж) и текста (гиперссылки) изменил и саму природу восприятия нами текста. Возможность бесчисленных интерпретаций, вариативность прочтения, интерактивность отличают киберлитературу постриндустриального общества, у истоков которой стояли Гибсон, Пинчон, Эко, Риверте. Созданный ими виртуальный, «матричный» мир существует теперь параллельно с миром традиционной литературы.

Но очень часто под электронной литературой разумеют совсем иное, а именно – оцифрованные полнотекстовые варианты традиционных изданий. И эта путаница порождает поиски некой максимы – «или – или» (физики – лирики, кино-телевидение, книга-компьютер). Страшилки типа «интернет убивает книгу» представляются сильно преувеличенными. Даже с богатым воображением трудно представить человека, читающего с экрана «Войну и мир». Думаю, еще не скоро информация, полученная с монитора или с принтерной распечатки, составит альтернативу удовольствию взять в руки книгу, ощутить шелковистость ее переплета, восхититься ее иллюстрациями. А вот доверить ли автору решать судьбы своих героев или самому переписывать финал – это дело вкуса.

P.S. ПРОСТО ЦИТАТА ИЗ ИНТЕРНЕТА:
«Данный файл получен с сайта творчества Виктора Пелевина и предназначен только для персонального ознакомления с творчеством автора. Помните! Никакая электронная копия не сравнится с радостью, полученной от прочтения твёрдой копии произведения. Покупайте и читайте книжки».
© Сайт творчества Виктора Пелевина
Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы